Гессен Сергей Иосифович
(Serguis), (3.9.1887, Усть-Сысольск - 25.9.1950, Лодзь) - философ, педагог. Родился в семье известного адвоката и публициста, одного из лидеров кадетской партии Иосифа Владимировича Г. В 1905 после окончания петербургской гимназии Г. Уехал в Германию, где в университетах Гейдельберга и Фрейбурга слушал курсы В.Виндельбанда, Э.Ласка, Г.Риккерта. Под влиянием последнего Г. Стал горячим защитником трансцендентализма. Учившийся вместе с ним Ф.Степун вспоминал впоследствии, что «религиозной темы, или хотя бы только метафизической тоски в нем тогда не чувствовалось, но умен он был изумительно, причем определенно критическим и даже скептическим умом». В 1910 во Фрейбургском университете Г. Защитил докторскую диссертацию на тему «Индивидуальная причинность», привлекшую к нему внимание в немецких философских кругах.
В диссертации им было развито учение Риккерта о границах естественно-научного образования понятий прим.тельно к анализу идеи причинности.Г. Рассматривал эту проблему на основании различия между «идеографическими» и «номотетическими» науками. По мнению В. Зеньковского, эта работа Г. «не забудется в развитии проблемы причинности». Вернувшись в Россию, Г. В 1910 основал вместе со своими студенческими товарищами русскую секцию международного историософского журнала «Логос». По словам Степуна, «идея воплощения вечного Логоса философии в многоязычном журнале увлекала его своею новизною и красотою. В продолжение 4-х лет Г. Редактировал созданный им журнал. Он также активно печатался в кадетской газете «Речь», переводил на русский язык работы Риккерта, А.Бергсона и др.
Европейских философов. С 1913 по 1917 приват-доцент Петербургского университета. После Февральской революции Г. Сблизился с плехановской группой «Единство», но скоро почувствовал свою непригодность к политической деятельности. Летом 1917 он переехал в Томск, где стал вначале профессором по кафедре философии и педагогики, а затем деканом историко-философского факультета Томского университета. Некоторое время работал директором Высших педагогических курсов. Однако революционные события в Сибири вынудили Г. К эмиграции. До 1924 он жил в Германии. Профессор Русского научного института в Берлине, а также редактор журнала «Русская школа за рубежом». В 1924 Г. Переехал в Прагу, где в течение 3-х лет преподавал на кафедре педагогики в Русском высшем педагогическом институте.
В 1925 вместе с Б.Яковенко и Степуном пытался возобновить русское издание «Логоса». В 1934 Г. Получил приглашение на кафедру философии педагогики в Вольной Всепольской школе в Варшаве и принял польское гражданство. В Польше он пережил все события 2-й мировой войны, во время которой, как сообщает Степун, родные Г. Погибли в нацистских концлагерях, а ему самому также пришлось пережить многократные аресты и концлагерь. После войны в 1945 Г. Получил должность профессора педагогики в университете Лодзи. Однако с установлением режима новой власти его преподавательская деятельность в области философии стала невозможной. Последние годы жизни он занимался русской филологией. В эмиграции Г. Работал преимущественно над вопросами философии, социологии и права.
В то же время он много писал и по педагогике. Главная его книга в этой области - «Основы педагогики» (Берлин, 1923) - выросла из лекций в Томском университете. В ней прежде всего сказалось тяготение Г. К прикладной философии. В предисловии к этой работе он писал. «Как философа меня привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии». Книга Г. Содержит философские основы образования и воспитания. Система воспитания опирается на представление о личности, выражающее позицию трансцендентализма. По мнению Г., личность созидается только через приобщение к миру сверхличных ценностей. Поэтому цель воспитания Г. Полагает в превращении естественного человека в человека культурного. В области социологии Г. Была написана книга «Проблема правового социализма» (1924).
В ней предпринята попытка соединить положительные моменты индивидуалистической структуры общества с положительными моментами социалистического идеала. По мнению Г., осуществление этого придало бы более совершенное выражение ценностям религии, национальности, государства, частной собственности и свободы. При разработке проблем этики Г. Склонялся к интуитивизму, пытаясь расширить его при помощи концепции практической волевой интуиции, которую он называл «волезрением». Это можно обнаружить в его работе «Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского» (1928). По мнению Г., три брата - Дмитрий, Иван, Алексей - олицетворяют собой три стадии добродетели. Дмитрий - воплощение естественной основы нравственности, выраженной в соответствии с теорией Вл.Соловьева полуинстинктивными чувствами стыда, жалости и благоговения.
Иван символизирует добродетель, которая стала предметом рационального анализа. Это автономная добродетель Канта, состоящая в исполнении долга без любви. Высшая степень добродетели - добродетель как любовь воплощена в Алеше. В представлении Г. Старец Зосима является представителем сверхэтической святой жизни. Он стоит выше сферы морали, а Федор Павлович Карамазов - ниже ее. Философское творчество Г. Не содержит законченной системы взглядов. По мнению Зеньковского, «философскому дарованию Гессена не дано было развернуться в полноте - и внешние неблагоприятные обстоятельства жизни, и внутренняя скованность мысли ...обеспложивающим трансцендентализмом помешали этому». Степун запечатлел некоторые черты психологического облика Г.
«Дома, в семье своего отца, а впоследствии и в своей собственной семье (Сергей Иосифович был женат на дочери известного в Москве психиатра Минора) он как-то не расцветал, иной раз даже тускнел..., зато на заседаниях, докладах и в особенности в гостях он распространял вокруг себя атмосферу подлинной симпозиальности»..
Дополнительный поиск Гессен Сергей Иосифович
На нашем сайте Вы найдете значение "Гессен Сергей Иосифович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гессен Сергей Иосифович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 23 символа