Маджаз

227

Иносказание, метафора. Оборот речи, который состоит из переносных смыслов, на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения с чем-то. Относительно наличия метафор в исламских первоисточниках (Коране и Сунне) существовали различные мнения. Некоторые улемы отвергали наличие метафор в аятах Корана и считали это недопустимым. По их мнению, иносказания это качество присущее людям, а Аллах вел в своей Книге прямую речь и для Него не было необходимости применять их. Такого мнения придерживались такие ученые, как захирит Давуд аз-Захири (ум. В 270/883), мутазилит Абу Муслим Мухаммад ибн Бахр аль-Исфахани (ум. В 322/934), шафиит Ахмад ибн Ахмад ат-Табари (ум. В 355/946), маликит Ибн Хувайзманзаз (ум. В 400/1009). Но подавляющее большинство мусульманских улемов признавало наличие метафор в Коране.

По их мнению, отвержение иносказаний является недопустимым (батиль), так как они придают красоту и особый стиль Корану. Без этого Откровение лишается своей красоты. Но, в то же время, нельзя применять иносказания там, где присутствует явный, буквальный смысл, если для этого нет оснований и необходимости. Также в одном и том же выражении не может присутствовать как буквальный, так и иносказательный смысл. Примером иносказания в Коране является следующий аят. «Фир'аун повелел. "О Хаман. Воздвигни для меня башню. Быть может, я поднимусь до путей - путей к небесам - и вознесусь к богу Мусы. Воистину,я считаю его лжецом". Так мерзкие деяния Фир'ауна казались ему самому прекрасными, и он был сбит с [правого] пути. И исходом козней Фир'ауна была гибель [его]!» (40/36-37).

Здесь слова. «Фараон повелел. "О Хаман. Воздвигни для меня башню...» - являются метафорой, так как, говоря это Фараон не мог ожидать того, что Хаман незамедлительно воздвигнет ему эту башню. Да и не это он от него требовал. Эти слова нужно понимать как. «О Хаман. Дай распоряжение, чтобы для меня построили башню...». То есть речь может идти о строительстве на протяжении определенного времени с приложением для этого необходимых усилий, рабочей силы и т.д. Другим примером метафоры в Коране является аят. «Да отсохнут руки Абу Лахаба!» (111. 1), где эти слова приводятся не в отношении личности этого человека. Относительно маджаза в Коране (Маджаз аль-Куран) известны достаточно много трудов. Одними из наиболее известных из них являются:- «Маджаз аль-Куран» Абу Убайды Мамара ибн аль-Мусанны (ум.

В 210/825);- «Тафсир аль-Баян фи Маджаз аль-Куран» Аш-Шарифа ар-Ради (ум. В 406/1015);- «аль-Ишара иля’ль-Иджаз фи Бади Анваи’ль-Маджаз» Абд аль-Азиза ибн Абд ас-Салама (ум. В 660/1262);- «Маджаз аль-Фурсан иля Маджаз аль-Куран» Джалал ад-Дина ас-Суюти (ум. В 911/1505).(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.).

Значения в других словарях
Маварди Абу аль-Хасан

(364/974-450/1058)известный мусульманский мыслитель, ученый и философ. Развивал суннитское направление мусульманской мысли. Он был последователем Шафиитского мазхаба. Был высокообразованным человеком и обладал большим авторитетом в обществе. Полное имя Али ибн Мухаммад ибн Хабиб Абу аль-Хасан аль-Басри аль-Маварди. Маварди родился в иракском городе Басра, который был одним из центров мусульманской мысли периода средневековья. С ранних лет он изучал хадисы, а также такие дисциплины, как право и т..

Мавлавиты

Последователи одного из основных суфийских тарикатов. Основателем ордена является Мавлана Джалал ад-Дин Руми (604/1207- 672/1273). По происхождению он был персом и родился в Балхе. В 610/1213 году его отец и первый учитель Баха ад-Дин Валад переехал вместе со своей семьей из Балха в Хиджаз. Позднее они уехали в Конью, которая была под властью Сельджукидов. После смерти своего отца в 642/1244 году, Джалал ад-Дин продолжил обучение у его последователя Бурхан ад-Дина ат-Тирмизи, а затем преподавал ..

Маджудж

См. Йаджудж и Маджудж.(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.). ..

Маджусы

Маги. В исламской традиции так называются приверженцы религии зороастризма, который до завоевания Ирана мусульманами был государственной религией Ирана. В мусульманском Иране зороастрийцев также называли гебрами. В настоящее время малочисленные общины гебров проживают в Иране, преимущественно в Кермане. Большая зороастрийская община проживает также в Индии. Слово «маджус» упоминается в аяте Корана 22. 17.(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.). ..

Дополнительный поиск Маджаз Маджаз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маджаз" в словаре Ислам. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маджаз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа