Анисфельд Борис Израилевич (бер Срулевич)

99

(2.10.1879, Бельцы, Бессарабия 4.12.1973, Уотерфорд, США) - живописец, график, сценограф, скульптор, педагог. Родился в купеческой семье. В 1900 окончил Одесскую художественную школу у Г.Ладыженского и К.Костанди, в 1907 Петербургскую Академию художеств, где учился сначала у И.Репина, затем у Д.Кардовского. Начало известности А. Связано с рисунками в политических сатирических журналах «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон» и др., но в те же 1900-е он преимущественно занимался живописью (библейские сцены, портреты, натюрморты), которые воспроизводились в журналах «Золотое руно», «Мир искусства», «Столица и усадьба». С 1903 выставлялся на отчетных выставках Академии художеств и Союза русских художников. С 1906 выставлял свои работы за рубежом.

В Париже был участником выставки русского изобразительного искусства, организованной С.Дягилевым, действительный член Осеннего салона, В дальнейшем выставлялся в Милане, Вене, Лондоне, Амстердаме, Мальмё. В 1910 вошел в объединение «Мир искусства» и выставлялся до 1917 на всех его выставках. В 1907 оформил свой первый спектакль «Свадьба Зобеиды» Г.Гофмансталя (реж. В.Мейерхольд). В 1909-11 по эскизам Л.Бакста создал декорации для некоторых постановок Русских сезонов Дягилева - отсюда бытовавшая легенда об А. - «тени» Бакста. В 191214 оформлял спектакли для заграничного турне А.Павловой («Прелюды» Ф.Листа и «Семь дочерей Горного короля» А.Спендиарова), для лондонских выступлений В.Нижинского («Видение розы» К.М.Вебера), для хореографа М.Фокина («Исламей» М.Балакирева в Мариинском театре, «Садко в подводном царстве» - балет на муз.Н.Римского-Корсакова в Русских сезонах и в Мариинском театре, «Египетские ночи» А,Аренского).

В августе 1917 по инициативе американского импрессарио выехал в США (через Сибирь, Японию, Канаду) ив 1918 поселился в Нью-Йорке, где в Бруклинском музее состоялась выставка из 200 работ А., созданных в России. После ее огромного успеха совершил с выставкой двухгодичное турне по США. Персональные выставки А. Состоялись в США в 1924, 1926, 1928. Участвовал в выставках русского искусства в Париже (1921), НьюЙорке (1923), Филадельфии (1932). В передвижной выставке русского искусства в США и Канаде (1924-25). В Международных выставках в Питсбурге, Чикаго, Бостоне (192527). Награжден золотой медалью за картину «Испания» на выставке в Филадельфии (1926). В 1919-27 работал как сценограф в американских театрах, главным образом, в нью-йоркском «Metropolitan Opera».

«Мефистофель» Ф.Бойто (1920), «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова (1922), «Король Лахора» Ж.Массне (1924). Последняя работа «Турандот» Дж.Пуччини (1927) - осталась неосуществленной (в музее театра хранятся эскизы). Для Чикагской оперы оформил спектакль «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева (1921, 1-я постановка в США), для балетной труппы М.Мордкина - балеты «Азиада» и «Ярмарка» на музыку Ф.Листа, А.Глазунова и др. В 1928 переехал в Чикаго, преподавал здесь в Институте искусств (1929-57). В 1933 после самоубийства жены переехал в штат Колорадо, создал «Школу живописи Анисфельда» (гл. Обр, работая с учениками на пленэре). После перерыва возвратился к станковой живописи, порвав навсегда с театром. Регулярно выставлялся в крупнейших выставочных залах США, собирая восторженную прессу.

Последние крупные выставки. «Театральный дизайн Анисфельда» в Нью-Йорке (1968) и Вашингтоне (1971). В последние годы А. Жил затворником в хижине в «Скалистых горах», куда периодически приезжали его ученики. Картины и эскизы театральных работ А. В России хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, музее Большого театра, Театральном музее им.А.Бахрушина, в картинной галерее Перми и др. Театральные работы А. Выставлялись в Москве и Ленинграде на выставках, посвященных русскому театрально-декорационному искусству в 1960-80-е, на выставках из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских (1991, 1994). Выставка эскизов костюмов и театральных декораций А. Из американских музеев и частных собраний (совм. С музеями России) состоялась в 1994 в Петербургском музее театрального и музыкального искусства.

В Вашингтоне, по сведениям Н.Лобанова-Ростовского, значительная часть работ А. Хранилась в подвале, где они сильно пострадали от сырости. К сожалению, их не пытались реставрировать. После смерти А. Его дочь Мара передала большую часть работ отца в дар Публичной библиотеке Нью-Йорка. Несколько ранних работ маслом купил у Мары в 1984 известный коллекционер Р.Шепард. После реставрации он выставил их в своей галерее в Нью-Йорке. Выставка пользовалась успехом. С ранних лет А. - признанный колорист, в этом он проявил себя как один из самых выдающихся художников современности. Эмоциональное воздействие цветом в живописи и сценографии А. Всегда подчеркивалось критиками. «алхимик цвета» - оценка искусства А. В американских художественных кругах.

«Живопись - это симфония цвета», - повторял А. Ученикам. Искусство А., от ранних до поздних работ, - типичное воплощение идей символизма в мировом изобразительном искусстве, об этом говорят даже названия его работ («Контраст», «Мистики». «Мечтания», «Судьба» и т.п.). Специфичен и творческий процесс художника. Долгие годы он работал только при свечах, считая, что лишь таким способом можно передать мистические оттенки цвета. В 1940-60-е А. Разрабатывал евангельские темы в живописи и частично в скульптуре. Вместе с тем изысканное искусство А., лишенное экзальтации, поэтично и конкретно. Оно оставалось традиционно-реалистическим, приближаясь, в своей философской задаче, скорее к Врубелю и работам мирискусников, чем к иррационализму символистов европейской школы.

По мнению Н. Лобанова-Ростовского, работы А. Последних лет «напоминали смесь Филонова с Врубелем»..

Значения в других словарях
Анисимовы

Анисимовы, дворянский русский род, восходящий к половине XVII века и записанный в VI часть родословных книг Воронежской и Харьковской губерний. В Ливонском походе 1559 года упоминается Григорий Леонтьевич А. Александр Онисимов был дьяком в Литовском приказе с 1663 по 1666 год и в челобитном приказе в 1667 году, Адриан Онисимов был в 1663 году дьяком в Поместном приказе. Шесть Анисимовых в 1699 году владели населенными имениями.. ..

Анисия

Св. Мученица, празднуется 30 декабря/12 января. Была известна среди русских под названием Желудочницы, так как по заведенному обычаю в день памяти этой святой крестьяне варили свиные желудки. По этим желудкам суеверные люди гадали о зиме.. ..

Анисфельд, Борис Измайлович

- художник-импрессионист, принадлежал к "Союзу русских художников". Выставлял свои картины на выставках "Союза" в Москве, Киеве и Петербурге, а также на выставках "Мира Искусства". Его картины разрешают, главным образом, чисто колористические задачи. В настоящее время живет в Америке. Из художественных организаций, на выставках которых выставлялся Анисфельд, старейшей является "Мир Искусства", существовавшая с 1898 по 1922 г. (с перерывом 1906 - 1911). При своем возникновении она объединяла худо..

Анито

Духи в верованиях филиппинцев.. ..

Дополнительный поиск Анисфельд Борис Израилевич (бер Срулевич) Анисфельд Борис Израилевич (бер Срулевич)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Анисфельд Борис Израилевич (бер Срулевич)" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анисфельд Борис Израилевич (бер Срулевич), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 41 символа