Ключевский Василий Осипович

69

Ключевский, Василий Осипович - знаменитый историк (родился 16 января 1841 г., умер 12 мая 1911 г.), сын сельского священника Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и пензенской духовной семинарии. В 1861 г., преодолев трудные материальные обстоятельства, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Н.М. Леонтьева, Ф.М. Буслаева, Г.А. Иванова , К.Н. Победоносцева , Б.Н. Чичерина , С.М. Соловьева . Под влиянием особенно двух последних ученых определились и собственные научные интересы Ключевского. В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений. В лекциях Соловьева он познал, по собственным его словам, "какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет." Его кандидатская диссертация написана на тему.

"Сказания иностранцев о Московском государстве". Оставленный при университете, Ключевский выбрал для специального научного исследования обширный рукописный материал житий древнерусских святых, в котором надеялся найти "самый обильный и свежий источник для изучения участия монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси". Упорный труд над колоссальным, рассеянным по многим книгохранилищам, рукописным материалом не оправдал первоначальных надежд Ключевского. Результатом этого труда была магистерская диссертация. "Древнерусские жития святых как исторический источник" (М., 1871), посвященная формальной стороне житийной литературы, ее источников, образцов, приемов и форм. Мастерское, истинно научное исследование одного из крупнейших источников нашей древней церковной истории выдержано в духе того строго-критического направления, которое в церковно-исторической науке середины прошлого столетия далеко еще не было господствующим.

Для самого автора пристальное изучение житийной литературы имело и то значение, что из нее он извлек много блещущих, как алмаз, крупиц живого исторического изображения, которыми Ключевский с неподражаемым искусством воспользовался в характеристиках разных сторон древнерусской жизни. Занятия магистерской диссертацией вовлекли Ключевского в круг разнообразных тем по истории церкви и русской религиозной мысли, и на эти темы появился ряд самостоятельных статей и рецензий. Из них наиболее крупные. "Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря", "Псковские споры", "Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права", "Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства", "Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века".

В 1871 г. Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 г. В следующем году начал преподавать в Александровском военном училище и на высших женских курсах. В сентябре 1879 г. Он был избран доцентом Московского университета, в 1882 г. - экстраординарным, в 1885 г. - ординарным профессором. В 1893 - 1895 годах, по поручению императора Александра III , читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу . В Абас-Тумане с 1900 по 1911 г. Преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1893 - 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901 г. Был избран ординарным академиком, в 1908 г. - почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук.

В 1905 г. Участвовал в комиссии о печати под председательством Д.Ф. Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об основных законах. В 1906 г. Избран членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания. С первых же прочитанных им курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, захватывавшего внимание аудитории силой научного анализа, даром яркого и выпуклого изображения древнего быта и исторических деталей. Глубокая начитанность в первоисточниках давала обильный материал художественному таланту историка, любившему из подлинных выражений и образов источника создавать меткие, сжатые картины и характеристики. В 1882 г. Вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в "Русской Мысли" докторская диссертация Ключевского, знаменитая "Боярская Дума древней Руси".

В этом своем центральном труде специальную тему о боярской думе, "маховом колесе" древнерусской администрации, Ключевский связал с важнейшими вопросами социально-экономической и политической истории Руси до конца XVII века, выразив таким образом, то цельное и глубоко продуманное понимание этой истории, которое легло в основание его общего курса русской истории и специальных его исследований. Ряд капитальных вопросов древнерусской истории - образование городовых волостей вокруг торговых центров великого водного пути, происхождение и сущность удельного порядка в северо-восточной Руси, состав и политическая роль московского боярства, московское самодержавие, бюрократический механизм Московского государства XVI - XVII веков, - получил в "Боярской Думе" такое решение, которое отчасти стало общепризнанным, отчасти послужило необходимой основой разысканий последующих историков.

Напечатанные затем (в 1885 и 1886 годах) в "Русской Мысли" статьи "Происхождение крепостного права в России" и "Подушная подать и отмена холопства в России" дали сильный и плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянского прикрепления в древней Руси. Основная мысль Ключевского, что причин и оснований этого прикрепления надо искать не в указах московского правительства, а в сложной сети экономических отношений крестьянина-порядчика к землевладельцу, постепенно приближавшей положение крестьянства к холопству, встретила сочувствие и признание со стороны большинства последующих исследователей и резко отрицательное отношение со стороны В.И. Сергеевича и некоторых его последователей. Сам Ключевский в полемику, порожденную его статьями, не вмешивался.

В связи с исследованием экономического положения московского крестьянства появилась его статья. "Русский рубль XVI - XVIII веков, в его отношении к нынешнему" ("Чтения московского общества истории и древностей", 1884). Статьями "О составе представительства на земских соборах древней Руси" ("Русская Мысль" 1890, 1891, 1892 годов), давшими совершенно новую постановку вопросу о происхождении земских соборов XVI века в связи с реформами Ивана Грозного , закончился цикл крупнейших исследований Ключевского по вопросам политического и социального строя древней Руси ("Опыты и исследования". Первый сборник статей. М., 1912). Талант и темперамент историка-художника направлял Ключевского и на темы из истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей.

К этой области относится ряд блестящих статей и речей о С.М. Соловьеве, Пушкине , Лермонтове , И.Н. Болтине , Н.И. Новикове , Фонвизине , Екатерине II , Петре Великом (собраны в 2-м Сборнике статей Ключевского, "Очерки и речи", М., 1912). В 1899 г. Ключевский издал "Краткое пособие по Русской истории" как "частное издание для слушателей автора", а в 1904 г. Приступил к изданию полного курса, уже давно получившего широкое распространение в литографированных студенческих изданиях. Всего вышло 4 тома, доведенных до времени Екатерины II. Как в монографических своих исследованиях так и в "Курсе" Ключевский дает свое строго субъективное понимание русского исторического процесса, совершенно устраняя обзор и критику литературы предмета, ни с кем не вступая в полемику.

Подходя к изучению общего хода русской истории с точки зрения историка-социолога и находя общенаучный интерес этого изучения "местной истории" в раскрытии "явлений, обнаруживающих разностороннюю гибкость человеческого общества, его способность применяться к данным условиям", усматривая основное условие, направлявшее смену главных форм нашего общежития, в своеобразном отношении населения к природе страны, Ключевский выдвигает на первый план историю политического социально-экономического быта. Он оговаривается при этом, что полагает в основу курса факты политические и экономические по их чисто методологическому значению в историческом изучении, а не по их действительному значению в существе исторического процесса.

"Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития". И на страницах "Курса" художественный талант Ключевского выразился в ряде блестящих характеристик исторических деятелей и в обрисовке идейной стороны многих исторических моментов, выступающих перед читателем во всей своей жизненной цельности. Из специальных курсов Ключевского напечатана уже по смерти его "История сословий в России" (М., 1913). Получил распространение в литографированном издании его курс "Терминология русской истории". Всестороннюю оценку научной и преподавательской деятельности Ключевского см. В сборнике "Ключевский, характеристики и воспоминания" (М., 1912).

Общество Истории и Древностей при Московском университете посвятило памяти Ключевского 1-ю книгу своих "Чтений" за 1914 г. Здесь напечатаны речи ближайших учеников и сотрудников Ключевского, материалы для биографии и полный список его трудов..

Значения в других словарях
Ключевский Василий Осипович

Ключевский Василий Осипович [16(28).1.1841, с. Вознесенское Пензенской губернии, ‒ 12(25).5.1911, Москва], русский историк. Родился в семье сельского священника. В 1865 окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.). В 1872 защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник», в 1882 ‒ докторскую диссертаци..

Ключевский Василий Осипович

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841-1911) - российский историк, академик (1900), почетный академик (1908) Петербургской АН. Труды. "Курс русской истории" (ч. 1-5, 1904-22), "Боярская дума Древней Руси" (1882), по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии.. ..

Ключевский Василий Осипович

Ключевский, Василий Осипович - знаменитый историк (родился 16 января 1841 г., умер 12 мая 1911 г.), сын сельского священника Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и пензенской духовной семинарии. В 1861 г., преодолев трудные материальные обстоятельства, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Н.М. Леонтьева, Ф.М. Буслаева, Г.А. Иванова , К.Н. Победоносцева , Б.Н. Чичерина , С.М. Соловьева . Под влиянием особенно двух последних ученых ..

Ключевский Василий Осипович

(1841, село Воскресенское Пензенской губернии — 1911, Москва), историк, академик Петербургской Академии наук (1900), почетный академик по разряду изящной словесности (1908). Из духовного сословия. В 1860 окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1865 — Московский университет. В 1866 опубликовал кандидатское сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве». Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище (1867 — 1881), курс русской истории в Московской духовной академии (187..

Ключарев Григорий Максимович

Ключарев, Григорий Максимович - писатель, священник, воспитанник киевской духовной академии. Главная его работа. "История ветхозаветного священства до заключения священного канона" (магистерская диссертация, Ставрополь, 1903).. ..

Ключаревы

Ключаревы - русский дворянский род. Предок их, Михаил Ключарев, выехал из Польши в середине XVI века. Род Ключаревых внесен в VI часть родословной книги Курской губернии.. ..

Ключник

- по «Русской правде» Я. Мудрого имел то же значение, что и тиун, то есть полный холоп Первый человек в домашнем хозяйстве господина исполнявший обязанности управляющего и судьи. Был ответствен перед господином за остальных холопов, целовал за них крест, собирал подати, заботился об увеличении доходов, для чего раздавал господское серебро в рост крестьянам. Вступал в торговые сделки от имени своего господина, приобретал для него недвижимость и рабов. Имел даже собственных рабов и дьяков. Заведов..

Ключников Юрий Вениаминович

(1886, Казань - 10.1.1938, Москва) - политический деятель, специалист в области международного права. До 1917 приват-доцент Московского университета. Член кадетской партии. В 1918 участвовал в антибольшевистском мятеже в Ярославле. В период гражданской войны консультант, товарищ министра и министр иностранных дел правительства при Уфимской директории (1918), затем министр иностранных дел правительства адмирала Колчака (1918-19). В 1919 уехал за границу, входил в состав Парижского комитета партии..

Дополнительный поиск Ключевский Василий Осипович Ключевский Василий Осипович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ключевский Василий Осипович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ключевский Василий Осипович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 27 символа