Дон-аминадо

72

(наст. Фам., имя Шполянский Аминад Петрович/Аминодав Пейсахович. Псевд. Гидальго, Ама, Вероника К., Страшноватенко и др. (25.4.1888, Елизаветград 14.1 1.1957, Париж) - поэт, прозаик. Родился в мещанской семье, в 1906 окончил елизаветградскую классическую гимназию, учился на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе, в 1910 окончил (экстерном) юридический факультет Киевского университета, Тогда же начал литературную деятельность в качестве корреспондента елизаветградской газеты «Голос Юга». В 1910-12 служил помощником присяжного поверенного в Москве, вращался в московских литературных кругах, где познакомился с И.Бунаным, В.Ходасевичем, В.Брюсовым. С 1914 - член Общества деятелей периодической печати и литературы.

После начала 1-й мировой войны около года находился на фронте, отразив свои впечатления в первой книге стихов «Песни войны» (М., 1914). Написанные в бодром патриотическом духе, они были проникнуты болью за судьбы мира и культуры («Реймсский собор» и др.), но не выделялись на фоне военной лирики тех лет. Свой собственный голос Д.-А. Нашел в стихотворных юморесках и литературных пародиях, печатавшихся в журнале «Женское дело» (1915, № 1-3), а также в циклах газетных фельетонов «Соринки дня» и «Вечерние новости», В 191416 сотрудничал в газетах «Раннее утро», «Одесская газета», «Утро России» (1916), журналах «Красный смех» (1915), «Будильник» (1916-17) и др. В 1915 Д.-А. Был ранен и вскоре демобилизован, с 1916 активно занимался журналистикой, сотрудничая в московских изданиях («Вечерние новости», «Новь», «Рампа и жизнь», «Кулисы» и др.) как обозреватель, театральный рецензент, хроникер, фельетонист.

В 1916 стал сотрудником петроградского еженедельника «Новый Сатирикон», где вплоть до 1918 появлялись его стихотворные фельетоны, литературные пародии, юморески. Особенно удачны остроумные пародии на деятелей искусства и писателей (А.Блока, Ф.Сологуба, К.Бальмонта, А.Ахматову и др.). Отмечая высокий уровень мастерства Д.-А., критики писали, что его звучные стихи поражают «остротою гротеска, неожиданностью образа, красотою рифмы». Февральскую революцию встретил восторженно («Первая радость»). В мае 1917в московском Новом театре П.Кохмановского шла его пьеса «Весна семнадцатого года». Судьба свергнутого с престола Николая II сравнивалась в ней с участью других монархов (Людовика XVI, португальского короля Мануэля, персидского шаха Мухамеда Али и др.), Октябрьскую революцию Д.-А.

Не принял. В 1918-19 жил в Киеве, печатаясь в киевских газетах «Утро», «Вечер», «Киевская мысль» и в одесском «Современном слове», 20.1.1920 из Одессы эмигрировал в Константинополь, Вспоминая минуты отъезда, Д.-А. Писал. «Все молчали. И те, кто оставался внизу на шумной суетливой набережной, И те, кто стоял наверху на обгоревшей пароходной палубе, Каждый думал про свое, а горький смысл был один для всех. «Здесь обрывается Россия над морем черным и глухим». Из Константинополя через Марсель приехал в Париж, где прожил все оставшиеся годы. Эмигрантский период творчества Д.-А. Оказался особенно плодотворным. Сборники стихов и прозы «Дым без отечества» (Париж, 1921), «Наша маленькая жизнь» (Париж, 1927), «Накинув плащ.

Лирические сатиры» (Париж, 1928) продолжали классическую традицию русского юмора с его состраданием к «маленькому человеку», но эта тема трансформировалась применительно к эмигрантскому зарубежью. «Дым без отечества» щиплет глаза, туманит сознание его героя, злой скепсис разочаровавшегося в революции либерального интеллигента превращается в мировую вселенскую скорбь. Прежний мир хрустнул и раскололся, «как маленький орех», поэтому герой Д.-А., близкий самому автору, не верит ни в народ, ни в высокое искусство. Книга «Наша маленькая жизнь» посвящена расколу эмиграции на партии и группки, ожесточенно спорящие о «способах спасения Руси». Сатира достигает здесь наибольшей остроты, сарказм и горестная ирония преобладают, Рассказывая о трудной жизни русского эмигранта в Париже (цикл «Бескрылые дни»), поэт замечает «испивших последнюю каплю», «стоящих на самом краю», «маленькая жизнь» русской колонии раскрывается как бесконечная цепь унижений и страданий.

Поэт показал духовный кризис интеллигенции, оставшейся без родины, оторванной от народной почвы. Назвав Д.-А, «совершенно замечательным поэтом», М.Цветаева писала ему. «Вся Ваша поэзия - самосуд эмиграции над самой собой. Вы каждой своей строкой взрываете эмиграцию». Лирический герой сборника «Накинув плащ» - романтический бродяга, странник по Вселенной. Характерное для ранней поэзии неприятие пошлости и бездуховности, критика мещанства затуманены налетом ностальгии. Автор грустит о старом быте, унесенном войной и революцией, испытывая нежность даже к мещанской провинциальной жизни с исправником и «тещей». Заметив сильную лирическую струю в сатирических произведениях Д.-А,, Бунин писал в 1927. «Дон-Аминадо гораздо больше своей популярности (особенно в стихах) и уже давно пора дать подобающее место его большому таланту - художественному, а не только газетному, злободневному».

С годами желчная интонация первых эмигрантских сборников сменилась более мягкой, юмористической.Д.-А. Призывал к бодрости и стойкости, советовал соплеменникам «не шляться с мордой освежеванного кролика». В 1920-30-х он активно сотрудничал в берлинских и парижских изданиях, редактировал детский журнал «Зеленая палочка» (1920-21), печатался в газетах «Свободные мысли», «Последние новости», журналах «Иллюстрированная Россия», «Современные записки», «Скифы» и др. В газете «Последние новости» из номера в номер появлялись его остроумные фельетоны на злобу дня, смысл которых можно охарактеризовать названием стихотворной сатиры «Всем сестрам по серьгам» (отд. Изд. Париж, 1931). А.Седых писал. «В стихах ДонАминадо был лиричен.

Его проза напоминала удары рапиры». Светлым юмором окрашены лишь детские произведения Д.-А. («Рассказ про мальчика Данилку, серую котомку и еще что-то». Берлин, 1922). Критики ставили ему в заслугу создание образа «денационализированного» эмигрантского мальчика Коли Сыроежкина. В 1931 Д.-А. Стал ведущим сатириком русского зарубежья, возглавив возобновленный в Париже журнал «Сатирикон», но, как писал Л.3уров, Д.-А. «в жизни был талантливее своих фельетонов. Остроумие, как и жизненная энергия, казались в нем неистощимыми, у него была всезмигрантская известность». Вышедшая в 19 35 в Париже книга «Нескучный сад» содержала, наряду со стихами, циклы афоризмов под общим заглавием «Новый Козьма Прутков» («Похвала глупости», «Российские крестословицы», «Любовь к ближнему», «Философия каждого дня» и др.).

С помощью сатирического парадокса и иронического каламбура подвергались переоценке все жизненные критерии и моральные ценности, выворачивался «наизнанку» расхожий катехизис мещанской морали. Предшественник автора этих афоризмов - не столько простоватый тугодум Козьма Прутков, сколько блестящий Оскар Уайльд. Творчество Д.-А. Было замечено на родине. Перепечатывая ряд произведений, журнал «За рубежом» назвал его «одним из наиболее даровитых уцелевших в эмиграции поэтов», заметив, что в его стихах «отражаются настроения безысходного отчаяния гибнущих остатков российской белоэмигрантской буржуазии и дворянства». В том же духе выдержаны отзывы М.Горького о Д.-А. Он считал его подлинным выразителем настроений эмиграции («человек неглупый, зоркий и даже способный чувствовать свое и окружающих негодяйство»).

В последние годы жизни Д.-А. Все чаще обращал свой взор к России, размышляя о ее исторических судьбах и судьбах своего поколения. В книгу «В те баснословные года» (Париж, 1951), наряду с лирическими стихотворениями о дореволюционной России и картинками эмигрантского быта, вошли «Афоризмы Козьмы Пруткова». В отличие от предыдущих они более философичны. Исчезли злободневные намеки на Гитлера и Сталина, появились общечеловеческие мотивы и ностальгические ноты. В этот период Д.-А. Приходит к горестному выводу, что «цена изгнания есть страшная цена». Эта мысль доминирует в книге воспоминаний «Поезд на третьем пути» (Нью-Йорк, 1954. М., 1991), где повествование о жизненном пути автора, характеристика литературно-художественной жизни России и русского зарубежья даны сквозь призму мироощущения эмигранта.

«Бури. Дерзанья. Тревоги. Смысла искать - не найти. Чувство железной дороги. Поезд на третьем пути». Являясь итоговым произведением Д.-А., эта книга содержит выразительные портретные характеристики (не всегда справедливые) многих современников. Оценивая значение творчества Д.-А., Седых писал. «Дон-Аминадо был сатириком, достойным наследником Козьмы Пруткова, а по-настоящему он хотел быть только поэтом, писать об уездной сирени и соловьях, о золотых локонах Тани в легкой зимней пороше». З.Гиппиус, напротив, считала, что Д.-А. Был «задуман, как поэт гражданский, «некрасовской школы», поэтому его лирические стихотворения часто обрываются «неожиданным прозаическим «смешным словом», не всегда удачным». Сатирик, действительно, был в Д.-А.

Сильнее юмориста, однако и за тем и за другим все же скрывался тонкий и грустный лирик. После 2-й мировой войны, во время которой Д.-А. Занимал антифашистскую позицию, он уехал из Парижа в Монпелье, затем в Йер. Он почти не печатался, живя уединенно и называя себя «иеромонахом». По свидетельству Седых, ежедневные фельетоны в газетах он заменял письмами в Америку, которые были столь же блистательно остроумны. В письмах к Д.-А. Цветаева точнее других определила главную черту его творчества, говоря о «лирической жиле», которая есть «почти в каждой его шутке»..

Значения в других словарях
Дон-аминадо

(Аминад Петрович Шполянский) (1888—1957 гг.) поэт-сатирик Авелю только сочувствуют, а про Каина даже поэмы пишут.Большевизм и фашизм — это, конечно, борьба двух концов, а не борьба двух начал.В нормальной женской биографии — до тридцати лет хронология, после тридцати мифология.Верх нелепости. Иметь ангела-хранителя и не иметь денег на метро.Верх популярности — это когда весь мир ненавидит одного человека.Взаимное понимание требует взаимной лжи.Во время гражданской войны история сводится к нулю,..

Домра

- древнерусский струнный щипковый инструмент, использовался скоморохами а XVI—XVII вв. В XIX в. Создано семейство трехструнных оркестровых Д., а в начале XX в. - четырехструнных (звук извлекается плектром).. ..

Дон

- титул, вначале в Италии принадлежал только папе римскому, впоследствии перешел к епископам, аббатам и даже монахам. В Португалии его но-сипи владетельные особы и члены их семьи. В Испании вначале был только титулом королей и инфантов, позже давался в награду за отличие в государственной службе. При обращении ставится не перед фамилией, а перед именем. Женщины носят титул «донна».. ..

Донаньи, Ханс Фон

(Dohnanyi), (1902-1945), немецкий юрист, племянник Дитриха Бонхеффера, участник заговора против Гитлера. Родился 1 января 1902 в Вене в семье пианиста венгерского происхождения. Получив юридическое образование, в мае 1933 Донаньи стал работать в министерстве юстиции. В 1934 сблизился с Карлом Фридрихом Герделером и другими противниками нацизма. В 1939 Донаньи был переведен в Абвер. В марте 1943 он принимал участие в неудавшейся попытке покушения на Гитлера вместе с генерал-майором Хеннингом фон ..

Донасиатская, Чудотворная Икона

Предание говорит, что это та самая икона, пред которою, после поражения скифов, в первый раз был читан акафист Пресвятой Богородице. Имп. Алексей Комнин (XI в.), когда был в Трапезунде, дал сию икону св. Дионисию, основателю монастыря. В 1592 икону похитили было пираты. Сама Пресвятая Богородица явилась во сне предводителю их и грозно сказала. "Зачем посадил Меня в темницу, лукавый человек. Отвези Меня в мое жилище". Пират не понял, что значили эти слова, и продолжал путь. Вдруг на море поднялас..

Дополнительный поиск Дон-аминадо Дон-аминадо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дон-аминадо" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дон-аминадо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 11 символа