Кандинский Василий Васильевич

84

(4.12.1866, Москва - 13.12.1944, Нейи-Сюр-Сен, Франция) - живописец, график, теоретик искусства, поэт, Сын нерчинского купца, потомок сибирских каторжан. Мать К. - из дворянской семьи. Детство провел в разъездах с родителями по России и Западной Европе. Окончив в 1885 классическую гимназию в Одессе, поступил на юридический факультет Московского университета, учился там (с перерывом в 1889-91) до 1893и по рекомендации А. ЧупрОва был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (по кафедре политической экономии и статистики). В 1889 участвовал в экспедиции в Вологодскую губернию, увлекся народным искусством и иконописью. Написал диссертацию, нов 1895 решил посвятить себя искусству. В 1897-98 учился в Мюнхене в школе А.Ашбе, в 1900в Королевской Академии художеств у Ф.Штука.

С 1902 жил в Мюнхене, но неоднократно бывал в России. Создавал в это время произведения, в которых образы Югендстиля (модерна) органично сочетались с русскими мотивами и темами, близкими мастерам «Мира искусства». Работал в области прикладного искусства и гравюры, экспериментировал в глине, делал эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры, выполнил серию гравюр, объединяя их в поэтические сборники-альбомы. С 1901 участвовал в выставках в Германии (Мюнхен, Берлин, Дрезден, Гамбург), в Риме, Париже. С 1902в России (выставки Московского товарищества художников, петербургского Нового общества художников, Общества им. Леонардо да Винчи и др.). После путешествия по странам Западной Европы и Северной Африки поселился в горном селении Мурнау близ Мюнхена (1908-10).

Обобщив и переосмыслив все найденное им ранее, стал основоположником абстрактного искусства, создавая картины, в которых главный выразительный смысл переносился на пластический язык живописи. В его работах усилилась декоративность цвета, изображение стало плоскостным и фрагментарным, пейзажный мотив часто служил предлогом для создания красочных композиций, звучных цветовых гармоний. Постепенно исчезала предметность. Подобно композитору, К. Стремился обрести способность свободного выражения чувства, чтобы «духовным взором проникнуть в глубину мироздания», услышать его «тайную и прекрасную музыку» и поведать о ней миру языком линий и красок. Разработал три типа абстрактных картин. Импрессии, импровизации и композиции.

В композициях многолетние искания К. Получили наиболее полное воплощение, лучшие из них созданы в период наивысшего расцвета таланта К. - в начале 1910-х. В 1911 вышла в свет книга К. «О духовном в искусстве» (Мюнхен, 1912, на нем. Яз. Л., 1989), сформулировавшая основные положения его научной теории (на рус. Яз. Не полностью в «Тр. Всерос. Съезда художников в Петербурге. Дек. 1911 янв. 1912 г.». Пб., 1914, T.I). Совместно с Ф.Марком издал в 1912 в Мюнхене альманах «Синий всадник», который по замыслу авторов должен был осуществлять «связь с прошлым» и быть «лучом в будущее». В альманахе помещена сценическая композиция К. «Жёлтый звук». Входил в группы «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Участник сборника «Пощечина общественному вкусу» (М., 1913.

Переводы четырех стихотворений, написанных на немецком языке, из сборника «Звуки»). Организовал ряд международных выставок и творческих объединений. «Фаланга» (1901), «Новое художественное общество - Мюнхен» (1909), «Синий всадник» (1911), В издательстве берлинского объединения «Буря» выпустил в 1913 книгу «Живопись как чистое искусство» и альбом репродукций картин 1901-13. В 1911-14 состоял в неофициальном браке с художницей Габриэлой Мюнтер. Вернувшись в 1914в Россию, К. Принял активное участие в художественной жизни страны. В послереволюционные годы - член коллегии и междунарородного бюро отдела ИЗО Наркомпроса, один из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде (1919) и директор Института художественной культуры (Инхука) в Москве (1920), вице-президент Российской Академии художественных наук (1921).

В 1918-21 - профессор Государственных свободных художественных мастерских, в 1920 - профессор Московского университета. Сблизился с художниками-авангардистами К.Малевичем, А.Родченко, Л.Поповой, провозгласившими в искусстве принцип чистой формы и геометрической ориентации. В 1917 женился на Н.Андреевской. В конце 1921 К. Был направлен в Германию для создания международного отдела Академии художественных наук. Получив приглашение от архитектора В.Гропиуса преподавать в новом учебном центре Баухауз, поселился в Веймаре, с 1925-в Дессау. Принял решение остаться в Германии, в 1928 принял немецкое гражданство. До 1933 жил в Веймаре, Дессау, Берлине. В Баухаузе преподавал одновременно с П.Клее, Л.Махой-Надем, Л.Фейнингером, О.Шлеммером, Г.Мухе, находил много общего в их методике обучения со своим пониманием задач художественного образования.

Продолжал разрабатывать основные принципы своей теории, изложил их в книге «Точка и линия на плоскости» (1926). В живописи обратился к теме космоса как абсолютного и высшего порядка мироздания, развивая дальше идеи, родившиеся у него в России. В 20-30-х в Европе и США прошло несколько персональных выставок К. И выставок группы «Четверо синих» (с А.Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее). После того как нацисты, придя к власти, закрыли Баухауз, К. Переехал в 1933 во Францию, В парижский период («синтетический») на творчество К. Повлиял сюрреализм Х.Миро и др. Лейтмотив картин этого периода - тема микромира. Комбинации свободно плавающих изогнутых форм, напоминающих клетки живой природы, ассоциируются у К. С «началом жизни».

Поздние работы К. Отличает изящество линий и красота форм, изысканность колористических сопоставлений, бесконечное многообразие композиционных вариаций, тончайшая филигранность деталей. В июне 1935 К. И И.Зервос организовали в галерее «Cahiers dArt» выставку К. «Новые картины, акварели и рисунки». С 1936 по 1944 К. Выставлял свои работы в галерее Ж.Буше. Познакомился с А.Бенуа, однако отметил различия в их взглядах. «...он очень приятный, но, к сожалению, новое искусство ему чуждо». 3 большинстве своем русский Париж не воспринимал творчество К., русские газеты обходили его работы молчанием. Вакуум прерванных отношений с соотечественниками отчасти заполняли творческие контакты с А.Ремизовым, с которым К. Планировал издать книгу снов «Веселые острова.

Скандальные рассказы о четвертом измерении», предложение Л.Мясина о сотрудничестве в области театра и балета, встречи и переписка с Явленским, М.Шагалом, Е.Эпштейном. Поддерживал дружеские отношения с племянником - философом А.Кожевником. Пытаясь сохранить связь с Россией, следил за творческими успехами мюнхенских коллег - Д. Кардовского, И.Грабаря, В.Бехтеева, интересовался судьбой своих картин, оставленных на хранение в 1921 в Музее новой западной живописи, не зная еще, что они национализированы. Вел в Париже уединенный образ жизни, держался в стороне от «полной интриг», по его словам, художественной среды, но мастерская К. Оставалась полем притяжения многих художников, критиков, меценатов. Среди тех, кто посещал его, - С.Бранкузи, Соня и Робер Делоне, Ф.Леже, Х.Миро, Н.Певзнер, П.Мондриан, Г.Арп, А.Магнелли.

За 11 лет парижского периода К. Были созданы 14 4 картины, около 250 акварелей и гуашей, множество рисунков. Как вспоминала жена художника, Н.Кандинская, в 1936 ее и К. Привели в ужас вырезки из немецких газет, в которых они «натолкнулись на жестокое выражение «дегенеративное искусство». В состав выставки под этим названием, организованной в Мюнхене в июле 1937, нацисты включили три картины и две акварели К. Вместе с работами его друзей. Музеи Германии стремились в это время избавиться от его произведений. В 1939 после того как немецкое посольство во Франции отказало К. В продлении паспорта, дающем право на проживание в Германии, он получил французское гражданство. Во Франции К. Пережил немецкую оккупацию. По словам Шагала, К.

Был тем редким русским художником, который овладел свободой в искусстве и пользовался ею даже вдали от своей родины,.

Значения в других словарях
Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич [4(16).12.1866, Москва, ‒ 13.12.1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа], русский живописец, один из основоположников абстрактного искусства. ..

Кандинский Василий Васильевич

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944) - российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ("Смутное", 1917). Участвовал в организации общества "Синий всадник" и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-14 и с 1921 жил за границей.---КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич КАНДИНСКИЙ Виктор Хрисанфович (1849-1889) - российский психиатр. Дал классическ..

Кандинский Василий Васильевич

(Kandinsky, Wassily)(1866-1944), русский художник, один из создателей абстрактного искусства, родился 4 декабря 1866 в Москве. В 1885-1893 Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета, но уже спустя два года выставка французских импрессионистов в Москве окончательно утвердила в нем желание стать художником. Он отказался от места профессора в Дерптском университете в Эстонии и в 1896 уехал в Мюнхен учиться живописи. В Мюнхене Кандинский учился в школе Антона Ашбе, где позн..

Кандинский Василий Васильевич

        (1866-1944), русский живописец. Один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897-98) и в АХ (1900) у Ф. Фон Штука. С 1907 жил в Берлине и Мюнхене, где создал (в 1911, совместно с Ф. Марком) объединение "Синий всадник". Обратившись к абстрактным экспериментам в живописи, Кандинский использовал в своих композициях ритмизованные сочетания цветовых пятен различной конфигурации, пронизанные вихрящимися, ломаными, иногда прямыми линиями ("Импровизация No ..

Кандинский Василий Васильевич

(1866, Москва — 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция), живописец, график, один из зачинателей абстрактного искусства. Окончил юридический факультет Московского университета (1893), работал художественным директором Кушнерёвской типографии в Москве (1895). В 1897—1914 жил в Германии, где обучался живописи (сначала в частной студии А. Ашбе, затем с 1900 у Ф. фон Штука в Мюнхенской Академии художеств), преподавал в школе при созданном им художественном объединении «Фаланга» (с 1901). В Москве участвовал в в..

Кандибы

Кандибы - малороссийские дворянские роды. Древнейшие из них происходят. 1) от Федора Кандибы, корсунского полковника (1669) и 2) от Константина Кандибы, миргородского полкового обозного (середина XVII в.). Роды Кандибы внесены во II и VI части родословных книг Полтавской, Харьковской и Черниговской губерний.. ..

Кандидат

— одетый в белое — в Древнем Риме соискатель государственной должности надевал белую тогу. Лицо, выдвигаемое для избрания в законодательное учреждение, для замещения какой-либо должности, либо приема в какую-либо организацию, партию.. ..

Кандинский Виктор Хрисанфович

Кандинский, Виктор Хрисанфович - врач и психиатр (1849 - 1889). Окончив курс в Московском университете в 1872 г., он некоторое время служил во флоте, а с 1881 г. Состоял ординатором больницы Святого Николая Чудотворца в Петербурге. Он сам страдал периодическими приступами душевного расстройства и на основании собственных переживаний опубликовал ценное исследование об обманах чувства. Главные его труды. "Психологические этюды" (1881), "Современный монизм" (1882), "О псевдогаллюцинациях" (Москва, ..

Кандия (candia) Кандинская Война

В 1648 город Кандия (Ираклион) с небольшим венец, гарнизоном под командованием Луиджи Мончениго был осажден турками под командованием капитан-паши Юсуфа. Защитники города оборонялись так энергично, что только за первые шесть месяцев турки потеряли 20 000 чел. Осада продолжалась больше 20 лет, город получал подкрепления от венецианцев и французов, но был в конце концов сдан Морозини 27 сент. 1669.. ..

Дополнительный поиск Кандинский Василий Васильевич Кандинский Василий Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кандинский Василий Васильевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кандинский Василий Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 29 символа