Дэви
Богиня, чаще всего богиня-мать. В шиваитской мифологии употребляется для обозначения супруги Шивы, или Шакти, персонификации женской ипостаси его творческой энергии. Почитание богинь, особенно богинь-матерей, восходит к древнейшему периоду существования протоиндийской цивилизации. Среди археологических предметов, найденных в Хараппе, Мохенджо-Даро и др. Городах многочисленны стандартные женские фигурки из глины и рисунки, изображающие богинь-матерей - подательниц плодородия. По представлениям древних земледельцев, свойства женщины как рождающей и кормящей матери должны были магич. Влиять на урожай злаков, приплод скота и проявляться в изготовляемых ею вещах (не случайно гончарным делом первыми начали заниматься женщины).
Уподобляя женщину земле-кормилице, ритуалами и разными магич. Способами старались слить, соединить силу женского плодородия с полями, садами, огородами и т. П. Обряды могли иметь разный вид. Ритуальное обнажение и танцы перед богом дождя, вспахивание поля обнаженными женщинами, эротич. Пляски и церемонии, но в их основе лежало магич. Тождество женщины и земли. Типичной для древних земледельцев была и ассоциация богини-женщины с плодоносящим деревом, с растением. Семантическое сближение образа женщины и дерева запечатлено в нескольких протоиндийских изображениях (богиня в развилке дерева ашваттха, под аркой с листвой, в растительной короне и т. П.). При свящ. Дереве издревле совершались обряды, трактуемые как свящ. Брак.
Известны также символич. Брачные обряды женщины-богини и дерева, приуроченные к смене календарного цикла и призванные магич. Путем обеспечить правильный ход времени, напр, своевременный приход муссона, а значит, и благоденствие всего коллектива. Сложный и многозначный образ богини у дерева соотносился с глубокими фундаментальными представлениями об устройстве мира и имел космологич. Характер. Хтонический характер богини подчеркивался и ее связью с культом змей (см. ЗМЕЙ КУЛЬТ), усиливая ассоциации богини с плодородием, землей и женской производящей силой. Т. Обр., корни культа богини-матери, бесспорно, неарийские и относятся к глубокой архаике. Ведийской религии и мифологии идея активного женского начала изначально была чужда.
Ведийские женские персонажи в подавляющем большинстве схематичны и невыразительны. Они способны быть лишь бледной тенью своих божеств, супругов. Гимн Дэви-сукта в "Ригведе" (X, 125) не связан с к.-л. Конкретной богиней. Одно из немногих упоминаний о Д. В самхитах засвидетельствовано в "Атхарваведе". Д. Под именем Ума упомянута также в упанишадах. В индуистский пантеон Д. Вошла как супруга Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. При этом всплыли архаич. Элементы ее образа, свойственные доарийскому субстрату. Д. В пуранах - Махадэви, великая богиня, как бы вобравшая в свой образ множество богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. С тех пор ее значение возрастало.
В благожелательном аспекте богиню называли Сати (Добродетельная), Парвати (Дочь гор), Гаури (Белая), Аннапурна (Дарительница пищи), Амма (Мать). В устрашающем облике она больше известна под именами Дурга (Неприступная), Кали (Черная), Чанди (Свирепая). С супругой Шивы стала отождествляться и тамильская богиня войны Коттравей. Богиня способна быть нежной возлюбленной, преданной женой, заботливой хозяйкой и образцовой матерью, покорной, хотя и не безоговорочно послушной воле своего супруга, но может и свирепо справлять каннибальские пиры на поле брани и плотоядно упиваться кровью жертв, т. Е. Способна проявлять как благостный, умиротворенный, так и гневный устрашающий лик. Во враждебном аспекте ее изображают в виде отвратительной демоницы, с оскаленными клыками, кровавым языком, свешивающимся изо рта, и в ожерелье из черепов, нередко мчащейся верхом на льве.
Ее благостный аспект - красивая молодая женщина, исполненная прелести и очарования. Она сопровождает своего божеств, супруга или даже сливается с ним в едином образе Ардханари. В раннем средневековье становится популярным представление о богине как о шакти - энергии бога и подлинной основе его могущества. В шактизме богиня-мать вырастает до олицетворения всемогущего женского начала Джаганматри (Матери мира) и полностью доминирует над своим супругом. Без нее он беспомощен и лишь от нее получает свою творческую энергию. Д. Имеет своих почитателей, к-рые посредством мистич. Ритуалов и йогич. Практики стараются постичь смысл ее божественной сущности. Как Шива почитается в форме лингама, так объектом поклонения Д. Служит ее символ - йони, к-рый устанавливается в святилищах ее культа, именуемых питхи.
Наиб, популярный миф, связанный с богиней, - миф об убиении ею буйвола - демона Махиши, впервые изложен в пуранах, но восходит в своих истоках к архаич. Временам. На дравидском юге до сих пор сохраняется обряд жертвоприношения буйвола в честь богини-матери. Богиню почитают в разных образах, в т. Ч. В составе групп из 7 (саптаматрика), 8 и 9 матерей. До наст. Вр. Богиня сохраняет большой диапазон своих проявлений - от активного безличного женского творч. Принципа до конкретных сельских богинь - и имеет большое число приверженцев в разных социальных слоях и в разных районах Индии.М. Альбедиль .
Дополнительный поиск Дэви
На нашем сайте Вы найдете значение "Дэви" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дэви, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 4 символа