Музыка В Индуизме

288

Музыкальный звук в Индии издревле был связан с представлениями, придающими ему характер силы, творящей и поддерживающей мир. Музыка понималась как проявление божественного начала, и через нее становилось возможным достижение осн. Целей жизни, открывался путь к единению индивидуальной души с Брахманом. В древних трактатах философско-мистич. Толкование природы музыкальных звуков подразумевало слияние физич. И духовного, воспроизведение посредством определенных гортанных колебаний осознанной высотно-смысловой вибрации, - не просто звука, но нада-Брахма, т. Е. Звука, наделенного духом Брахмы, музыкального зародыша всего сущего. Позже музыкальный звук, тон, голос обозначались термином "свара" (от "свар" - небо, свет), сохранявшим связь с глубокими религиозно-философскими идеями.

Не случайно традиция понимает его как соединение корней "свар" и "ра " (давать, дарить), что определяет его значение "небесного дара". Подобным же образом интерпретируется и термин "тала", где первый слог "та" исходит от "тандава" (неистового космич. Танца Шивы) и "ла " - от "ласья" (его женской противоположности - пленительного танца богини Парвати). Священный "утверждающий" слог "Ом", протяжно произносимый главным жрецом (брахманом) в начале, в течение и в заключение рецитации ведич. Гимнов, явился символическим ключевым элементом на пути развития индийской музыки. Он стал как бы прообразом "постоянно звучащего" осн. Определяющего тона (своеобразного звукового "эпицентра" лада), уровень взаимосвязи и притяженности к к-рому других тонов, сопоставимость специфичности и звуковысотной окраски и т.

Д. Определили суть монодической (одноголосной) природы индийской музыки. В ходе ее развития формировался особый (отличный от западной многоголосной гармонич. Системы) тип музыкального мышления и мироощущения, основанный на интонационной образности и эмоциональнозвуковой зависимости, что во многом определялось религ. Концепциями. Музыкальному звуку, как "божественному дару", предписывалась способность сильного воздействия как возвышающего, созидательного характера, так и разрушительного. В этом смысле отмечалось проявление постоянной взаимосвязи между природой, музыкой и человеком на самых разных уровнях. Напр., соответствие семицветия радуги семитоновому звукоряду (с присущей обоим богатой палитрой красочно-звуковых переходных оттенков) и чувственному восприятию человеком цветовой гаммы звуков и звуковой окраски цвета.

Далее, соответствие времен года, как и внутрисуточной цикличности, определенным звукам, интонациям и эмоциональным состояниям человека. Так, особенная обостренность чувств ощутима в переходные часы суток - от дня к ночи, из ночи в день. И это сумеречное время - "сандхи", отмеченное слиянием фаз сознательного и подсознательного восприятия, отводилось для медитации и молитв ("сандхья-вандана"), в интонациях к-рых доминировали неустойчивые пониженные или повышенные звуки, находящие "успокоение" в устойчивом тоне. Выявление и канонизирование соответствующей интонационно-временной зависимости, проявившееся в известной мере еще в древних обрядах "чатурмасья" порождало и известные запреты, в части, в отношении особо выделяемых молитвенных песнопений, исполнение к-рых в неурочный час могло обернуться "разрушительной силой".

Наиб, древним высокоразвитым религ. Жанром, родившимся в Сев. Индии, является стотра (или стути). Этот жанр хвалебных песен, обращенных к богам, ведет начало от ведич. Гимнов (ведик-мантра или ведик-рича). Основу ведич. Музыки составляла самагана, песнопение, развившееся на основе гимнов "Ригведы", преобразовавшихся в саманы, составившие "Самаведу". Звуковой арсенал самаганы, преодолев длительный путь развития, возрос от трехвысотного звукового уровня до семиступенного. Параллельно идущий процесс выявления закономерностей на основе эмоционально-звуковой зависимости (теория расы) привел к образованию множества звукорядов с характерными или доминирующими в них звуками и интонациями. Все эти преобразования находили непосредственное выражение в стотре, постепенно усложняющей свою композиционную структуру и мелодич.

Язык (вплоть до употребления сформировавшейся позже раги), но по-прежнему сохраняющей издревле присущий ей стиль и характер строго гимнического песнопения. Живя активной жизнью почти до XV в. (когда она стала оттесняться на второй план другими, более сложными жанрами), стотра явилась той "живой нитью", к-рая протянулась от "Самаведы" - гл. Музыкального материала ведич. Эпохи, к рагсангит - ныне процветающей классич. Индийской музыке. Народное песнетворчество, всегда сосуществующее с высокопрофессиональным искусством (постоянное взаимовлияние к-рых неоспоримо), также порождало свои формы и стили, многие из к-рых пережили века и тысячелетия. Это и простые киртигана - песни во славу Кришны, известные еще со времен "Бхагавадгиты", и более сложные народно-профессиональные кришпа-киртана, панчали, сопана-сангитам, вирашайва-вачана, а также более поздние - бхаджан, абханг, дэвара-нама, бауль, киртан и др.

Это многообразие религиозных жанров отражало очевидную потребность верующих людей художеств, средствами выражать свою устремленность к высшим силам, безграничную любовь к богу. Эти песнопения исполнялись либо одиночными певцами, либо группой. Особенной демократичностью и широкой распространенностью отличался бхаджан, т. К. Его можно было посвящать любому божеству, исполнять в любом месте (как в храме, так и дома) и при самых разных обстоятельствах (по случаю больших религ. Празднеств, семейных торжеств, в небольшом кругу верующих или наедине). Сохранились самые различные типы бхаджанов, от простейших по мелодике и содержанию нама-бхаджанов (где практич. Нет текста, а произносится лишь имя бога с восклицаниями "хари", "джай" и др.), до высоких музыкально-поэтич.

Образцов, созданных Тулсидасом, Сурдасом, Кабиром и др. И в наши дни бхаджан равно популярен как в кач-ве молитвенного песнопения, так и песенного жанра классич. Музыки, исполняющегося выдающимися певцами современности. Поэтическую основу бенгальского киртана составляли истории любви пастушки Радхи и Кришны. Рождение киртана как самостоятельного народно-профессионального жанра относится к XV в. И связывается с именем Чайтаньи. Опираясь на народные молитвенные песнопения, рожденные под влиянием раннего бхакти, нек-рые классич. Песенные жанры (вершиной к-рых явилась "Гитаговинда" Джаядэвы), Чайтанья, используя те же образы Кришны и Радхи, объединил постулат преданности человека богу с идеей возможности единения с ним для людей независимо от их кастовых и религ.

Различий. Притягательная сила киртана вдохновляла последователей Чайтаньи на творчество в этом жанре. Кроме того, ощутимое влияние оказывал на него и расцветший к тому времени классич. Дхрупад. В результате, на кон. XVI в. Приходится очередной взлет киртана, получившего наименование лила или раса-киртан. Именно это направление, основанное на передаче разл. Эмоциональных состояний (до 64), стало преобладающим на протяжении последующих веков и обеспечило жанру необычайную жизнестойкость и дальнейшее развитие. Практич. В тот же период времени на юге Индии происходит становление и развитие глубоко религ. Жанра классич. Музыки - крити. Полагают, что основы его (в виде трехчастной музыкальной формы и поэтики религ.-философского содержания) были заложены еще в XV в.

Прославленным Т. Аннамачарьей, к-рым было создано около 14 тыс. Крити (на языке телугу), посвященных в основном Венкатешваре, к-рому он поклонялся. К XVIII в. Относится расцвет этого жанра благодаря творчеству талантливых сочинителей и исполнителей Ш. Шастри, Тьягараджи и М. Дикшитара. Их музыкально-поэтич. Творения, проникнутые пафосом "йогического прозрения", доходили до сердец даже тех, кто не знал телугу. Особенной мелодич. Проникновенностью отличались сочинения Тьягараджи (нашедшие распространение практич. По всей Индии), слагавшего кроме крити еще и песнопения для религ. Празднеств, песни во славу имени бога и даже мистич. Музыкальные драмы. Как предшественники этой "троицы" (особенно в лице Пурандарадасы, считающегося отцом традиции "карнатак"), так и их современники и последователи (знаменитый Свати Тирунал или известный музыкант и поэт-мистик Кшетраджня и др.) творили в духе и традициях предшествующей многовековой индийской культуры, где возвышенный религ.

Экстаз и творч. Вдохновение сливались воедино. Высокая духовность, религ. Экстатичность южноиндийской музыки, называемой "карнатакской", сыграли существ, роль в ее дальнейшем развитии как самостоят, традиции, отделившейся от северной (названной впоследствии "хиндустани") в результате вторжения мусульманства. Что касается музыки хиндустани, то она переживала процесс весьма сложного своеобр. Синтеза индийских и мусульманских музыкальных традиций. Суть его состояла не в революционной замене старого новым, так же, как и не в равномерном сплаве двух равноценных величин, а в чрезвычайно тонком восприятии, переосмыслении и своеобр. Творческом преломлении определенных черт иноземной культуры на основе глубоких исконных традиций.

Более того, активному процессу собственно синтеза предшествовал значительный по длительности и по сути период (прибл. XIV-XVII вв.), в к-ром в кач-ве основного лейтмотива выделяется ориентация на сохранение традиционной индийской музыки. Интегрирующие же тенденции в музыкальном материале долгое время носили огранич. Характер и наиб, ощутимо начали проявляться только на этапе распада Могольской империи (т. Е. В течение уже XVIII в.). Отмеченный феномен убедительно ярко проявился в одном из высочайших жанров классич. Индийского музыкального наследия - дхрупаде. Как оригинальный вокально-поэтич. Жанр, он формировался на основе древней традиции песнопений и развивал индуистские традиции бхакти. Заявив о себе уже в кон.

XIII в., дхрупад не мог беспрепятственно развиваться, поскольку подвергался активному гонению со стороны мусульманских правителей, подавлявших любое инакомыслие. Однако с течением времени благодаря исполнительству музыкантов-профессионалов , в осн. Саннъяси, поддержке в народной среде и покровительству отдельных независимых раджей, происходит становление этого жанра и закрепление тех структурных принципов, к-рые сохранились и до наст. Вр. Расцвет дхрупада приходится на XVI в. И совпадает с годами правления Акбара (1542-1605), поощрявшего исполнение классич. Индийской музыки. Именно при его дворе творил великий дхрупадия Тансен, ученик прославленного отшельникайога Свами Харидаса. Дхрупад как бы сфокусировал в себе и развил все лучшие традиции прошлого.

В его структуре в удивительном балансе сосуществуют "закрытые" (нибаддха) и "открытые" (анибаддха), т. Е. Импровизационные, формы, строгая последовательность чередования к-рых ассоциируется с мистич. Толкованием преобразовательных процессов вселенной. Свойственные исполнительскому стилю дхрупада внутренняя сосредоточенность, углубленность, одухотворенная возвышенность как нельзя лучше сочетаются с кругом разрабатываемых в нем тем, имеющих, в силу вековых традиций, ярко выраженный релит, характер. Воспеваются индуистские боги и явления природы, воспринимаемые как божеств, проявления. Воспроизводятся мифологич. Сюжеты. Прославляются достойные земные властители и герои. В развившемся параллельно с дхрупад ом и родственном ему хори-дхамаре, отличающемся большей подвижностью и легкостью, фигурируют только образы Радхи и Кришны и связанные с ними сюжеты о весеннем празднике Холи.

Дхрупад, как и дхамар, создается на основе одной (избранной по желанию исполнителя) раги. Собственно, с появлением "развернутой" формы дхрупада вся сложная и тонкая ладо-интонационная сфера раги обрела, наконец, благодатную почву для своего раскрытия и выражения. В значит, разработанности (к XIII в.) индийской системы раги, развивающейся по своим внутренним законам и не меняющей своей сути ни при каких привходящих обстоятельствах, заключалась еще одна из важных причин того, что музыка Индии периода мусульманского господства не потеряла своего глубоко национального характера.Т. Морозова.

Значения в других словарях
Мритью

(Смерть) - олицетворение смерти, иногда отождествляется с Ямой, иногда выступает как самостоятельное божество, подчиненное Яме.В. Эрман . ..

Мудра

(печать, знак)1) Определенная позиция пальцев руки или обеих рук, имеющая магич. Смысл, во время ритуалов (в первую очередь тантристских).2) Составленные из пальцев фигура, жест, имеющие символич. И эстетич. Значение в классических школах индийского танца.3) Употребляемые в тантристских ритуалах жареные зерна, возбуждающие половое влечение. Один из элементов панчамакара. У буддийских тантриков обозначает женщину-партнера.А. Дубянский. ..

Мукти

(освобождение) - то же, что мокша.. ..

Муни

(святой мудрец) - определение, к-рое часто применяется к создателям сутр. В отличие от многочисл.синонимов, слово несет коннотацию "тот, кто даром, впустую не проронит ни звука". "тот, чье каждое слово веско и глубоко".А. Парибок. ..

Дополнительный поиск Музыка В Индуизме Музыка В Индуизме

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Музыка В Индуизме" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музыка В Индуизме, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа