Упанаяна

264

Посвящение в ученичество, инициация, один из осн. Обрядов жизненного цикла (санскара). Название - от глагола "упа-ни" (приводить), ибо отец приводил мальчика в дом учителя - гуру. У. Рассматривалась как "второе рождение" и была доступна лишь для семей, принадлежавших к одной из трех высших варн, т. Е. К "дваждырожденным", или ариям. Отдельные детали церемонии указывают на символич. Смерть, далекое путешествие и возрождение, на причастность ведийскому культу и особый характер тех отношений, к-рые устанавливаются с учителем. Основными элементами У. Являлись повязывание мальчику "жертвенного шнура" (яджнопавита) через левое плечо, вручение ему страннического посоха, сделанного из дерева, пригодного для жертвоприношений (удумбара, палаша и др.), повторение мантры Гаятри (или Савитри).

При этом нек-рые действия и формулы сходны со свадебным ритуалом. После У. Учитель нек-рое время должен был воздерживаться от супружеской жизни, как "забеременевший учеником". У. Совершалось обычно над мальчиком 8-12 лет, хотя возраст для начала ученичества, его сроки, последовательность совершения процедур в разных источниках варьируют. С У. Начиналась ашрама брахмачарина (жизнь в доме гуру, приобщение к ведийским обрядам и текстам, соблюдение особых обетов, собирание милостыни для учителя, поддержание свящ. Огня и т. Д.). Прохождение У. И постоянное ношение "жертвенного шнура" являлись необходимыми условиями принадлежности к "дваждырожденным", давая право участвовать в ведийских ритуалах. Не прошедшие своевременно У.

Считались вратьями, "отпавшими от Савитри". Они могли быть приняты в среду ариев лишь после определенных покаяний и совершения У. Окончание ученичества знаменовалось церемонией самавартана. Со вт. Пол. XIX в. Представители т. Наз. Низких и неприкасаемых каст предпринимают попытки приобщиться к индусской обрядности, дабы добиться более высокого социального статуса. Типичным примером этого является публичное исполнение членами каст, не считающихся "дваждырожденными", запрещенного для них обряда У. Часто этот обряд сводится у них только к надеванию на юношу "жертвенного шнура". Совершение представителями указанных групп обряда У. Приводило и приводит до сих пор к многочисл. Столкновениям с представителями др. Каст.А. Вигасин,И.

Котин.

Значения в других словарях
Упанаяна

Древнеиндийский обряд, совершавшийся над мальчиком из касты брахманов на восьмом году от зачатия или от рождения, над мальчиком из касты кшатриев на 11-м и над мальчиком из касты вайшьев на 12-м. Крайним сроком посвящения были 16-й, 22-й и 24-й годы. Совершение обряда У. Было обязательно для всех арийцев (трех высших каст). Непосвященный отлучался, и с ним запрещалось всякое общение. Обряд У. Признавался как бы вторым, духовным рождением и сопровождался наречением посвящаемому нового имени. Он з..

Ума

(букв, свет, сияние, величие) - богиня, впервые в др.-инд. Лит-ре появляющаяся в "Кена-упанишаде" как У .-Хаймавати - "дочь Химавата " (т. Е. Бога Гималаев). Здесь она выступает в связи с идеей царской власти (см. ШРИ (ЛАКШМИ)) и мифологич. Ассоциируется с богом Индрой. В индуизме У. - др. Имя Парвати - юной богини, подвижничеством добившейся осуществления своего заветного желания и ставшей супругой Шивы.Я. Васильков. ..

Умасвати

Или УМАСВАМИ, как его именуют дигамбары, - основоположник джайнской систематич. Философии на санскрите. Ему приписывается ок. 500 работ, центр, место среди к-рых занимает "Таттвартхадхигама-сутра". Существует две дигамбарские версии жизнеописания У. Согласно обеим он считается учеником знаменитого Кундакунды, но по одной версии он стал преемником Кундакунды в 44 г., а по другой - жил с 135 по 219 г. Версия шветамбаров, представляющаяся более достоверной, отрицает связь У. И дигамбара Кундакунды,..

Упанишады

Произведения, составляющие завершающий цикл канонич. Свода Вед, сложившийся в осн. В VII-VI вв. До н. Э. Объединяется с араньяками названием Веданта. Слово "упанишад" означает "сокровенное учение" (букв, подсаживание (ученика к учителю)), доступное лишь избранным. Выделяют 6 древнейших прозаич. У. "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Каушитаки" и "Кена" (наполовину стихотворная). Позднее сложились стихотворные "Катхака", "Иша", "Шветашватара", "Мундака" и "Маха-Нараяна", еще п..

Урваши

Прекраснейшая из апсар (первонач., очевидно, олицетворение зари). В "Ригведе" один из гимнов-диалогов строится на сюжете любви земного царя Пурураваса к небожительнице У. Впоследствии он неоднократно используется в индийской лит-ре (лежит в основе знаменитой драмы Калидасы). В Ведах миф связывается с ритуалом добывания свящ. Огня, воплощением к-рого считается сын Пурураваса и У. Аюс.В. Эрман . ..

Дополнительный поиск Упанаяна Упанаяна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Упанаяна" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Упанаяна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 8 символа