Акты Мучеников

109

(лат. Acta martyrum) или акты святых (acta sanctorum), наименование сборников древнейших известий о мучениках. Различаются два типа подобных актов. Первый тип представлен официальными судебными протоколами тех процессов, которые велись римскими властями против христиан. К такого рода протоколам (дошедшим, естественно, в позднейших списках) относятся акты процесса против Киприана, епископа карфагенского, и его казни 14 сентября 258 г. Эти протоколы были составлены канцелярией проконсула Африки. Фрагменты такого рода протоколов могут сохраняться и в позднейших переработках житий мучеников (таковы, например, акты скиллийских мучеников и акты сенатора Аполлония). Другой тип мученических актов - это записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для церкви достоверное описание страданий и победы подвижника.

Такие акты носят наименование мученичества (от гр. (marturia, лат. Passio). Древнейшим памятником этого рода является Мученичество св. Поликарпа Смирнского (ум. 156 г.), сделавшееся образцом для всей древнехристианской литературы мученичеств. К этому же типу относятся Мученичество св. Иустина Философа (ум. Ок. 165 г.). Мученичество свв. Перпетуи и Фелицитаты (ум. 202 г.), Послание общин Виенны и Лиона братиям в Азии и Фригии с описанием преследования галльских мучеников (170-е годы), уже упоминавшееся повествование о сенаторе Аполлонии, пострадавшем между 180 и 185 гг., в котором используются протоколы его процесса. Мученичество св. Великомученика Прокопия, пострадавшего при Диоклетиане в 303 г., акты персидских мучеников, пострадавших во время гонений IV-V вв.

Собирание актов мучеников начинается еще в период гонений. Согласно древнему, хотя и недостоверному преданию св. Климент поставил в Риме семерых нотариев, которые должны были собирать мученические акты, идущие от разных христианских общин. После прекращения гонений собирание свидетельств о мучениках приобретает постоянный и целенаправленный характер. Появляются собрания таких актов. Сюда относится прежде всего "Собрание древних мученичеств" (Sunagwgh twn arcaiwn marturiwn Евсевия Кесарийского (ум. 339 г.), которое до нас не дошло, и "История палестинских мучеников", сохранившаяся в сирийском переводе. Оба этих памятника составили основу "Церковной истории" Евсевия, одного из важнейших источников для ранней истории христианства.

В многочисленных последующих переработках этот материал вошел затем в минеи, месяцесловы и синаксари (см.). На этой почве развились различные типы агиографических повествований с определенными структурными схемами, отбором деталей и содержательными клише. Процесс собирания и переработки актов святых создал основу и для появления многочисленных вымышленных или полувымышленных актов, отражавших религиозно-культурные представления соответствующих эпох. Подлинные древние акты украшались рассказами о чудесах и видениях, которые, естественно, не могли быть частью подлинных судебных протоколов. В такого рода литературных обработках часто прослеживается фольклорный материал, представляющий интерес для социально-культурной истории.

Ряд актов содержит настолько явные элементы вымысла, что побуждает сомневаться в самом существовании соответствующих святых. Таковы, например, мученичества св. Екатерины Александрийской или св. Георгия Победоносца. Испытывая влияние литературного процесса как такового, литература актов святых может включать в себя переработки чисто литературных источников (примером может служить Повесть о Варлааме и Иоасафе, основанная на легендах о Будде, или житие Альбана, перерабатывающее миф об Эдипе). В этой части литература актов святых представляет интерес не столько для церковной истории, сколько для агиографии, т.е. Изучения литературных приемов, структурных схем и общих мест житийной литературы. Уже в древнейших актах мучеников может быть прослежена их связь с евангельскими повествованиями о Страстях Христовых.

Поскольку мученики выступают как идущие вслед за Христом, повторяющие Его страдания и Его победу над смертью, отдельные части мученических актов (в особенности часто молитва перед кончиной, видения Христа и Царствия Небесного) находят прямые соответствия в Св. Писании (это же относится и к иконографии мучеников). Это взаимодействие Св. Писания и актов мучеников служит основой для появления апокрифических повествований, в которых новозаветные события излагаются по образцам актов. К такого рода апокрифам относятся прежде всего Акты Пилата, упоминаемые уже Иустином Философом (ум. 165 г.) и дошедшие до нас в составе апокрифического Никодимова Евангелия. В этих актах сделана попытка реконструировать процесс Христа.

Сходный характер имеют апокрифические акты (мученичества) отдельных апостолов (акты апостола Павла, акты апостола Петра, акты апостола Андрея), также получившие распространение с древнейших времен (не позднее III в.)..

Значения в других словарях
Актуализм

- ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.. ..

Акты Исторические

Документы правового характера (договорные, договорно-законодательные, договорно-распорядительные и др.), один из видов исторических источников. Классифицируются специалистами на. А) публично-правовые, б) публично-частные, в) частные акты. Древнейшие А. И.- русско-византийские договоры 10 в. (см. Также Грамоты).. ..

Акты Святых

См. Акты мучеников.. ..

Актюбинск

Город в казахских степях на р. Илек (приток Урала). Основан в 1869 русскими как военное поселение. С 1891 уездный город Тургайской обл.. ..

Дополнительный поиск Акты Мучеников Акты Мучеников

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Акты Мучеников" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Акты Мучеников, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 14 символа