Добровейн Исай Александрович

145

(наст. Фам. И имя Барабейчик Ицхок Зорахович) (15.2.1891, Нижний Новгород - 9.12.1953, Осло) - дирижер, пианист и композитор. Отец, Александр Осипович Барабейчик, играл на ударных инструментах и тромбоне в оркестре нижегородского театра. Мать - Анна Израилевна (урожд. Добровель), В детстве мальчик был усыновлен дедом И.И.Добровелем и получил его фамилию, которая была впоследствии изменена на Добровейн. Первым музыкальным наставником Д. Был отец, затем - педагоги музыкальных классов нижегородского отделения Русского музыкального общества В.Виллуан и В.Гофман. В 1901 игра маленького музыканта привлекла внимание гастролировавшего в городе известного московского пианиста Д.Шора, который определил его на бесплатное обучение в Московскую консерваторию, в класс А.Ярошевского, С 1906 Д.

Занимался на старшем отделении с К.Игумновым ив 1911 окончил курс с золотой медалью. Затем он совершенствовался в Вене у Л.Годовского в Школе высшего исполнительского мастерства. Талант начинающего артиста был сразу сочувственно встречен публикой и музыкальной критикой. «Его игра не бьет на эффект, - писалось в одной из рецензий 1913, - он никогда не виртуозничает и не бравирует своей техникой, как многие иные пианисты, никогда эта техника не вылезает у него на первый план. На первом плане - само сочинение. Г.Добровейн относится к интерпретации с осторожной вдумчивостью. Это корректная, благородная манера игры, и в то же время в ней нет обычного недостатка всех чрезмерно «корректных» исполнителей, в ней нет педантичности и хладнокровия.

Напротив, все это исполнение дышит талантливостью, от первой до последней ноты». Критики единодушно отмечали основную черту дарования пианиста - «его мягкий, немного меланхолического оттенка лиризм». Те же особенности отличали и произведения Д.-композитора (сочинять он начал еще в стенах консерватории). «Композиторское дарование г.Добровейна чрезвычайно искренно, определенно элегично..., к положительным сторонам этого дарования следует отнести общую его культурность и хорошую пианистичность изложения». Стилистически музыка Д. Находилась под влиянием творчества раннего А.Скрябина. Однако, по свидетельству многих современников, ей присущи были «известное однообразие», «слишком узкий круг настроений и даже средств».

Впрочем, сочинения Д. Пользовались в свое время успехом. Например, написанный в 1925 фортепианный концерт исполняли, помимо автора, известные пианистки Ф.Нэш и М.Тальяферо. Всего в наследии музыканта около 20 опусов, среди которых мелкие фортепианные пьесы, баллады, сонаты, романсы. В 1917-21 он преподавал фортепиано в Московском филармоническом училище. Поворотным моментом в жизни Д. Стало его участие в постановке «Сказок Гофмана» Ж.Оффенбаха на сцене театра-студии Ф.Комиссаржевского в Москве в 1919. Артист впервые встал тогда за дирижерский пульт. С радостью встретил он предложение дирижировать оперными спектаклями Большого театра - «Севильским цирюльником» Д.Россини и «Борисом Годуновым» М.Мусоргского (дважды дирижировал этим спектаклем с участием Ф.Шаляпина).

Однако новых постановок ему не поручали. К тому же отношения с администрацией театра оставляли желать лучшего, и контракт с Д. На сезон 1922/23 не был возобновлен. В мае 1922 Д. Уехал в Германию. Фриц Буш, дирижер Дрезденской государственной оперы, привлек его в качестве главного консультанта постановки «Бориса Годунова», а затем Д. Был назначен и дирижером оперы. Этот спектакль, премьера которого состоялась 23.2.1923, стал для Германии подлинным открытием творения Мусоргского.Д. Удалось преодолеть трудности восприятия русского исторического материала немецкой публикой. Пресса с восторгом отзывалась о новом сценическом прочтении оперы. «До сих пор казалось большой смелостью ставить «Бориса Годунова» без Шаляпина, но в Дрезденской опере появилась другая величина, которая сделала это возможным, молодой русский режиссердирижер с гениальным всевидящим глазом, всеслышащим ухом - подгоняющая, созидающая, всеохватывающая сила этого представления».

Опера обрела неслыханную популярность - за два последующих сезона она была поставлена в 11 театрах Германии. Секрет успеха лежал в новых принципах синтетического оперного спектакля, осуществлять которые начал Д. В статье, опубликованной в берлинском «Бёрзенкурир» в 1923, он следующим образом формулировал свой взгляд на оперную постановку. «Необходимо воспитать дирижера и режиссера в одном и том же лице, и только при такой единоличной диктатуре возможно цельное и законченное оперное представление». Работая над «Борисом», Д. Сам занимался со всеми участниками спектакля - солистами, хором, художниками, декораторами, читал им целые лекции по русской истории и культуре. Впоследствии, ставя оперы на крупнейших сценах мира, он продолжал руководствоваться теми же принципами.

Успех «Бориса Годунова» принес Д. Известность и новые ангажементы. В 1923 состоялся его дебют в Лейпциге в качестве симфонического дирижера, в 1924 он получил штатное место дирижера в Берлинской народной опере и в Дрезденском филармоническом оркестре. В сезоне 1927/28 Д. Работал в Софийской опере, затем с симфоническим оркестром во Франкфурте-на-Майне. Он получил постоянный ангажемент как концертный дирижер и в США (Сан-Франциско), часто посещал Венгрию и Италию. Семья Д. Жила в Дрездене, туда музыкант возвращался в промежутках между гастролями. Лето все вместе проводили в деревне на берегу Боденского озера. Д. Изучал партитуры, готовясь к новому сезону и отдыхал с удочками - страсть к рыбалке сохранилась у него с детских лет, проведенных на Волге.

После прихода в Германии к власти нацистов Добровейны переехали в Осло. Еще в 1929 артист получил норвежское гражданство. В годы 2-й мировой войны Д. Нашел прибежище в Швеции. В 1939 работал с оркестром Гётеборга, в 1941 -в Королевской опере Стокгольма. В послевоенные годы Д. Работал с Лондонским оркестром «Philharmonia» и с театром «La Scala» в Милане, где он выступал как концертный дирижер и фактически являлся главным дирижером русского репертуара. Дебют Д. В «La Scala» состоялся 11.5.1948 в концертной программе - Пятая симфония Бетховена и «Поэма экстаза» Скрябина. Первый спектакль - «Хованщина» Мусоргского (9.2.1949) - с участием выдающихся басов Н.Росси-Лемени и Б.Христова. Следующая постановка - «Борис Годунов» с Б.Христовым в заглавной роли и А.Веселовским в роли Шуйского (сезон 1949/50).

Еще две оперы были поставлены Д. Как дирижером и как режиссером. «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А.Бородина (1951). Д. Дирижировал в «La Scala» и балетами («Лебединое озеро» П.Чайковского, «Любовь-волшебница» М. Де фальи, «Жар-птица» И.Стравинского в сезоне 1949/50), и крупными ораториальными произведениями («Страсти по Матфею» И.С.Баха и «Юдифь» А.0неггера), Плодотворным было сотрудничество в «La Scala» Д. С художником Н.Бенуа. Главнейшими исполнительскими достижениями Д. Стали произведения русских композиторов. За 30 лет работы на Западе он осуществил в общей сложности 17 постановок 7 опер. «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже».

Под управлением Д. Состоялись концертные исполнения «Золотого петушка» Римского-Корсакова в Турине и Брюсселе и «Китежа» в Лондоне.Д. Выступал и в чисто режиссерском амплуа, поставив в Берлине «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского и «Соловья» Стравинского, и как дирижер - в «Лебедином озере» Чайковского, балете «Шехеразада» по Римскому-Корсакову, «Жар-птице» и «Петрушке» Стравинского. Работал Д. И над операми современных западных композиторов, проведя премьеры «Кордильяка» П.Хиндемита и «Раскольникова» Г.Зутермейстера. К числу подлинных шедевров Д.-интепретатора принадлежат его трактовки сочинений Бетховена и русских композиторов от М.Глинки до С.Прокофьева. Особенно впечатляли сыгранные под его руководством Пятая и Шестая симфонии Чайковского и «Поэма экстаза» Скрябина.

На концертах дирижера нередко звучала музыка Д.Шостаковича (в том числе Первая, Седьмая и Девятая симфонии), А.Хачатуряна. Высочайшая и разносторонняя культура, совершенное владение оркестром, яркий артистический темперамент - эти черты выдвинули Д. В ряд самых выдающихся дирижеров 1-й половины XX в. Все свои концертные программы Д,, обладавший феноменальной музыкальной памятью, проводил наизусть, без партитуры, за исключением исполнений аккомпанементов. Д. Много записывался на пластинки, в том числе с известными солистами - Губерманом (скрипичные концерты Баха и Моцарта), пианистами Соломоном (Первый концерт Чайковского и Второй концерт Брамса), А.Шнабелем (Второй, Третий и Четвертый концерты Бетховена).

Н.Метнер записал с Д. Свои Второй и Третий концерты. Среди симфонических произведений, записанных Д., выделяются Четвертая симфония, Струнная серенада и «Франческа да Римини» Чайковского, «Богатырская симфония» Бородина (одно из лучших исполнений в грамзаписи). К числу бесспорных шедевров мировой фонографии относится запись «Бориса Годунова» с оркестром Французского национального радио и «Русским хором» (его основу составил хор русского православного собора Св.Александра Невского - руководитель П.Спасский, басовые партии исполнил Б.Христов), Внешняя сторона жизни Д, складывалась благополучно, однако он болезненно переживал разлуку с родиной. Многое в окружающем его мире было для него неприемлемо, на склоне лет он писал.

«Сейчас жизнь моя (если это можно назвать жизнью!) протекает в воспоминаниях. Это убежище, единственное, которое Дает мне отраду и подкрепление. Настоящее тяжело, будущее пугает...» Понимание и поддержку он находил в семье и в кругу друзей, среди которых - Метнер, Шаляпин, С.Рахманинов, Ф.Нансен, М.Горький (его музыкант знал с детства, еще по Нижнему Новгороду). Но главной отрадой в жизни Д, всегда оставалось искусство, «Музыка моя все такая же, - писал он в преклонные годы, - и в ней чувствую я себя моложе и радостнее, чем когдалибо»..

Значения в других словарях
Добран Ичевка

- позднепалеолитическая стоянка на р. Суцой (приток Днепра). Жилища округлой формы с цоколем из черепов и костей ног мамонта, внутри - очаг. В центре поселка - пустое пространство, вокруг которого найдены орудия из кремня и топаза, янтарные поделки.. ..

Добржанский Феодосий Григорьевич

(12.1,1900, Немиров - 19,12.1975, Дейвис, шт. Калифорния, США) - генетик. Окончил физико-математическое отделение Киевского университета (1921), где одно время помогал В.Вернадскому и даже числился его сотрудником в Украинской Академии наук, В 1924 переехал в Ленинград, где работал на кафедре генетики Ленинградского университета, с 1925 - ученый специалист отдела генетики КЕПС АН СССР.Д. Принадлежал к числу ведущих специалистов по генетике дрозофилы. Руководил в Ленинграде группой, в которую вхо..

Добровлянский Василий Яковлевич

Добровлянский, Василий Яковлевич - ботаник и лесовод, родился в 1864 г. Окончил курс в санкт-петербургском лесном институте, где затем состоял профессором лесоводства. Занимал ту же кафедру в киевском политехническом институте. Напечатал. "Сравнительная анатомия листьев ивовых" (Санкт-Петербург, 1889). "Урочные нормы для лесокультурных работ" (1897) и др. Состоял редактором отдела ботаники и сельского хозяйства "Большой Энциклопедии" под редакцией С.Н. Южакова .. ..

Добровольный Флот

Морское судоходное общество, основано в 1878 на добровольные пожертвования (в 1878- 3,7 млн. Рублей), с целью развития отечественного торгового мореплавания и создания ре-зерва военного флота. Первый председатель - наследник престола (будущий император Александр III). К 1914 св. 40 судов, дальние коммерческие рейсы (на Дальний Восток, и Китай, Японию, США и др.). В 1-ю мировую войну суда Д. Ф. Перевозили военные грузы. В 1922 Д.ф. Возрожден, с 1925 в составе Совторгфлота.. ..

Добровейн Исай Александрович

(наст. Фам. Барабейчик. 1891–1953) – рос. Пианист, дирижер, композитор. Концертировал как пианист, дирижировал театр. Оркестрами (1920—22). С 1923 жил за рубежом. Автор фп. И скр. Произв., романсов, театр. Музыки.. ..

Дополнительный поиск Добровейн Исай Александрович Добровейн Исай Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Добровейн Исай Александрович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Добровейн Исай Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 28 символа