Гарбузова Раиса (рая) Борисовна

184

(род 25.1.1906, Тифлис) - виолончелистка. Родилась в музыкальной семье. Многоликость художественной жизни Тифлиса, посещения оперных спектаклей, концертов, куда отец, игравший в оркестре на трубе, охотно брал маленькую Раю, помогли рано проявиться музыкальным способностям одаренной девочки. С пяти лет она обучалась игре на фортепиано, а, услышав однажды знаменитого виртуоза-контрабасиста С.Кусевицкого, выразила твердое желание заниматься и на виолончели. Судьба благоприятствовала дебютантке. В 8 лет она поступила в класс отличного виолончелиста и педагога К.Миньяр-Белоручева, в свое время окончившего Московскую консерваторию по классу А.фон Глена, ученика К.Давыдова - основателя русской виолончельной школы.

За годы обучения в Тифлисской консерватории (1914-23) Г. Смогла стать отменным музыкантом, овладевшим большим репертуаром. Игру виолончелистки отличала поэтичная одухотворенность музыкального высказывания, красота тона, быть может, и не очень большого по силе, но богатого по тембровой палитре. С огромным успехом прошли в Москве первые выступления Г. (1923). Ее интерпретация музыки Шумана, Шопена, Дворжака, дАльбера покорила даже самых строгих критиков очарованием стихии музыкальности, которая пронизывала каждый звук. В 1924 Г. Исполнила в Ленинграде «Вариации на тему рококо» П.Чайковского. Ее игра получила высокую оценку А.Глазунова, назвавшего артистку «чудом природы». Следующий, 1925, оказался рубежным в жизни Г.

Вместе с некоторыми молодыми музыкантами ее направили по инициативе наркома просвещения А.Луначарского за границу для совершенствования мастерства. Виолончелистка с большим вниманием отнеслась к предоставленной ей возможности, взяв немало уроков у Х.Беккера, Ф.Сальмонда и даже самого П.Казальса. Маэстро с искренней симпатией отнесся к дарованию Г., о чем свидетельствовали в дальнейшем концертные выступления виолончелистки с оркестром, созданным великим музыкантом XX в. (Оркестр Пау Казальса). Водоворот новых ярких впечатлений закружил Г. Признание и восторги сопровождали ее концерты в большинстве стран Западной Европы. Немалое значение имела при этом приветливая, скромная манера общения, привлекательная внешность артистки.

«Восток, не раз оживляющий нашу музыкальную жизнь большими талантами, - писал один из рецензентов, - опять наградил нас исключительным музыкальным явлением. В недалеком будущем имя Раи Гарбузовой получит мировую известность». В 1927 Г. Концертировала в США. Однако подлинный ее дебют в этой стране состоялся лишь в декабре 19 34 в Нью-Йорке. Он значительно упрочил артистическое реноме виолончелистки, позволив ей принять окончательное решение о переезде в США (1939). Способствовали тому семейные обстоятельства и новые интересные ангажементы. Заметим, однако, что для самой Г. Это был, видимо, нелегкий шаг. В течение ряда лет она сохраняла советское гражданство. Свою родину Г. Посетила дважды - в 1934 и 1960. И оба раза ее концерты свидетельствовали о мастерстве, обаянии таланта, изяществе игры и самобытности трактовки.

Они привлекали внимание музыкальной общественности, получили положительные отклики в прессе. Имеющиеся грамзаписи с достаточной достоверностью и полнотой раскрывают многие черты интерпретаторского стиля Г. Так, в сонате Дебюсси для виолончели и фортепиано артистка, смело пользуясь принципом художественного контраста, рельефно воссоздает самые разнообразные и тонкие оттенки настроений. Лирику и гротеск, мечтательность и танцевальность. В трактовке Г. Камерный опус одного из наиболее значительных французских композиторов-импрессионистов предстает как ряд интересных «театральных сценок», стройных по форме и полных жизненной правды. «Звездным часом» артистической судьбы Г. Следует назвать осуществленное ею первое исполнение концерта американского композитора Барбера.

Оно состоялось в Бостоне 5.4.1946 совместно с оркестром под управлением С.Кусевицкого. Позднее Г. Не только записала сочинение на пластинку, но и сделала редакцию виолончельной партии. Артистизм и мастерство, рельефность и пластичность фразировки, праздничность и красочность звучания позволили Г. Оригинально воплотить характерный для этого опуса синтез элементов неоклассицизма (ясность формы, приемы развития) с элементами американской народной музыки, возможно, негритянских спиричуэлс. Искусство Г. Привлекало внимание не только американских авторов. В 1950 австрийский композитор Ратхауз специально для нее написал «Ночную рапсодию», в 1956 итальянец Риетти посвятил ей виолончельный концерт. Проявленный интерес к творчеству Мартину позволил Г.

Стать первой исполнительницей Третьей сонаты для виолончели и фортепиано этого своеобразного чешского композитора. Свою лепту в американскую виолончельную школу внесла Г. И как педагог. В течение многих лет (с 1970 ) она преподает в Колледже Харти в Хартворде (шт. Коннектикут) и проводит занятия на различных курсах мастерства, существующих при многих американских университетах. Правда с 1991, после тяжелой автомобильной катастрофы, Г. Значительно сократила свою педагогическую деятельность. Но все же и сейчас она слушает и консультирует молодых музыкантов. Огромный опыт Г., ее известность и авторитет солистки-концертантки, безупречный художественный вкус позволяют с успехом передавать новому поколению виолончелистов приемы виртуозного владения инструментом..

Значения в других словарях
Гараритянин

(горный, горец)-а) (2Ц 23.11,33. 1Пар 11.34)-см. Шаге. Б) (1Пар 11.35)-см. Араритянин.. ..

Гарасимовы

Гарасимовы - дворянские роды, см. Герасимовы .. ..

Гарбузовы

Гарбузовы - старинный русский дворянский род, восходящий к началу XVII в. Потомки Софрона Ермолаевича и Дмитрия Леонтьевича Гарбузовых записаны в VI часть родословной книги Смоленской губернии. В. Р-в.. ..

Гард-бра

- дополнительное усиление наплечника и подбородника.. ..

Дополнительный поиск Гарбузова Раиса (рая) Борисовна Гарбузова Раиса (рая) Борисовна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гарбузова Раиса (рая) Борисовна" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гарбузова Раиса (рая) Борисовна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 31 символа