Бен Мухаммед

51

Династия султанов и шейхов Феццана (Ливия), правившая с конца XVI в. По 1813 г. В то время, когда турки начали завоевание Северной Африки, в Феццане правила местная султанская династия, основанная Авлад Мухаммадом и имевшая свою ставку в Мурзуке. Сын Мухаммада, ал-Мунтасер, признал над собой власть турецкого султана. Каждый год он должен был уплачивать Стамбулу установленную дань, но делал это очень нерегулярно. В 1577 г. Турецкие янычары двинулись в глубь страны, захватили Себху и Мурзук. Ал-Мунтасер лишился власти, которая была передана наместнику Мами. Однако в 1582 г. Вспыхнуло восстание, закончившееся убийством наместника. Власть захватил сын ал-Мунтасера, ан-Насер. Ему в 1599 г. Наследовал сын ал-Мансур. В годы его султаната турецкий правитель Триполи Сафар-дей двинул против Феццана 10-тысячную армию.

В развернувшемся сражении феццанской коннице удалось поначалу смять фланги турецкой армии и перебить много турецких солдат. Победа казалась близкой, но в это время в бой вступила турецкая батарея. Султан был смертельно ранен. Воспользовавшись замешательством в рядах феццанцев, турки перехватили инициативу, взяли Себху, а потом и Мурзук. Брат султана ал-Мансура, ат-Тахир, бежал с казной и гаремом в Судан. Оставив в Мурзуке небольшой гарнизон и своего наместника, турки возвратились в Триполи. Но вскоре во время восстания наместник был убит, и к власти вернулся ат-Тахир. Спустя короткое время против султана восстали гараманты - жители Вади-эль-Аджаль, которых он обложил тяжелыми налогами. Оплотом восставших стал город Джерму.

Феццанские войска взяли его штурмом и разрушили до основания. Однако некоторым вождям восстания удалось бежать в Триполи, где они нашли поддержку у турецкого наместника Шериф-дея. В 1626 г. Турки вновь напали на Феццан и вынудили ат-Тахира бежать в Судан. В Мурзуке был посажен вождь гарамантов Ахмад-бей, в помощь которому оставили небольшой турецкий гарнизон. В том же году в районе Эль-Татруна объявился с большим войском, набранным в султанате Канем, Мухаммад Джухейм, брат ат-Тахира. Ахмад-бей вышел ему навстречу, но был разбит в ожесточенном бою недалеко от Трагена и отступил к Мурзуку. Мухаммад начал осаду города, которая продолжалась до тех пор, пока подошедшие на помощь Ахмад-бею турецкие войска не сняли ее.

В течение ближайших лет произошло еще несколько сражений, но ни одна из сторон не могла одержать верх. Силы противников были истощены. Феццан лежал в развалинах, караванная торговля прекратилась. Триполи терпел от этого большие убытки. Поэтому новый турецкий наместник Мухаммад ас-Саказни решил пойти на мир с семейством Бен Мухаммед. Соглашение включало следующие условия. 1) турки должны уйти из Феццана. 2) Мухаммад Джухейм становится его правителем. 3) он отказывается от титула султана и принимает титул шейха. 4) Феццан выплачивает ежегодную дань Триполи в размере 4 тысяч мисскалей золота. Условия мира соблюдались при жизни самого Мухаммада I и его сына Джехима, но в 1682 г. Его второй сын Нагиб отказался платить дань.

Вскоре выяснилось, что сил для открытой борьбы у него нет. Турки без боя вступили в Мурзук и захватили все сокровища шейха. Вместо убитого Нагиба на престол был возведен его брат Мухаммад II ан-Насер. В 1694 г. Он в свою очередь прекратил выплачивать дань. Против непокорного шейха вновь были высланы войска под командованием Йусуф-бея. В ходе боев у Мурзука ни одна из сторон долго не могла одержать победу. Тогда Йусуф-бей постарался вызвать раскол в рядах повстанцев. Его интриги увенчались успехом, и Мухаммад ан-Насер оказался в плену. Вместо него правителем оставили кузена Йусуф-бея, Мухаммада ал-Гузайля. Спустя пять месяцев феццанцы восстали и убили его. Шейхом был провозглашен Теммим бен Джухейм. Когда турки двинулись на Мурзук, чтобы покарать восставших, Теммим уклонился от открытого сражения.

Перемещаясь по стране, он постоянно маневрировал и грозил туркам со всех сторон. Караванная торговля с Центральной Африкой прервалась. Дей Триполи Мухаммад Карадагли вынужден был выпустить из заключения Мухаммада II ан-Насера, который вновь стал шейхом, предварительно пообещав платить дань. В 1711 г. К власти в Триполи пришел Ахмад Караманли, основавший династию Караманли и получивший от султана титул паши. Новому правителю пришлось утверждать свою власть над шейхом Мухаммадом, который в 1718 г. Отказался выплачивать дань. Триполитанцы двинулись на Мурзук, но взять его не смогли. В это время Мухаммад II умер. Наследовавший ему сын Ахмад I объявил, что будет выполнять все условия прежних договоров. В целом он исправно исполнял обещание, но в 1731 г.

Триполитанцы, недовольные им, еще раз подступили к Мурзуку. Ахмад сдался на милость победителя и был доставлен в Триполи, где Ахмад Караманли продал его за две медные монеты сыну Мухаммад-бею. После этого опозоренный шейх вернулся в свою столицу, где стал править от имени паши Ахмада. Стены вокруг Мурзука были разрушены. Последняя попытка освободиться от власти Триполи была предпринята при Мухаммаде V ал-Джахиме. В обмен на свою независимость от дома Караманли шейх обещал ежегодно выплачивать 5 тысяч реалов. Однако эта сумма оказалась для него слишком обременительной, и Мухаммад взял свое обещание назад. Тогда Йусуф-паша Караманли двинул против Феццана армию во главе с хитрым и властным Мухаммадом ал-Мунни.

Тот объявил, что идет походом на Борну и был в 1813 г. С почетом принят ал-Джахимом. В Мурзуке ал-Мунни завел тайные переговоры с племянником шейха. Он побудил его убить дядю, обещая после этого предать власть в его руки. Но когда Мухаммад V был убит, ал-Мунни ввел в город свои войска. Перед собравшимися на совет феццанцами и улемами он хитростью заставил юношу признаться в совершенном убийстве. После этого убийца был казнен, а Мухаммад ал-Мунни провозгласил себя правителем Феццана. С независимостью страны было покончено - она окончательно перешла под власть Триполи..

Значения в других словарях
Бемлер, Альфред

(Baeumler), профессор Берлинского университета, ведущий философ Третьего рейха. Родился в 1887. Являлся наиболее важной фигурой во взаимодействии между германскими университетами и управлением Альфреда Розенберга, занимавшегося идеологическими вопросами в нацистской партии. Бемлер проявлял незаурядное демагогическое мастерство, чтобы "приспособить" философию Ницше к нуждам нордических и иных теорий нацизма, ловко игнорируя презрительное отношение Ницше к соотечественникам и национализму любого р..

Бен

(сын) (1Пар 15.18)-аналог. Азария,а.. ..

Бен-авинадав

(сын Авинадава) (3Ц 4.11)-зять Соломона, один из приставников над его провизией.. ..

Бен-амми

(сын моего народа) (Быт 19.38)-см. Аммон,а.. ..

Дополнительный поиск Бен Мухаммед Бен Мухаммед

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бен Мухаммед" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бен Мухаммед, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 12 символа