Харам

243

В исламском праве так называются все запрещенные деяния и вещи. Все эти запреты основаны на ясных и бесспорных доказательствах из исламских первоисточников. Этими доказательствами являются аяты Корана или хадисы (мутаватир или ахад). Однако данные хадисов-ахад не являются бесспорными доказательствами в вероучительных вопросах (См. Хадис). Но они могут являться таковыми в правовых вопросах. В ханафитском мазхабе все доказательства о запрете выводятся на основании только бесспорных данных аятов Корана, хадисов-мутаватир и хадисов-машхур. Запрещающие фетвы в этом мазхабе не выдаются на основании одиночных хадисов, так как в них может присутствовать элементы сомнений. На основании сомнительного же такие фетвы выдавать нельзя, так как в Коране говорится.

«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это, мол, дозволено, а то запретно, и не возводите напраслину на Аллаха. Воистину, не будут благоденствовать те, которые возводят на Аллаха навет» (16. 116). В ханафитском мазхабе запрещающие данные достоверных хадисов-ахад, которые полностью отвечают требованиям науки о хадисах, во внимание принимаются, но их относят не к хараму (полному запрету), а к тахриман макруху (См. Макрух), близкому к полному запрету. Дело в том, что в Коране также говорится. «Не спрашивайте о том, что огорчит вас, коли станет вам известно» (5. 101). А в одном из хадисов пророка Мухаммада говорится. «Аллаху не угодно, чтобы вы занимались сплетнями, задавали много вопросов и тратили свое имущество впустую» [Бухари, (Истикраз, 19)].

Тахриман макрух в ханафитском мазхабе является противоположным по смыслу термином понятию ваджиб. К тахриман макруху относится, например, ношение мужчинами золотых украшений или шелковых одежд. Существует также танзихан макрух, запрет в котором выражен слабее тахриман макруха. Танзихан макрух является противоположным по смыслу понятию мандуб (См. Мандуб). Классики же ханафитского мазхаба - Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шейбани вводили все запреты из единичных достоверных хадисов-ахад в категорию макрух.Запрет может быть выражен следующим образом:1. Дословно. «Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха, [убоину] удавленную, забитую палками, издохшую при падении [с высоты], убитую рогами и [скотину], которую задрал хищник, - если только вы не заколете ее по предписаниям, - и то, что заколото на [языческих] жертвенниках.

Запрещено вам также предсказывать будущее» (5. 3).2. Отменой разрешенности. «Отныне и впредь тебе не дозволено [брать новых] жен, а также заменять [прежних жен] другими, если даже ты очарован их красотой, за исключением твоих невольниц». (33. 52)3. Повелением воздерживаться от чего-либо. «И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно - мерзость и мерзкий путь» (17. 32).4. Запрещением каких либо действий. «О вы, которые уверовали. Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам - скверные деяния, [внушаемые] шайтаном» (5. 90).Харам бывает двух видов:а) Харам бизатихи. Это запретные по сути вещи или деяния, например. Прелюбодеяние, убийство, воровство и т.д.;б) Харам лигайрихи. Деяния или вещи, которые могут привести к греху.

Например, запрещено смотреть на открытые части тела женщины, так как это может привести к прелюбодеянию, которое, по сути, является грехом. Нельзя заниматься ростовщичеством, так как рост, по сути, является греховным.Основными аятами, в которых перечисляются запретные (харам) вещи и деяния для верующих мусульман, являются следующие:- «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - прощающий, милосердный» (2. 173);- «Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха, [убоину] удавленную, забитую палками, издохшую при падении [с высоты], убитую рогами и [скотину], которую задрал хищник, - если только вы не заколете ее по предписаниям, - и то, что заколото на [языческих] жертвенниках.

Запрещено вам также предсказывать будущее. И все это - нечестие. Сегодня те, которые не уверовали, потеряли надежду отклонить вас от вашей веры. Но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня. Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет [съесть запретное], то ведь Аллах - прощающий, милостивый» (5. 3);- О вы, которые уверовали. Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам - скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете (5. 90);- «Скажи [, Мухаммад]. "В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи - ибо все это скверна, а также [мясо] запретного [животного], заколотого не с именем Аллаха".

Если же кто-либо будет вынужден съесть [вышеупомянутое] без умысла совершить грех и преступить [предписание], то, воистину, твой Господь - прощающий, милосердный» (6. 145);- «Вам дозволено [приносить в жертву и употреблять в пищу] домашних животных, кроме тех, которые вам перечислены [в Коране]. Избегайте же скверны идолов, а также лживых речей...» (22. 30);- «Запретны вам в качестве жен ваши матери, дочери, сестры, тетки со стороны отца, тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сестры, матери ваших жен, падчерицы - ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись (а если вы не сошлись с их матерями, то нет греха, если женитесь на падчерицах). Запретны [вам также] жены ваших кровных сыновей, запретно жениться одновременно на двух сестрах, если это не случилось прежде, - воистину, Аллах - прощающий, милостивый, - [запретны вам] и замужние женщины, если они не взяты вами в плен [в сражении во имя Аллаха], - все это предписал вам Аллах» (4.

23-24).Нельзя считать разрешенным (халал) то, что является запретным (харам) в соответствии с согласованным вердиктом исламского общества (См. Иджма). Это является проявлением неверия и выводит человека из Ислама. Человек, совершающий запретные деяния приобретает грехи, а тот, кто избегает этого, совершает угодное Аллаху деяние - прибыль. Харамом называют также место, куда запрещен доступ для определенной группы лиц. Например, это женская половина дома, куда запрещен доступ посторонних мужчин.(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.).

Значения в других словарях
Харам

[арабск. - "запретное"] - в исламе (ИСЛАМ). Грех. Поступки, являющиеся греховными и запретными. В зависимости от местных условий запреты могут распространяться на семейно-брачные отношения (запрет брака с родственником), пищу и питье, определенные игры и развлечения и т. П. Вопрос о х. Входит в раздел фикха (ФИКХ).(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Харам

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Харам

Запретное, священное место, святилище. Женская половина дома, гарем. ..

Хандак

Ров, вырытый вокруг города, селения, крепости в оборонительных целях. Так называется сражение, которое состоялось между мусульманами и язычниками, которые осадили Медину в 5 году хиджры. Для защиты города от превосходящих сил противника, мусульмане вырыли вокруг него ров. Благодаря этой новой тактике мусульманам удалось отстоять город. Упоминания об этой битве содержатся в аятах Корана (33. 9-12).(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.). ..

Харадж

Государственный налог, который взимается за пользование землей. Этот вид налога брался с иноверцев - владельцев земель, которые были завоеваны мусульманами. Таким образом, иноверцы платили как подушный налог (См. Джизья), так и земельный налог - харадж. Если иноверцы принимали Ислам, то они освобождались от выплаты джизьи, но харадж они продолжали платить. Этим харадж отличается от джизьи, которую платят немусульманские граждане в обмен на предоставление им защиты и неприкосновенности со стороны..

Хариджиты

Мятежники, раскольники. Приверженцы мусульманской секты преимущественно радикального толка. История ее возникновения восходит к правлению четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба (34/656-39/661). После убийства халифа Османа мятежниками выбрали его халифом. Новому халифу, в целом, присягнули все провинции, за исключением Сирии. Ее правитель Муавия ибн Абу Суфьян (будущий халиф и основатель династии Омейядов) воздерживался от присяги, выдвинув ему несколько предварительных условий, главным..

Харун

Аарон сын Имрана. Один из пророков (наби) Аллаха, посланный к народу Израиля. Брат пророка (расуля) Мусы. Родился в Египте, где прошло его детство и молодость. Их родословная восходит к сыну пророка Йакуба - Лави (Левию). Аллах сделал Харуна пророком вместе с его братом Мусой, когда народ Израиля подвергался мучениям и унижениям со стороны египтян. Подчинившись повелению Аллаха, Харун вместе с Мусой пошел к Фараону. Они призывали его уверовать в единого Бога. Однако Фараон, который считал богом ..

Дополнительный поиск Харам Харам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Харам" в словаре Ислам. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Харам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 5 символа