Кандинский Василий Васильевич
(4.12.1866, Москва - 13.12.1944, Нейи-Сюр-Сен, Франция) - живописец, график, теоретик искусства, поэт, Сын нерчинского купца, потомок сибирских каторжан. Мать К. - из дворянской семьи. Детство провел в разъездах с родителями по России и Западной Европе. Окончив в 1885 классическую гимназию в Одессе, поступил на юридический факультет Московского университета, учился там (с перерывом в 1889-91) до 1893и по рекомендации А. ЧупрОва был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (по кафедре политической экономии и статистики). В 1889 участвовал в экспедиции в Вологодскую губернию, увлекся народным искусством и иконописью. Написал диссертацию, нов 1895 решил посвятить себя искусству. В 1897-98 учился в Мюнхене в школе А.Ашбе, в 1900в Королевской Академии художеств у Ф.Штука.
С 1902 жил в Мюнхене, но неоднократно бывал в России. Создавал в это время произведения, в которых образы Югендстиля (модерна) органично сочетались с русскими мотивами и темами, близкими мастерам «Мира искусства». Работал в области прикладного искусства и гравюры, экспериментировал в глине, делал эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры, выполнил серию гравюр, объединяя их в поэтические сборники-альбомы. С 1901 участвовал в выставках в Германии (Мюнхен, Берлин, Дрезден, Гамбург), в Риме, Париже. С 1902в России (выставки Московского товарищества художников, петербургского Нового общества художников, Общества им. Леонардо да Винчи и др.). После путешествия по странам Западной Европы и Северной Африки поселился в горном селении Мурнау близ Мюнхена (1908-10).
Обобщив и переосмыслив все найденное им ранее, стал основоположником абстрактного искусства, создавая картины, в которых главный выразительный смысл переносился на пластический язык живописи. В его работах усилилась декоративность цвета, изображение стало плоскостным и фрагментарным, пейзажный мотив часто служил предлогом для создания красочных композиций, звучных цветовых гармоний. Постепенно исчезала предметность. Подобно композитору, К. Стремился обрести способность свободного выражения чувства, чтобы «духовным взором проникнуть в глубину мироздания», услышать его «тайную и прекрасную музыку» и поведать о ней миру языком линий и красок. Разработал три типа абстрактных картин. Импрессии, импровизации и композиции.
В композициях многолетние искания К. Получили наиболее полное воплощение, лучшие из них созданы в период наивысшего расцвета таланта К. - в начале 1910-х. В 1911 вышла в свет книга К. «О духовном в искусстве» (Мюнхен, 1912, на нем. Яз. Л., 1989), сформулировавшая основные положения его научной теории (на рус. Яз. Не полностью в «Тр. Всерос. Съезда художников в Петербурге. Дек. 1911 янв. 1912 г.». Пб., 1914, T.I). Совместно с Ф.Марком издал в 1912 в Мюнхене альманах «Синий всадник», который по замыслу авторов должен был осуществлять «связь с прошлым» и быть «лучом в будущее». В альманахе помещена сценическая композиция К. «Жёлтый звук». Входил в группы «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Участник сборника «Пощечина общественному вкусу» (М., 1913.
Переводы четырех стихотворений, написанных на немецком языке, из сборника «Звуки»). Организовал ряд международных выставок и творческих объединений. «Фаланга» (1901), «Новое художественное общество - Мюнхен» (1909), «Синий всадник» (1911), В издательстве берлинского объединения «Буря» выпустил в 1913 книгу «Живопись как чистое искусство» и альбом репродукций картин 1901-13. В 1911-14 состоял в неофициальном браке с художницей Габриэлой Мюнтер. Вернувшись в 1914в Россию, К. Принял активное участие в художественной жизни страны. В послереволюционные годы - член коллегии и междунарородного бюро отдела ИЗО Наркомпроса, один из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде (1919) и директор Института художественной культуры (Инхука) в Москве (1920), вице-президент Российской Академии художественных наук (1921).
В 1918-21 - профессор Государственных свободных художественных мастерских, в 1920 - профессор Московского университета. Сблизился с художниками-авангардистами К.Малевичем, А.Родченко, Л.Поповой, провозгласившими в искусстве принцип чистой формы и геометрической ориентации. В 1917 женился на Н.Андреевской. В конце 1921 К. Был направлен в Германию для создания международного отдела Академии художественных наук. Получив приглашение от архитектора В.Гропиуса преподавать в новом учебном центре Баухауз, поселился в Веймаре, с 1925-в Дессау. Принял решение остаться в Германии, в 1928 принял немецкое гражданство. До 1933 жил в Веймаре, Дессау, Берлине. В Баухаузе преподавал одновременно с П.Клее, Л.Махой-Надем, Л.Фейнингером, О.Шлеммером, Г.Мухе, находил много общего в их методике обучения со своим пониманием задач художественного образования.
Продолжал разрабатывать основные принципы своей теории, изложил их в книге «Точка и линия на плоскости» (1926). В живописи обратился к теме космоса как абсолютного и высшего порядка мироздания, развивая дальше идеи, родившиеся у него в России. В 20-30-х в Европе и США прошло несколько персональных выставок К. И выставок группы «Четверо синих» (с А.Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее). После того как нацисты, придя к власти, закрыли Баухауз, К. Переехал в 1933 во Францию, В парижский период («синтетический») на творчество К. Повлиял сюрреализм Х.Миро и др. Лейтмотив картин этого периода - тема микромира. Комбинации свободно плавающих изогнутых форм, напоминающих клетки живой природы, ассоциируются у К. С «началом жизни».
Поздние работы К. Отличает изящество линий и красота форм, изысканность колористических сопоставлений, бесконечное многообразие композиционных вариаций, тончайшая филигранность деталей. В июне 1935 К. И И.Зервос организовали в галерее «Cahiers dArt» выставку К. «Новые картины, акварели и рисунки». С 1936 по 1944 К. Выставлял свои работы в галерее Ж.Буше. Познакомился с А.Бенуа, однако отметил различия в их взглядах. «...он очень приятный, но, к сожалению, новое искусство ему чуждо». 3 большинстве своем русский Париж не воспринимал творчество К., русские газеты обходили его работы молчанием. Вакуум прерванных отношений с соотечественниками отчасти заполняли творческие контакты с А.Ремизовым, с которым К. Планировал издать книгу снов «Веселые острова.
Скандальные рассказы о четвертом измерении», предложение Л.Мясина о сотрудничестве в области театра и балета, встречи и переписка с Явленским, М.Шагалом, Е.Эпштейном. Поддерживал дружеские отношения с племянником - философом А.Кожевником. Пытаясь сохранить связь с Россией, следил за творческими успехами мюнхенских коллег - Д. Кардовского, И.Грабаря, В.Бехтеева, интересовался судьбой своих картин, оставленных на хранение в 1921 в Музее новой западной живописи, не зная еще, что они национализированы. Вел в Париже уединенный образ жизни, держался в стороне от «полной интриг», по его словам, художественной среды, но мастерская К. Оставалась полем притяжения многих художников, критиков, меценатов. Среди тех, кто посещал его, - С.Бранкузи, Соня и Робер Делоне, Ф.Леже, Х.Миро, Н.Певзнер, П.Мондриан, Г.Арп, А.Магнелли.
За 11 лет парижского периода К. Были созданы 14 4 картины, около 250 акварелей и гуашей, множество рисунков. Как вспоминала жена художника, Н.Кандинская, в 1936 ее и К. Привели в ужас вырезки из немецких газет, в которых они «натолкнулись на жестокое выражение «дегенеративное искусство». В состав выставки под этим названием, организованной в Мюнхене в июле 1937, нацисты включили три картины и две акварели К. Вместе с работами его друзей. Музеи Германии стремились в это время избавиться от его произведений. В 1939 после того как немецкое посольство во Франции отказало К. В продлении паспорта, дающем право на проживание в Германии, он получил французское гражданство. Во Франции К. Пережил немецкую оккупацию. По словам Шагала, К.
Был тем редким русским художником, который овладел свободой в искусстве и пользовался ею даже вдали от своей родины,.
Дополнительный поиск Кандинский Василий Васильевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Кандинский Василий Васильевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кандинский Василий Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 29 символа