Бекташи

163

Суфийский орден, зародившийся в Малой Азии. Основателем ордена является Хаджи Бекташ Вали (645/1208-738/1270). Цепь духовной преемственности (сильсила) этот орден возводит к потомкам Али ибн Абу Талиба. Хаджи Бекташ родился в Нишапуре (Иран). В 680 году он, по рекомендации Ахмада Йасави, переехал в Анатолию, где снискал себе популярность. Многие аспекты жизни и мировоззрение Хаджи Бекташа неизвестны. Его также считают автором некоторых сочинений, которые не сохранились до наших дней. После Хаджи Бекташа его последователи образовали самостоятельный суфийский орден. Большую роль в деле становления бекташизма сыграл Балим-Султан (X/XVI век), которого бекташи считают вторым учителем (пир ас-сани). Учение бекташизма распространилось в основном среди сельских жителей.

Учение ордена является тайным, бекташи стремятся не посвящать чужих людей в дела своей общины. Они придают особое значение «сокрытым» эзотерическим аспектам религии. Даже свои коллективные собрания и распевание громких зикров они практиковали только для «посвященных» членов ордена. В этом они приближались к таким крайним сектам, как исмаилиты-низариты (батиниты). Также как крайние секты шиизма, они считали Али ибн Абу Талиба воплощением Бога. Кроме того, они особо почитали 12 шиитских имамов, справляли траур по погибшим членам Ахль аль-Бейта (семьи пророка) в первые десять дней месяца мухаррам, плохо отзывались о Праведных халифах Абу Бакре, Омаре, Османе, о жене пророка Мухаммада Аише. Эти традиции также совпадали с вероучением шиитов.

Анатолийские бекташи не скрывали того, что являются приверженцами шиитской правовой школы джафаритов. Учение бекташизма является синкретическим и заимствовало многие положения различных исламских сект и даже других религий - христианства, ламаизма, тюркского шаманизма. В отличие от других суфийских сект они не имели четкого понятия о духовном пути. Бекташи не считали соблюдение положений ортодоксального Ислама обязательными для посвященных в тайны этого ордена. Они даже отрицали ежедневные пятикратные молитвы и омовения, пили вино и разрешали своим последователям некоторые деяния, запрещенные Шариатом. Некоторые из них верили в переселение душ, боговоплощения. Пропаганда идей бекташизма имела большой успех в корпусе янычар, которые длительное время играли большую роль в политической жизни Османской империи.

Именно по этой причине бекташизм сумел развиваться в условиях ортодоксального суннитского большинства в государстве. Другой причиной популярности пропаганды бекташей была их литература и обрядность, которая была на простом турецком языке, понятном для простых людей. Синкретический характер учения ордена сделал его понятным для христианского населения Балканского полуострова и Венгрии, где было много их последователей. К периоду правления турецкого султана Махмуда II янычарский корпус стал откровенно реакционным институтом и был уничтожен им в 1826 году. После этого все представители ордена бекташи подверглись преследованиям. Их лидеры были казнены, а все имущество было конфисковано. Все структуры, обители, недвижимость бекташей были переданы представителям ордена накшбенди.

В связи с преследованиями, последователи бекташизма эмигрировали в Албанию, которая стала новым их центром. Несмотря на то, что при султане Абдул Маджиде (1839-1861) бекташи частично вернули себе утраченные позиции, тем не менее, былой популярности им обрести не удалось. Более того, в этот период в их среде произошли междоусобицы, которые привели к распаду бекташизма на различные враждующие между собой группировки. В 1925 году власти республиканской Турции полностью запретили в стране деятельность ордена бекташи. В Албании они действовали до 1967 года. В Турции до сегодняшнего дня остались малочисленные последователи этой секты.Последователи бекташизма делятся на две большие группы.1. Челяби, которые возводили свою родословную к Хаджи Бекташу Вали.

Эта ветвь была распространена в Анатолии;2. Бабаган, которые утверждали, что у Хаджи Вали Бекташа не было семьи и не могло остаться потомства. Эта ветвь была распространена в европейских владениях Османской империи.Между челеби и бабаганами часто вспыхивали конфликты и они открыто враждовали друг с другом.Ученики (мюриды) ордена разделялись на пять групп:1. Мухибы - прошедшие обряд посвящения в орден. Для этого необходимо было получить рекомендацию от двух бекташей.2. Дервиши - поступившие в орден после посвящения, и своими делами доказавшие свою приверженность ему. Они носили специальные головные уборы (тадж) и хирки.3. Баба - титул, данный мюриду халифом ордена. Они могут воспитывать мухибов и дервишей.4. Муджаррады, которые не имеют своей семьи и дали обет безбрачия.

Это наиболее близкая степень к халифу. Для посвящения в муджаррады, существовал специальный закрытый обряд, где посвященному протыкали правое ухо для ношения специальной серьги. Муджаррады носили свои таджы.Если была необходимость, то из среды баба назначался халифа. Для этого нужно было получить рекомендацию одного баба и трех муджаррадов. Халифы также носили особые таджи.Бекташизм оказал большое влияние на развитие турецкой литературы, музыки.(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.).

Значения в других словарях
Бекташи

Бекташийя, дервишский орден и члены этого ордена (см. Дервиши). По преданию, основанный в Малой Азии дервишем Хаджи Бекташи, пришедшим, как предполагается, из Средней Азии. Верования Б. — смесь разнородных элементов мусульманского (преимущественно шиитского) и христианского сектантства. Жили в дервишских обителях (Текке, или завие). Владели значительными земельными богатствами. Роль Б. Особенно возросла в Османской империи, где они выступали как покровители янычар (См. Янычары). В 1826, после л..

Бекташи

БЕКТАШИ - 1) дервишский орден, основанный в Турции Хаджи Бекташи в 15 в. Официально закрыт в 1826. Существовал в Турции до 1925, затем центр в Албании.2) Член ордена Бекташи.. ..

Бекташи

(перс.). Орден женатых дервишей.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Бекташи

— дервишский орден, основанный в Турции X. Бекташи в XV в. Официально закрыт в 1826-м, однако существовал до 1925 г., затем центр в Албании. Б. — наименование члена ордена.. ..

Бекташи

Члены дервишского ордена, возникшего в М. Азии в 12 или 13 вв. Орден получил название по имени его предполагаемого основателя, полулегендарного дервиша Хаджи Бекташи, легендарная биография к-рого составлена не ранее 15 в. Верования и обряды Б. Являются смесью разнородных элементов, воспринятых из мусульм. (преим. Шиитского) и христ. Сектантства (культ Али, почитание 12 шиитских имамов, а также мучеников, вера в троицу, состоящую из аллаха, Мухаммеда и Али, нечто вроде причащения вином, хлебом и ..

Бахира

Молочная верблюдица, почитаемая доисламскими арабами. Если верблюдица рожала десять самок подряд, то арабские язычники называли ее саибой и начинали почитать ее. Если после этого она рожала еще одну самку, то они называли ее бахирой и почитали наряду с матерью. Язычники отрезали ей часть уха, не садились на нее верхом, не возили на ней грузов, не стригли ее шерсть. Пить ее молоко мог только гость. Бахира, также как и многие другие языческие понятия и обычаи, отвергаются исламской религией. «Алла..

Ба’с Бад аль-Мовт

Воскресение после смерти в конце времен. Это положение является одним из основополагающих принципов исламской веры. Согласно вероучению ортодоксального Ислама, воскреснут как души, так и тела, как об этом говорится в аяте Корана 22. 6-7. Слово «ба’с» упоминается в 15 аятах Корана в значении «воскресения» и этому событию придается важнейшее значение. Пророк Мухаммад в своих хадисах также придавал воскресению огромное значение и разъяснял подробности этого события. Согласно учению ортодоксального ..

Бехаиты

Последователи учения эмигрировавших из Ирана бабидов (См. Бабиды), распространивших это учение в странах Ближнего Востока, Европе, Америке и России. Последователи бехаизма мусульманами не являются. Основателем этой секты был Мирза Хусайн Али Нури (1249/1817-1324/1892), который назвал себя Бехауллой (блеск Аллаха). Бехаулла развил учение Баба и выразил свое отношение к нему в своей книге «Китаб-и Икан», которую написал в Багдаде. А основные положения бехаизма он изложил в книге «Китаб-и Акдас», к..

Бехаулла Мирза Хусайн

Основатель бехаизма (см. Бехаиты).(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.). ..

Бекташи

Исламский дервишский орден, основанный в Турции Хаджи Бекташи в XV веке. Официально закрыт в 1826 году. Существовал в Турции до 1925 года, затем переместился в Албанию.. ..

Дополнительный поиск Бекташи Бекташи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бекташи" в словаре Ислам. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бекташи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа