Зейд ибн Сабит

181

(ум. В 45/665)один из известных сподвижников пророка Мухаммада и его личный секретарь. Возглавлял комиссию по окончательной редакции Корана. Родился в Медине и происходил из племени Хазрадж. Родился за 11 лет до хиджры. Его отец погиб в результате междоусобной войны между мединскими племенами Аус и Хазрадж в битве при Буасе. После хиджры, малолетний Зейд попытался принять участие в битве при Бадре, но пророк Мухаммад запретил несовершеннолетним детям участвовать в сражениях. Поэтому первой битвой, в которой принял участие Зейд, была битва "у рва" (Хандак), где он участвовал в рытье рва вокруг Медины. Зейд был очень способным и грамотным человеком, отличался хорошей памятью. Кроме арабского, он изучил сирийский и древнееврейский языки и помогал пророку Мухаммаду в переводе писем, которые поступали к нему на этих языках.

Будучи секретарем пророка Мухаммада, он записывал ниспосылаемые ему Божественные откровения и был одним из лучших знатоков Корана, который он знал наизусть. Он также был знатоком толкования (тафсира) Корана. Зейд был одним из участников собрания в сакифе Бану Саида, где он поддержал кандидатуру Абу Бакра на пост халифа после смерти пророка Мухаммада. В период правления первых халифов Абу Бакра и Омара, Зейд был их приближенным и занимал различные государственные должности. В период правления халифа Османа, он был ответственным за государственную казну. Он умер в Медине, в возрасте приблизительно 54 лет. Имя Зейда ибн Сабита прочно вошло в историю, в связи с его усилиями по работе над окончательной редакцией текста Корана.

Эта работа была поручена ему Абу Бакром и Омаром после битвы в Йамаме против лжепророка Мусайлимы, во время которой погибли около 70 знатоков (хафизов) Корана. Обеспокоенные тем, что количество знатоков Корана со временем неизбежно будет сокращаться, Абу Бакр и Омар обязали Зейда начать работу по собранию аятов Корана в единую книгу. А тот, в свою очередь, собрал знатоков Корана, и они, совместными усилиями, проделали эту работу и собрали первый полный письменный экземпляр Корана (мусхаф). Этот экземпляр хранился у жены пророка Мухаммада Хафсы до периода правления третьего Праведного халифа Османа. Во время работы над собранием Корана, Абу Бакр поручил Зейду не полагаться на свою память, и поставил условием, что он обязан для доказательства точности каждого аята, который он соберет в окончательный список, иметь два письменных свидетельства.

Абу Бакр объявил о начале работы над собранием Корана по всей Медине и потребовал у горожан, которые имеют письменные фрагменты Корана, принести их в мечеть и сдать Зейду. Контролировал принесенные населением фрагменты Омар, который знал, какие из этих фрагментов были проверены пророком Мухаммадом, а какие нет. Два принесенных фрагмента Корана являлись письменным свидетельством их подлинности, но они сравнивались с третьим элементом. Третьим элементом, являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана, который знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями. В то же время, были и некоторые исключения из этого правила. В период халифата Османа среди мусульман возникли некоторые споры относительно правильного чтения Корана.

Поэтому Осман распорядился составить окончательную редакцию Корана. Для этого он создал комиссию его лучших знатоков. Председателем этой комиссии стал Зейд ибн Сабит. Количество членов комиссии и их имена в разных хрониках приводятся по-разному. Ибн Абу Давуд передал, что в него входили Малик ибн Абу Амир, Касир ибн Афлах, Убай ибн Кааб, Анас ибн Малик, Абдулла ибн Аббас и др. Бухари же сообщает об Абдулле ибн Зубайре, Саиде ибн аль-Асе и Абд ар-Рахмане ибн аль-Харисе. Эта комиссия размножила экземпляр Корана, который был собран в период правления Абу Бакра, после чего халиф Осман разослал его во все основные центры Халифата.(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.).

Значения в других словарях
Захиритский мазхаб

Правовая школа в Исламе. Представители этой школы считали, что все аяты Корана являются ясными и недвусмысленными (нассами). Они видели в Откровении только внешние, экзотерические (захир), буквальные смыслы и отрицали возможность наличия в нем сокрытых, эзотерических (батин) смыслов. Захириты отрицали возможность применения в правовой практике таких методов иджтихада как кыяс, истихсан, масалих аль-мурсала и т.д.Основателем захиритского мазхаба являлся Давуд ибн Халаф аль-Исфахани, который больш..

Зейд ибн Али

(80/700-122/742)один из самых выдающихся представителей семьи пророка Мухаммада. Он был сыном Али Зайн аль-Абидина сына Хусайна ибн Али ибн Абу Талиба. Зейд ибн Али был одним из первых мусульманских теоретиков и правоведов. В период правления Омейядского халифа Хишама он поднял восстание против тирании властей. В 122 году восстание было подавлено, а Зейд ибн Али был убит. (Подробнее о его жизни и правовой школе см. Зейдитский мазхаб).(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, ..

Зейд ибн Хариса

(погиб в 8/629)один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, его бывший раб-вольноотпущенник и приемный сын. Отец Усамы ибн Зейда. Родом из Йемена. Его мать Суда, вместе с Зейдом, выехала к своим родственникам из племени Бану Маан. Однако по пути они подверглись нападению, и были проданы в качестве рабов на невольничьем рынке Мекки. Там их купил племянник Хадиджи Хаким ибн Хузам, и подарил Зейда своей тете. После того, как Хадиджа вышла замуж за Мухаммада, она подарила Зейда своему мужу. Мух..

Зейдитский мазхаб

Один из старейших правовых школ в Исламе. Несмотря на то, что зейдитский мазхаб считается шиитской школой богословия, во многих доктринальных вопросах позиция зейдитов отличается от богословия других (имамитских) шиитских мазхабов, и близка к суннитскому Исламу.Эпонимом мазхаба является Зейд ибн Али (80/700-122/742). Его родословная восходила к пророку Мухаммаду и он является членом его семьи (См. Ахль аль-Бейт). Отцом Зейда был Али Зайн аль-Абидин, а дедом Хусайн ибн Али, который был внуком про..

Дополнительный поиск Зейд ибн Сабит Зейд ибн Сабит

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зейд ибн Сабит" в словаре Ислам. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зейд ибн Сабит, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 14 символа