Вертинский Александр Николаевич

65

(21.3.1889, Киев - 21.5.1957, Ленинград) артист, поэт, композитор. Детство В. Прошло в Киеве. В 4 года потерял мать, скоро умер и отец - известный в Киеве адвокат. Мальчик и его старшая сестра, взятые на воспитание родственниками, оказались в разных городах и считали друг друга умершими, Случайная встреча с сестрой, тоже актрисой, произошла лишь в 1912 в Москве. Рос сиротой, испытывая постоянное чувство голода, терпя побои за плохие отметки, за вынужденное мелкое воровство. В, вспоминал. «Лежа ночами на сундуке на грубом солдатском ковре, в передней, весь в синяках, избитый и оскорбленный, горько плакал...» Учился плохо, гимназия осталась неоконченной. В 16 лет его выгнали из дома - ночевал где придется, на холодных лестницах, в садовых беседках,,.

Рано увлекся театром, всеми способами проникал на концерты и спектакли, случалось, участвовал в них в качестве статиста. На любительских вечерах пел цыганские романсы под гитару. Чтобы прокормиться, работал корректором, грузил арбузы, продавал открытки. Увлечение искусством привело В. В круг киевской богемы, собиравшейся в подвале, в маленьком кабачке под Городской думой, за стаканом дешевого вина. Одетый в купленный на толкучке подержанный фрак, всегда со свежим цветком в петлице, презрительный и надменный, он проводил здесь дни и ночи. В 1912 в киевских журналах были опубликованы три рассказа В. Мечты о славе влекли его в Москву, где его никто не ждал и никто не знал. Снова полуголодное существование, случайные заработки, привычный круг богемы.

Увлекался поэзией А.Блока, И.Анненского, А.Ахматовой, Ф.Сологуба, в качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском университете. После неудачной попытки выдержать экзамены на статиста в Московский Художественный театр случайно оказался в маленьком Мамоновском театре миниатюр (1913), где вместо жалованья первое время получал ежедневный обед. Исполнял короткие юмористические рассказы, куплеты, партию Доброго молодца в одноактной опере «Княжна Азвяковна», а также пародии собственного сочинения, которые принесли первый успех. Артистическую карьеру прервала начавшаяся 1-я мировая война.В. Начал работать в московском госпитале, потом в санитарном поезде, делал не только перевязки, но и несложные операции.

Работал самоотверженно, удивляя своей выносливостью. За полтора года им было сделано 35 тысяч перевязок. В короткие периоды досуга «Брат Пьеро» или попросту Пьероша, как называли его в поезде, пел под гитару романсы, сочинял пародии, шуточные злободневные стихи. Работа отучила его от кокаина, модного среди богемы поветрия, которое захватило В. Перед войной. Вернувшись в Москву (1916), «Брат Пьеро» трансформировался в подлинного романтического Пьеро, ежевечерне выступавшего в программе Петровского театра миниатюр. Балахон Пьеро (белый, позднее черный), условный, подчеркнутый грим (свинцовые белила, тушь, яркокрасный рот) помогали скрыть неуверенность, волнение. «Петь я не умел. Поэт я был довольно скромный, композитор тем более неважный, даже нот не знал».

После первых «ариеток». «Минуточка», «Жамэ», «Сероглазочка», «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «Бал Господен», «Кокаинеточка» - пришел граничащий со скандалом успех. Портреты в витринах, статьи в прессе, издание нот, пластинок, которые расходились по всей стране. Критики недоумевали, размышляя о феномене В., упрекали его в упадничестве, «кокаинном дурмане», банальности. Суждения были не лишены оснований. Но выстраданность в соединении с иронией, умением взглянуть на себя со стороны придавали банальным стихотворным строкам глубоко личную наполненность и неповторимо индивидуальную окраску, В. Создавал свой собственный театр, где он и артист, и режиссер, и автор, и композитор, Рамки номера в программе театра миниатюр становились ему тесны и к концу 1917 он начал концертировать по стране со своей программой.

В это трагическое для России время модный певец, призывавший дорожить «минуточкой», мимолетными радостями бытия, выступил с песней, посвященной погибшим в бою с большевиками юнкерам. «Я не знаю зачем и кому это нужно...» Костюм Пьеро заменила черная визитка с траурным креповым бантом на рукаве. Песня исполнялась яростно, гневно и одновременно торжественно, вызывала в публике слезы, истерики, овации, смешанные со свистом. В конце 1918 В. Покинул голодную Москву в надежде на скорое возвращение, состоявшееся, однако, лишь через четверть века. Киев, Харьков, Одесса, Севастополь - путь В. Осенью 1920 на пароходе вместе со штабом врангелевской армии прибыл он в Константинополь. «Начиная с Константинополя и кончая Шанхаем я прожил длинную и не очень веселую жизнь эмигранта.

Я много видел, многому научился». Унижения, обиды - их довелось В. Перенести немало - развили душевную чуткость, понимание чужого горя, сострадание ему. В Константинополе выступал в маленьком кабаре «Черная роза» с цыганскими песнями, затем перешел в загородный сад «Стелла», посещавшийся русскими, где он мог исполнять свой репертуар. Последовали приглашения на официальные банкеты, приемы и даже во дворец к султану. На переезд в Европу не было ни денег, ни документов. Выручил знакомый по Москве театральный администратор, он предложил концерты в Румынии и раздобыл для этой поездки паспорт на имя греческого подданного Александра Вардитиса, с которым артист объездил впоследствии чуть ли не полсвета. Начались гастроли.

Румыния, Польша, Палестина, Александрия, Бейрут. В 1923/24 концертные турне в Германии, в 1925 - Франция.В. Пел старинные цыганские романсы в третьесортных шантанах и в первоклассных ресторанах в сопровождении небольшого оркестра, иногда гитары или фортепиано, В Молдавии, Польше, где было много русскоязычного населения, исполнял свои песенки. Здесь возникало острое ощущение близости родины. «О, как сладко, как больно сквозь слезы / Хоть взглянуть на родную страну...» Ностальгия, столь свойственная русской эмиграции, рождала шедевры В. «В степи молдаванской» (1925), «Чужие города» (1934, в соавт. С Р.Блох), «О нас и о родине» (1935) и др. Почти на 10 лет задержался В. Во Франции. Совершая короткие концертные турне по Европе, он к началу сезона возвращался в Париж в «Большой Московский Эрмитаж», где работали известные русские артисты Н.Плевицкая, Ю.Морфесси, играл оркестр балалаечников и др.

После часа ночи пел в «Казбеке» на Монмартре, в «Шехерезаде», маленьком, но очень дорогом «Казанова». Здесь собирались всевозможные знаменитости. Короли, принцы, магараджи, великие князья, миллионеры, знаменитые актеры, В. Сблизился с выдающимися деятелями русского искусства Ф.Шаляпиным, С.Лифарем, Т.Карсавиной, А.Павловой, И.Мозжуханым, М.Кшесинской. «В вечерних ресторанах, в парижских балаганах» родились известные песни. Ироническая «Femme raffince», горестный «Желтый ангел», «Джимми», «Piccolo Bambino», и др. В 1934 В. На океанском лайнере прибыл в НьюЙорк, где дал концерт в большом, на 2500 зрителей, зале «Town-Hall». На концерте присутствовал весь цвет русского артистического мира, включая С.Рахманинова, Ф.Шаляпина, Н.Балиева.

Ангажементы в Калифорнии (Сан-Франциско, Голливуд) дали возможность познакомиться с лучшими американскими актерами. Известную песенку «Гуд бай» («Вас нетрудно полюбить») В. Посвятил Марлен Дитрих. Последней страной в странствиях В. Стал Китай (1935-43). Пел в ночных кабаре Шанхая и Харбина, где было много русскоязычной публики. Изредка давал концерты в больших залах. Продолжал писать песни, в том числе знаменитые «Прощальный ужин», «Как хорошо без женщин». В песнях В. Представал иллюзорный, разноцветный мир, населенный множеством причудливых персонажей. Среди них лакеи и лорды, матросы и адмиралы, епископы и клоуны, кокотки и принцессы. Резким взмахом руки, движением пальцев, надменной иронической полуулыбкой, легкой саркастической или скорбной гримасой В.

Показывал этих персонажей. Жесты не только давали мгновенную и яркую иллюстрацию к исполняемой песне, но в ряде случаев носили ассоциативный характер, помогали создать настроение, передать атмосферу. Исполнение строилось на контрастных переходах от плавных мелодических линий к энергичной, ритмизированной речитации, на резкой смене настроений, стыках обыденной ситуации и высокомерного тона. Ирония снижала патетику, насмешливость прикрывала трагизм, бравурная веселость - душевную боль. Изощренное исполнительское мастерство, виртуозно разработанная интонационно-пластическая партитура, высочайший артистизм делали песниновеллы В. Большим искусством. Не случайно в исполнении других артистов они, как правило, успеха не имели.

В концертном репертуаре В, были песни не только на его собственные стихи. Верный своим юношеским увлечениям, он превращал в песни стихи А.Блока, Н.Гумилева, А.Ахматовой, И.Анненского.Г.Иванова, делая их доступными для самой широкой аудитории. В то же время по-своему исполняя старинные и цыганские романсы («Ехали на тройке с бубенцами», «Только раз бывают в жизни встречи» и др.), поднимал их на качественно иной уровень, очищал от налета пошлости, обращал душещипательность в чистую лирику. Сформированный искусством русского Серебряного века, В. Гордо пронес его дух в своем, несколько «сниженном», варианте сквозь революции, войны, эмиграцию. В 1943, после третьей просьбы, В. Разрешили вернуться в Россию. Начались гастроли, выступления в концертных залах, небольших клубах, домах культуры.

Повсюду с триумфальным успехом. Песни В., казалось, далекие людям, выросшим в советской действительности, не оставляли их равнодушными. Наряду с тонкими ценителями и знатоками (В. Постоянно давал концерты в Домах творческой интеллигенции) , ему рукоплескала самая широкая, неискушенная публика. Артист дал более 3 тысяч концертов в сопровождении пианиста М.Брохеса, несколько раз объехал всю страну. В начале 50-х снялся в кинофильмах «Заговор обреченных» (Кардинал, Гос. Премия 1951), «Анна на шее» (Князь) и др. Молчание прессы, отсутствие пластинок, которые за рубежом выходили миллионными тиражами, публикаций нот, стихов, выступлений по радио больно ранили В. И все-таки он верил, что «через 30-40 лет меня и мое творчество вытащат из подвалов забвения».

Пророчество сбылось. С конца 70-х начали выходить пластинки В. Наиболее полно его песни представлены в двойном альбоме «Александр Вертинский» (Мелодия, 1990). Два диска с песнями В. Изданы во Франции (1993). Выходят стихи, ноты, мемуары,.

Значения в других словарях
Вертинский Александр Николаевич

А. Н. Вертинский.. ..

Верт Эдмунд Альбертович

Верт Эдмунд Альбертович - филолог (1839 - 1907). В 1866 г. Переселился в Россию, преподавал латинский язык в петербургском историко-филологическом институте, училище Правоведения, первой гимназии и училище при реформатских церквах. Поместил в "Журнале Министерства Народного Просвещения" ряд статей (например, "De coemptione", 1875. "Аттическое наречие", 1888. "Местоимение ollus", 1901). - см. П.П. Соколов в "Гермесе", 1907, № 6. А. Малеин в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1908, книг..

Вертеп

- народный украинский кукольный театр XVII—XIX вв. Слово употребляется также для обозначения трущобы, притона.. ..

Вертолет

— летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой. Может иметь несколько винтов, скорость полета достигает 350 км в час, грузоподъемность до 40 т. Применяются для перевозок пассажиров и грузов и спец. Целей в вооруженных силах для переброски войск и десантов, выполняют самостоятельные боевые задачи.. ..

Вертолетоносец

— военный надводный корабль — носитель вертолетов. Предназначен для высадки морских десантов и борьбы с подводными лодками. Противолодочный В. Несет до 26 вертолетов, десантный перевозит до 2 тыс. Морских пехотинцев.. ..

Дополнительный поиск Вертинский Александр Николаевич Вертинский Александр Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вертинский Александр Николаевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вертинский Александр Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 31 символа