Бакланов Георгий Андреевич

84

(наст. Фам., имя Баккис Альфонс-Георг) (23.12.1880, Петербург -6.7.1938, Базель) - артист оперы и концертный певец (баритон). Латыш по отцу, русский по матери, рано осиротел, воспитывался в Киеве у родственников матери. Окончил Киево-Печерскую гимназию и поступил на юридический факультет Свято-Владимирского университета. Еще будучи гимназистом, под впечатлением от прослушанного в Киевской опере «Демона» А-Рубинштейна Б. Увлекся оперой и неожиданно обнаружил у себя сильный голос. Вскоре он начал занятия у профессора Киевской консерватории Мартина Петца, воспитавшего многих видных певцов России и Польши. В 1901 Б. Перевелся в Петербургский универститет (который так и не окончил). Здесь, в столице, он был прослушан педагогом и знаменитым в прошлом баритоном И.Прянишниковым, который настолько увлекся редкостным дарованием нового ученика, что взял его с собой в путешествие по Италии.

В Милане Прянишников представил Б. Профессору Витторио Вандзо. У него консультировались, проходили новые партии, совершенствовали вокальную технику известные русские артисты (в том- числе Л.Лашовская и Д.Смирнов). У Вандзо Б, занимался вплоть до возвращения на родину в конце 1903, Его первое выступление на сцене состоялось в январе 1904 в Киеве в партии Амонасро в опере Дж.Верди «Алда». Эту роль Б. Готовил под руководством В.Лосского, известного оперного режиссера и певца. Несмотря на тщательную подготовку, дебют не обошелся без курьеза. В своих мемуарах Лосский рассказывает, что перед выходом на сцену Б. Забыл завершить гримировку и «черный эфиопский царь появился с белой шеей и белыми руками. В публике раздался смех.

Но как только дебютант открыл рот и дал первую ноту, публика замерла. Это был из ряда вон выходящий голос. Звук лился, звенел, чаровал тембром, потрясал мощью. Успех был решительный». Окрыленный, Б. Отправился в Петербург на пробу в Мариинский театр (февр. 1904). Несмотря на высокую оценку его таланта авторитетными артистами, включая Л.Собинова, Б. Не получил приглашения в первый театр России и был вынужден подписать контракт с частной антрепризой на выступления в Житомире и Каменец-Подольске. В Ригу, куда отправилась труппа после Украины, его не взяли, т. К, посчитали слишком молодым, чтобы «петь в таком большом и музыкальном городе». Б, возвратился к Прянишникову в Петербург, продолжил у него занятия, а затем переехал Москву и с блеском выступил в театре С.Зимина в своей «коронной» партии - в рубинштейновском «Демоне» (15.4.1905).

На спектакле присутствовал директор императорских театров В.Теляковский, год назад отказавший ему в поступлении в Мариинский театр. На этот раз Теляковский пожелал во что бы то ни стало заполучить молодого артиста. Б, не поверил его посулам и заключил контракт на следующий сезон с Зиминым, но Теляковский добился своего - заплатил Зимину неустойку, и уже 20 апреля новый баритон появился впервые на сцене Большого театра. В своем первом сезоне в Большом театре Б. Исполнял партии Валентина в «Фаусте» Ш.Гуно, Амонасро в «Аиде» Дж.Верди, Эскамильо в «Кармен» Ж.Бизе. Но особенно прославился артист в роли Демона. Трактованный им в соответствии с врубелевским образом, «без пошлых крыльев, с огнеными глазами. Его Демон был духом отрицания и зла».

Вскоре судьба свела Б. С С.Рахманиновым.Ф.Шаляпин отказался от участия в премьерах его опер «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь», и молодому артисту поручили первое исполнение главных партий - Ланчотто и Барона. Впервые Б. Довелось осваивать роли, не имеющие никаких исполнительских традиций. Опираясь на авторские пожелания и помощь известного артиста Малого театра А.Ленского, Б. Создал впечатляющие образы, оказавшись на высоте требований, предъявляемых музыкой Рахманинова. Его выступление на премьере 11.1.1906 полностью удовлетворило автора. Партнерша Б. В тот вечер, ведущая солистка Большого театра Н.Салина, так пишет о нем в своей книге «Жизнь и судьба». «Юный, высокий, стройный красавец с баритоном необычайной красоты и силы.

Он только начинал свою карьеру, но уже чувствовалось, что далеко пойдет. Действительно, пробыв недолго в Москве, он уехал за границу, и скоро зарубежная пресса стала приносить нам известия о его колоссальном успехе». За рубеж Б. Отправился в 1909, а до того успел выступить в Большом театре в 14 операх. Он исполнил Руслана Глинки и Князя Игоря А.Бородина, партии Виндекса в «Нероне» А.Рубинштейна и Поярка в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакова, спел вердиевских Риголетто и Тельрамунда («Лоэнгрин»), Зургу в «Искателях жемчуга» Ж.Бизе репертуар разнообразный и неординарный (от лирической партии Онегина до басовой Руслана). В 1909 Б. Начал серию блистательных выступлений на сценах США. Он участвовал в открытии и в первом сезоне оперы в Бостоне (совм.

С Л.Липковской и Е.Бронской), пел в Чикаго, в Нью-Йорке. В 1910 выступил в Венской придворной опере. Яго в «Отелло» Дж.Верди, моцартовский Дон Жуан, басовая партия Нилаканты в «Лакме» Л.Делиба. В 1911 русский баритон имел сенсационный успех в Германии, выступив в Гамбурге, Кельне, Лейпциге, Дрездене, Берлине, где пел Риголетто и Скарпиа в «Тоске» Дж.Пуччини. В том же году он пересек Атлантику и появился на сцене крупнейшего театра Южной Америки «Colon» в Буэнос-Айресе, а в «La Scala» пел Демона по приглашению великого дирижера А.Тосканини. В 1912 пел в Праге, в 1913-в парижской «Grand-Opera», весной 1914 -в Монте-Карло, в театре «Casino», собиравшем в то время (как «Metropolitan Opera» в Нью-Йорке) лучшие исполнительские силы мировой оперы.

Здесь Б. Вместе с Э.Карузо и Липковской выступил в «Риголетто», с М.Кузнецовой-Бенуа в «Тоске», с Дж.Мартинелли в «Девушке с Запада» Дж.Пуччини, с Липковской в премьере оперы А.Понкьели «Валенсианские мавры». Это лишь некоторые из зарубежных гастролей великого артиста. Будучи солистом Бостонской оперы (191114), Б. В каждом сезоне возвращался и выступал на родине. В Большом театре ему довелось участвовать в знаменитой постановке вагнеровского «Лоэнгрина» в 1911 с участием Л.Собинова, А.Неждановой, И.Петрова, Л.Балановской, под управлением прославленного немецкого дирижера А.Никиша. В Петербурге артист пел на сценах Мариинского театра и Народного дома (1913). В 1915 серию спектаклей с участием Б. Дала Киевская опера.

С этого года Б. Подписал контракт с оперным театром в Чикаго, вторым по значению театром США, собиравшем труппу, способную соперничать с «Metropolitan Opera» - Р.Страччари, АТалли-Курчи, Т.Скипа.Б. Покинул родину, как он полагал, на время, но оказалось - навсегда. В Чикагской опере Б. Являлся первым баритоном (до 1930). После окончания 1-й мировой войны Б. Снова появился в Европе, гастролировал в Варшаве, Париже, Белграде, Берлине. В столице Германии он был первым исполнителем партии Грозного в европейской премьере «Царской невесты» Римского-Корсакова, пел Мизгиря в «Снегурочке» (1923). По завершении работы в Чикагской опере она 1930 перебрался в Германию, приобрел дом в предместье Берлина.Б. Занял значительное положение в артистическом мире германской столицы.

Он сыграл решающую роль в выборе творческого пути юной М.Чеботаревой, определив ее будущее оперной певицы - вскоре она стала знаменитой Марией Чеботари, примадонной опер Вены, Берлина и Дрездена. После прихода к власти нацистов Б. Переехал в Швейцарию и уединился в имении близ Базеля, где он и окончил свои дни. Несмотря на недолгую жизнь, Б. Успел пережить свой голос и свою славу. Об этом свидетельствуют его последние записи, произведенные в Берлине в начале 1930-х. Артист тогда только что перешагнул 50-летний рубеж, возраст для баритона некритический, а уже слышны (сравнительно с ранними записями) значительные потери в голосе. Очевидно, сказалась безостановочная, в буквальном смысле слова, «на износ», работа на протяжении 25 лет.

Но и эти поздние записи Б. Производят большое впечатление. Ощущается высокий класс настоящего мастера, не знающего вокально-технических проблем, не щадящего ни свой голос, ни свои силы.Б. Записывался довольно много, но не всегда удачно. Первые записи 1907 в Москве он был вынужден сделать с аккомпаниментом фортепиано, а не оркестра, поэтому в ариях имеются значительные купюры. Пластинки 1907, выпущенные компанией «Gramophone», быстро «уценились» и перешли в разряд более дешевых с маркой «Zonophone». В 1911 в США Б. Записывал пластинки для компании «Columbia» и продолжил с нею сотрудничество в 1918. Компания «Gramophone», лидер граммофонной индустрии в Европе, произвела (в Милане или в Вене) сеанс записей великого русского баритона в 1913, В числе этих фонограмм имеются и лучшие в его звуковом наследии.Б.

Ошибочно приписывают несколько пластинок, выпущенных киевской компанией «Экстрафон» под маркой «Артистотипия» в 1914-15. В 1919 голос артиста записывала в США компания «Victor». Матрицы были переданы компании «Gramophone» для выпуска пластинок в Европе. Эти диски (с маркой «His Masters Voice») входили в серию пластинок ведущих артистов мира, представленных компанией. В 1923 (или 1924) несколько пластинок Б. Записал в Берлине для «Vox», радио и граммофонного предприятия. Все это были т.н. Акустические записи (осуществлены при помощи рупора). К микрофону Б. Встал, когда его голос уже утрачивал свои исключительные качества. Репертуар пластинок артиста состоит почти полностью из оперных арий, некоторые исполнены на итальянском и французском языках.

Два дуэта (в 1911 и 1913) записаны в ансамбле с Липковской. Лучшие записи Б. Полностью подтверждают его высочайшую художественную репутацию. Он ни в чем не уступает своим современникам-итальянцам в «их» репертуаре. Но некоторые записи неудачны - Мефистофель и Борис Годунов. Слишком сильны впечатления от созданных Шаляпиным шедевров, в сравнении с которыми Б. Явно проигрывает. Зато к числу бесспорных удач относятся замечательные исполнения фрагментов из «Демона», относящиеся к разным годам. Даже поздняя запись «Клятвы» свидетельствует, что восторги тех, кто слышал и видел Б. В этой роли, не преувеличены. Великолепен Б. В ролях «злодеев», его Яго, Барнаба в «Джоконде» А.Понкьели исполнены на уровне мировых образцов. Искусство великого русского артиста никогда не забывалось ни на Западе, ни на родине.

В Австрии в 1970-х «Preiser» выпустил пластинку Б. В серии выдающихся певцов 1920-30-х. Фирма «Мелодия» выпускала монографические пластинки певца в 1977 и 1987..

Значения в других словарях
Баклага

— от тат. «бэклак» — древний керамический или металлический дорожный сосуд для воды, типа фляги, с узким коротким горлом и ушками на тулове для продевания ремня. Синоним слова «фляга».. ..

Бакланов

Бакланов - медальер, резчик монет московского монетного двора при Екатерине II .. ..

Бакланов Яков Петрович

Бакланов Яков Петрович (родился в 1809 г., умер в 1873 г.) - сын бедного донского казака. Образование получил весьма скудное, но зато привольная степная жизнь выработала из него отважного богатыря, отличавшегося к тому же природным умом и воинскою сметливостью. На службу вступил в 1825 году урядником. В 1828 ходил охотником на штурм Браилова, и в кампанию 1829 года участвовал во многих делах с турками. С 1834 по 1837, находясь на Кавказе в полку Жирова, отличался отвагою при схватках с горцами. ..

Бакланов Яков Петрович (дон.)

- род. 16 марта 1809 г., ст. Гугнинской (впоследствии - Баклановской) . Генерал - майор и вечный шеф 17 Дон. Каз. Полка. На царскую службу зачислен с пятнадцатилетнего возраста и в 1828 г. Командирован в казачий полевой полк с производством, по дворянскому состоянию, в чин хорунжего. Большую часть службы провел на Кавказе в войне с Горцами, Персами и Турками. Стал знаменит, как мужественный, но суровый воин, не знавший милосердия к неприятелю. Был ги­гантского сложения с нерегулярным лицом восто..

Бакланов Георгий Андреевич

(наст. Фам. Баккис. 1881–1938) – рус. Певец. Ученик И.П. Прянишникова. Пел в Оперном т-ре Зимина (с 1905), Большом т-ре в Москве (1905—09). С 1915 жил за рубежом.. ..

Дополнительный поиск Бакланов Георгий Андреевич Бакланов Георгий Андреевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бакланов Георгий Андреевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бакланов Георгий Андреевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 26 символа