Индуизм В Шри Ланке
Исповедуется преимуществ, тамилами, второй по численности этнич. Группой населения (ок. 3 млн чел.), а также отдельными малочисл. Общинами выходцев из Южн. И Сев. Индии (малаяльцами, гуджаратцами и нек-рыми др.). Существуют этнографич. Различия между т. Наз. Ланкийскими и индийскими тамилами Шри Ланки. Первые являются древними обитателями о-ва (наряду с сингалами, составляющими численное большинство - ок. 12 млн чел.), мигрантами глубокой историч. Давности, и в их этногенезе важную роль сыграли не только тамильский, но и др. Дравидские народы - малаяли, каннада, телугу. Вторые мигрировали с территории Индии в начале XX в. Среди тех, кто исповедует индуизм в Шри Ланке, подавляющее большинство принадлежит к шиваитской ветви индуизма.
В ланкийской традиции Шива сочетает в себе все свойства верховной триады (тримурти) индуистских божеств. Создателя, хранителя и разрушителя мира. Брахма и Вишну выступают как подчиненные ему божества. В реальном культе употребительны около 15 эпитетов Шивы. Почитается он и в форме лингама (напр., в известном храме Муннешварам в Чилоу, где культовые изображения служат иллюстрациями к мифам, изложенным в "Линга-пуране"). Почитают также 9 шакти Шивы. Из них Пареати, или Кали, выступает гл. Обр. Под именами-эпитетами Минатчи (Минакши), Бавани, Ума, Парашакти, Гоури (Гаури) и Амбикай. Старший сын Шивы и Парвати Ганеша на Ланке почитается гл. Обр. Под именем Пиллеияра, а также известен как Винаякар (Винаяка) и Ганапати. Много храмов, посвященных ему, имеется в Вост.
Провинции. Он нередко выступает как покровитель земледельцев и промышляющих лесными дарами. Поклонение ему увязывается и с реальным слоноводством. Очевидна функция Ганеши как покровителя разл. Начинаний. Важное место его поклонению отводится в свадебном обряде. Однако наиб, почитаемое мужское божество ланкийских индуистов - Сканда-Карттикея, он же My руган (Муруга), он же Катарагама, обладатель двух жен - Дэваяни и Валли. Самый знаменитый его храм - в Катарагаме, на юге Шри Ланки, где большое празднество происходит в июле-августе и включает, в части., такие элементы, как экстатические танцы с ритуальным коромыслом "кавади", самоистязания и хождение по огню. В культе Катарагамы проявляются также черты обожествленного правителя.
Ланкийские шиваиты приписывают Шиве и Парвати, кроме Ганеши и Сканды, еще двух сыновей - Бхайраву и Вирабхадру. Бхайрава обычно почитается как покровитель местности, защитник храмов, он же - спутник Марияммы, богини оспы. Это божество особенно популярно среди низших каст. Сыном Шивы и демоницы Мохини, к-рую здесь также называют его шакти, считается Аиянар, охранитель селений. Большое распространение имеет культ богинь-матерей. Вместе с ними нередко выступает оригинальный персонаж Поту-разу (из контекста народной культуры телугу), к-рый считается то мужем, то братом, то просто слугой богини. Среди персонажей индуистского пантеона Шри Ланки обнаруживается и Каннахи-Паттини (Патни). В нек-рых храмах этой богини можно обнаружить изображения свящ.
Коровы Камадхену (полуантропоморфного типа). Немалое значение придается почитанию небесных тел - наваграха, прежде всего Солнца и Луны. Древнейшие народные культы представлены традиционным набором. Поклонение предкам, объектам природы (камням, скалам, горам. Рекам и др. Водным источникам. Деревьям). Имеет распространение почитание змей (самый известный храм змей находится на о-ве Найнативу, к зап. От Джаффны). Культ змей отчасти увязывается с поклонением Вишну.Почитается и супруга Вишну Лакшми, обычно под именами Тирумахаль, Малеймахаль, Ситадеви. Нередко она имеет две ипостаси - Махалакшми и Бомалакшми (последняя соотносима с богиней Земли). Особый храм (недалеко от Калмуней) посвящен Тирупатиамман и Пандируппу, т.
Е. Драупади и пяти Пандавам (праздник в их честь, в начале сентября, сопровождается обрядом хождения по углям). Гл. Праздники, отмечаемые ланкийскими индуистами, - понгаль, наваратри, дипавали (см. ДИВАЛИ 1), Сканда-шашти, Махашиваратри. Новый год они встречают вместе с сингалами 14 апр. Популярно поклонение Ганеше в период с сер. Дек. До сер. Янв. Праздником в честь Кришны считается Каттикай Вилаккиду. Мифологич. Основой его является тот же миф, с к-рым связан праздник онам. У индуистов Шри Ланки имеет хождение 60-летний календарный цикл. Божества индуистского пантеона отчасти включаются также в культ богов - покровителей сингалов, к-рые по основному вероисповеданию являются буддистами. Прежде всего, это такие центральные персонажи культа, как Упулван (он же Вишну) и Паттини (Патни).
А также в сингальском храме богов-покровителей (он называется "девал" или "деул") имеются изображения мн. Индуистских божеств. Здесь встречаются и Индра/Сакра, и Шива, и Ганеша, и Сарасвати и мн. Др. И хотя в их честь обычно не совершается специального богослужения, присутствие их вполне оправданно буддийскими представлениями о том, что космич. Модель мира включает небеса, населенные богами.Н. Краснодембская.
Дополнительный поиск Индуизм В Шри Ланке
На нашем сайте Вы найдете значение "Индуизм В Шри Ланке" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индуизм В Шри Ланке, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 19 символа