Дэви

461

Богиня, чаще всего богиня-мать. В шиваитской мифологии употребляется для обозначения супруги Шивы, или Шакти, персонификации женской ипостаси его творческой энергии. Почитание богинь, особенно богинь-матерей, восходит к древнейшему периоду существования протоиндийской цивилизации. Среди археологических предметов, найденных в Хараппе, Мохенджо-Даро и др. Городах многочисленны стандартные женские фигурки из глины и рисунки, изображающие богинь-матерей - подательниц плодородия. По представлениям древних земледельцев, свойства женщины как рождающей и кормящей матери должны были магич. Влиять на урожай злаков, приплод скота и проявляться в изготовляемых ею вещах (не случайно гончарным делом первыми начали заниматься женщины).

Уподобляя женщину земле-кормилице, ритуалами и разными магич. Способами старались слить, соединить силу женского плодородия с полями, садами, огородами и т. П. Обряды могли иметь разный вид. Ритуальное обнажение и танцы перед богом дождя, вспахивание поля обнаженными женщинами, эротич. Пляски и церемонии, но в их основе лежало магич. Тождество женщины и земли. Типичной для древних земледельцев была и ассоциация богини-женщины с плодоносящим деревом, с растением. Семантическое сближение образа женщины и дерева запечатлено в нескольких протоиндийских изображениях (богиня в развилке дерева ашваттха, под аркой с листвой, в растительной короне и т. П.). При свящ. Дереве издревле совершались обряды, трактуемые как свящ. Брак.

Известны также символич. Брачные обряды женщины-богини и дерева, приуроченные к смене календарного цикла и призванные магич. Путем обеспечить правильный ход времени, напр, своевременный приход муссона, а значит, и благоденствие всего коллектива. Сложный и многозначный образ богини у дерева соотносился с глубокими фундаментальными представлениями об устройстве мира и имел космологич. Характер. Хтонический характер богини подчеркивался и ее связью с культом змей (см. ЗМЕЙ КУЛЬТ), усиливая ассоциации богини с плодородием, землей и женской производящей силой. Т. Обр., корни культа богини-матери, бесспорно, неарийские и относятся к глубокой архаике. Ведийской религии и мифологии идея активного женского начала изначально была чужда.

Ведийские женские персонажи в подавляющем большинстве схематичны и невыразительны. Они способны быть лишь бледной тенью своих божеств, супругов. Гимн Дэви-сукта в "Ригведе" (X, 125) не связан с к.-л. Конкретной богиней. Одно из немногих упоминаний о Д. В самхитах засвидетельствовано в "Атхарваведе". Д. Под именем Ума упомянута также в упанишадах. В индуистский пантеон Д. Вошла как супруга Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. При этом всплыли архаич. Элементы ее образа, свойственные доарийскому субстрату. Д. В пуранах - Махадэви, великая богиня, как бы вобравшая в свой образ множество богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. С тех пор ее значение возрастало.

В благожелательном аспекте богиню называли Сати (Добродетельная), Парвати (Дочь гор), Гаури (Белая), Аннапурна (Дарительница пищи), Амма (Мать). В устрашающем облике она больше известна под именами Дурга (Неприступная), Кали (Черная), Чанди (Свирепая). С супругой Шивы стала отождествляться и тамильская богиня войны Коттравей. Богиня способна быть нежной возлюбленной, преданной женой, заботливой хозяйкой и образцовой матерью, покорной, хотя и не безоговорочно послушной воле своего супруга, но может и свирепо справлять каннибальские пиры на поле брани и плотоядно упиваться кровью жертв, т. Е. Способна проявлять как благостный, умиротворенный, так и гневный устрашающий лик. Во враждебном аспекте ее изображают в виде отвратительной демоницы, с оскаленными клыками, кровавым языком, свешивающимся изо рта, и в ожерелье из черепов, нередко мчащейся верхом на льве.

Ее благостный аспект - красивая молодая женщина, исполненная прелести и очарования. Она сопровождает своего божеств, супруга или даже сливается с ним в едином образе Ардханари. В раннем средневековье становится популярным представление о богине как о шакти - энергии бога и подлинной основе его могущества. В шактизме богиня-мать вырастает до олицетворения всемогущего женского начала Джаганматри (Матери мира) и полностью доминирует над своим супругом. Без нее он беспомощен и лишь от нее получает свою творческую энергию. Д. Имеет своих почитателей, к-рые посредством мистич. Ритуалов и йогич. Практики стараются постичь смысл ее божественной сущности. Как Шива почитается в форме лингама, так объектом поклонения Д. Служит ее символ - йони, к-рый устанавливается в святилищах ее культа, именуемых питхи.

Наиб, популярный миф, связанный с богиней, - миф об убиении ею буйвола - демона Махиши, впервые изложен в пуранах, но восходит в своих истоках к архаич. Временам. На дравидском юге до сих пор сохраняется обряд жертвоприношения буйвола в честь богини-матери. Богиню почитают в разных образах, в т. Ч. В составе групп из 7 (саптаматрика), 8 и 9 матерей. До наст. Вр. Богиня сохраняет большой диапазон своих проявлений - от активного безличного женского творч. Принципа до конкретных сельских богинь - и имеет большое число приверженцев в разных социальных слоях и в разных районах Индии.М. Альбедиль .

Значения в других словарях
Дэви

Дейви (Davy) Гемфри (Хамфри) (17.12.1778, Пензанс, — 29.5.1829, Женева), английский химик и физик. С 1798 химик в лечебном учреждении («Пневматический институт»), в 1801 ассистент, а с 1802 профессор Королевского института, с 1820 президент Лондонского королевского общества. У Д. Учился и начал работать М. Фарадей. В 1799 Д. Открыл опьяняющее действие закиси азота, названной веселящим газом. В 1800 Д. Предложил электрохимическую теорию химического сродства, позднее разработанную Й. Берцелиусом...

Дэви

ДЭВИ (Дейви) (Davy) Гемфри (Хамфри) (1778 - 1829), английский химик и физик, один из основателей электрохимии. Получил электролизом (1800) водород> и кислород> (из воды), K, Na, Ca, Sr, Ba, Mg и Li (1807 - 18). Описал (1810) электрическую дугу. Предложил водородную теорию кислот. Открыл обезболивающее действие гемиоксида азота>. Изобрел безопасную рудничную лампу.. ..

Дэви

ДЭВИ (Davy), сэр Хэмфри (1778-1829), английский химик, который обнаружил, что ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ поизводят электричество химическим путем. Это привело его к использованию ЭЛЕКТРОЛИЗА для выделения таких элементов, как натрий, калий, барий, стронций, кальций и магний. Он также доказал, что во всех кислотах содержится водород, который, собственно, и определяет их кислотные свойства. Исследование условий, при которых происходит взрыв смеси шахтного газа (метана и других газов) с воздухом, п..

Дэвата

(др.-инд. "божество") - в др.-инд. Мифологии божество, существо божественной природы. Это обозначение относится как к богам вообще (во мн. Числе, нередко в собирательном значении), так и особенно к разным классам низших богов. Последние сохраняются и в индуистском культе Шивы и Вишну, так или иначе (часто довольно внешне) приспосабливаясь к ним. Во мн. Сельских местностях и сейчас чтут т. Наз. Грамадэва (деревенское божество), охраняющих местное население от болезней, неурожая, падежа скота, пор..

Дэваяна

Путь богов, к-рым идут после смерти к вечному блаженству очистившиеся от грехов и познавшие высшую истину (упанишады).В. Эрман . ..

Животных Культ

Один из древнейших культов в Индии. Сохраняется до наших дней в виде почитания свящ. Животных, к разряду к-рых относятся корова, обезьяна, тигр, змея (см. ЗМЕЙ КУЛЬТ), крокодил, черепаха и др. Нек-рые из них исторически являлись тотемами различных индийских родов. Обычно соблюдается запрет на убийство свящ. Животного, что в наст. Вр. Более всего обосновывается идеей ахимсы. Подкрепляется Ж. К. Мифами об аватарах Вишну, а также идеей о специфич. Средствах передвижения (вахана) индуистских богов, ..

Жизненного Цикла Ритуалы

См. САНСКАРА.. ..

Дополнительный поиск Дэви Дэви

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дэви" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дэви, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа