Мусоргский Модест Петрович

69

Мусоргский, Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Родился 16 марта 1839 года в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучать его игре на фортепиано стала мать. Затем, учась в Петропавловском немецком училище в Петербурге, он занимался фортепьянной игрой у А. Герке и достиг выдающихся результатов. Появившаяся в 1852 году в печати полька "Porte enseigne" была первым опубликованным его произведением. В 1857 году он сочинил фортепьянную пьесу "Souvenir d´enfance" и тогда же задумывал оперу "Han d´Islande" (сюжет В.

Гюго), оставшуюся в проекте. Окончив (1856) школу гвардейских подпрапорщиков, М. Поступил в лейб-гвардейский Преображенский полк. Громадное значение для его музыкального развития имело знакомство с Даргомыжским , Кюи , Балакиревым и музыкальным кружком последнего. Немалую роль в его творчестве сыграла и его дружба с В.В. Стасовым , написавшим биографию М. ("Соч. В.В. Стасова", Санкт-Петербург, 1894, т. III. См. Также письма М. К В. Стасову и к Балакиреву, изд. "Русская Музыкальная Газета"). Балакирев играл с М. В четыре руки, объясняя ему музыкальные формы и приемы оркестровки. М. Выступал в кружке не только как пианист, но и как превосходно фразирующий певец-баритон. В 1858 году М. Написал два скерцо. Одно из них, B-dur, было первым его сочинением, исполненным публично (в концерте Императорского Русского Музыкального Общества, 1860).

В 1859 году М. Оставил военную службу, но неимение средств к жизни и невозможность добыть их музыкальной деятельностью заставили его служить последовательно в Главном Инженерном Управлении, Лесном Департаменте и Государственном контроле. В последнем его устроил Т.И. Филиппов , большой его почитатель и наследник, по завещанию, его авторских прав. К раннему периоду творчества М. (до 1865 года) относится музыка к "Эдипу" Софокла, из которой сохранился хор народа у храма Эвменид, впоследствии использованный М. В коллективной (см. Бородин ) опере "Млада", в которой М. Написал один акт (1873), а затем, когда она не состоялась - в опере "Сорочинская Ярмарка". В 1861 году М. Написал характерное "Intermezzo Symphonique in modo classico", в 1863 году - романс "Сауль".

Наиболее крупным его опытом в этот период была опера "Саламбо" (1864 - 65), на собственное либретто по роману Флобера. Для нее написаны им три картины, музыка которых в переработанном виде вошла почти вся в оперу его "Борис Годунов". Второй период творчества М., с явным преобладанием вокальной музыки, начинается в 1865 году, когда был сочинен "Калистрат" ("первая попытка комизма", по словам М.). Индивидуальность композитора утверждается все более и более. Реалистические, большей частью народно-русские, сюжеты и своеобразная, яркая их трактовка - отличительные черты сочинений этого периода. Кроме целого рода вокальных пьес, характерных и сильных хоров "Иисус Навин" (переработанный "хор Ливийцев" из "Саламбо", основанный на еврейских темах, 1866 год) и "Поражение Сеннахериба" (1867), сюда относятся драматические произведения.

"Женитьба" (1868 год, изд. В 1908 году под редакцией и с предисловием Н. Римского-Корсакова ) - чрезвычайно интересный "опыт драматической музыки в прозе" (слова М.) на неизмененный текст комедии Гоголя (написан только один акт). Опера "Борис Годунов" (написана 1868 - 72, поставлена 1874 на Мариинском театре в Санкт-Петербурге). "Хованщина" (1873 - 80 годы, изд. 1882 году под редакцией Н. Римского-Корсакова и им же оркестрована) - грандиозная народная драма, рисующая борьбу старой Московской Руси с новой, Петровской Россией (поставлена 1885, на частной сцене в Санкт-Петербурге), "Сорочинская Ярмарка" (1875 - 80), неоконченная комическая опера по Гоголю (см. Статью о ней Каратыгина в "Аполлоне", 1911), законченная недавно (1914) Ц.

Кюи и теперь (1915) печатающаяся. Для оркестра написана в то же время "Ночь на Лысой горе" - симфоническая картина (в первоначальном виде - "Праздник Чернобога" для "Млады", затем - сон паробка для "Сорочинской Ярмарки". Издана по плану, в редакции и оркестровке Н. Римского-Корсакова), для фортепиано - "Картинка с выставки Гартмана" (1874, изд. В 1886 году), сюита пьес юмористического, лирического и описательного характера. Материальная необеспеченность и неудачи на композиторском поприще преследовали М. Его опера "Борис Годунов" надолго была снята с репертуара. Другие его сочинения долго игнорировались артистами и публикой. В последние полтора года жизни, оставшись без службы, М. Добывал средства к жизни ремеслом аккомпаниатора, совершив в 1879 году подбодрившую его концертную поездку в провинцию с певицей Д.М.

Леоновой . Усилившаяся страсть к вину ускорила смерть М. Он скончался 16 марта 1881 года в Николаевском военном госпитале и похоронен в Александро-Невской Лавре в Петрограде. - М. Один из самобытнейших русских композиторов. Верный заветам Глинки и Даргомыжского, он пошел дальше их. Он горячо отрицал формулу. Искусство для искусства. "Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель", говорит он в автобиографии. "Художественное изображение одной красоты в материальном ее значении - грубое ребячество, детский возраст искусства. Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое "ковырянье" в этих малоизвестных странах и завоевание их - вот настоящее призвание художника. К новым берегам. Бесстрашно, сквозь бурю, мели и подводные камни, к новым берегам!" (письмо к В.

Стасову 18 октября 1872 года). М. Был музыкант-реалист, музыкант-народник, родственный Гоголю и Льву Толстому . Новизна задач и приемов сказывается в "Борисе Годунове" и "Хованщине" и во множестве вокальных пьес, чрезвычайно разнообразных по замыслу. Никто в музыке не захватывал так глубоко и так широко русскую жизнь, как М. В своих исторических операх он дает целый ряд типов. И "преступного царя Бориса", и благочестивого старца-раскольника Досифея, и хитрого вельможи Шуйского, и старовера князя Хованского, и западника князя Голицына, и беглых монахов, и иезуита, и гордой Марины Мнишек, и Марфы-раскольницы, и замечательный, чисто русский тип юродивого. Для всех этих разнообразных типов он находил одинаково яркие краски и меткие штрихи.

В его хорах народ живет полной жизнью. То он принижено, из-под палки пристава, молит Годунова принять царство, то, разгулявшись на свободе, глумится над царевым боярином, то умирает в религиозном экстазе (потрясающая сцена самосожжения раскольников в "Хованщине"). В операх М. Ключом бьет народная жизнь, ярко изображается народный быт, раскрывается народная душа. Эти оперы, в сущности - трагедии, и притом трагедии не только отдельных личностей, но и народа, переживающего Смутное время начала XVII века или ломку старинных устоев при воцарении Петра. Он воплотил ее в музыкально-поэтических символах, не выходящих в то же время из рамок реального. Не менее живо и ярко М. Воплощал в музыке и комический элемент. Замечательна в "Борисе" по своему неподражаемому комизму сцена в корчме с подвыпившими беглыми монахами.

- М. Очень часто был автором и самих текстов своих вокальных сочинений. Отсюда необыкновенная художественная цельность "Хованщины" и мелких вокальных сочинений М. В последних также проявляется разнообразие задач и типов, до М. Никем не затронутых. "Озорник" (1868), насмехающийся над старухой. Барышня, испугавшаяся козла, но не боящаяся пойти за старика ("Козел", 1867). Семинарист (1866), зубрящий латынь и мечтающий о девке у попа Семена. Юродивый, изъясняющийся в любви ("Савишна", 1866). "Сиротка" (1868), умоляющая о помощи. "Забытый" (1874) солдат на боевом поле - все это глубоко оригинальные, правдивые картинки жизни. М. Создал особый род музыкальной сатиры, в которой осмеял некоторых своих современников. В "Классике" (1867) - консервативного композитора и критика Фаминцына.

В "Райке" (1869) - музыкальных деятелей враждебного М. Лагеря (Заремба, Ростислав, Серов). Лирических пьес у М. Мало, но он силен и в этом жанре. Прекрасны "Ночь" (1864), "Еврейская песнь" (1867), запечатленная восточным колоритом. Прелестны песни в народном духе. "По грибы" (1867) и "По над Доном сад". Захватывающее впечатление производят оригинально задуманные "Песни и пляски смерти", на тексты графа Голенищева-Кутузова. "Детская" (1868 - 69) - очаровательные сценки из детской жизни (на собственный текст). Здесь М. Является простым, наивным и чистым как ребенок. Музыкальные приемы М. Новы и своеобразны. Он усвоил себе все особенности русской народной песни и хотя редко пользовался подлинными народными мотивами, но весь склад его мелодики, очень гибкой и характерной, носит чисто русский, народный отпечаток, сказывающийся в гармонических оборотах (частые педали), в оригинальных, внезапных модуляциях, в ритмическом богатстве (встречаются несимметрические ритмы), и в самой форме, уклоняющейся от западных образцов.

Главную силу вокального стиля М. Составляет простая, правдивая, живая, выразительная декламация, вытекающая из естественной интонации речи и потому совершенно неотделимая от текста. В этом М. - прямой наследник Даргомыжского. Талант М. Был многосторонний. Он проявил его и в фортепьянных произведениях, и в оркестровых, не овладев, однако, техническими тайнами инструментовки. М. Не прошел систематического курса композиции и упорно отказывался от консерваторской, гибельной, по его мнению, рутины. Поэтому технические недочеты у него часты, хотя их и не всегда можно отделить от его новаторских приемов, имеющих художественную ценность. Исправлять М. Поэтому не легко, хотя от исправлений он может выиграть. Но не в технической фактуре сила произведений М., а в их содержании.

Лучший редактор М. - его друг Н. Римский-Корсаков, знавший его авторские намерения и высоко ценивший его творчество. Благодаря его бескорыстным трудам сохранились многие произведения М. Рукописи М. Хранятся в Императорской Публичной Библиотеке. Сочинения М. Изданы фирмами В. Бессель и Ко (большая часть), П. Юргенсон и М.П. Беляев . - см. C. Cui "La musique en Russie" (П., 1880), Баскин "М." (1887). Трифонов "М." ("Вестник Европы", 1893, декабрь). P. D´Alheim "M." (1896, "Mercure de France"). C. Bellaigue "Etudes musicales", II. A. Saubies "La musique en Russie". Marie Olenine d´Alheim "Le Legs de M." (П., 1908). M. D. Calvocoressi "M." (П., 1908). Григорий Тимофеев..

Значения в других словарях
Мусоргский Модест Петрович

Мусоргский Модест Петрович [9 (21).3.1839, с. Карево, ныне Торопецкого района Калининской области, ≈ 16(28).3.1881, Петербург], русский композитор, участник «Могучей кучки». ..

Мусоргский Модест Петрович

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-81) - российский композитор, член "Могучей кучки". Создал монументальные народные музыкальныые драмы "Борис Годунов" (1869, 2-я редакция 1872) и "Хованщина" (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы также в песнях - драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни ("Калистрат", "Сиротка" и др.). Среди сочинений. Опера "Сорочинская ярмарка" (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916)..

Мусоргский Модест Петрович

(1839—1881) — талантливый русский композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд. Имуществ и в госуд. Контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие М., выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева М. Читал ор..

Мусоргский Модест Петрович

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ. Портрет работы И. Е. Репина.(1839-1881), русский композитор. Родился 21 марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке. Однако, следуя семейной традиции, в 1852 поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-..

Мусоргский Модест Петрович

( 21 III 1839, с. Карево, ныне Псковская обл. - 28 III 1881, Петербург) Жизнь, где бы ни сказалась. Правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям. - вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться.Из письма М. Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 г.Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек!Из письма М. Мусоргского А. Голенищеву-Кутузову от 17 августа 1875 г.М. Мусоргский - один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный ко..

Мусоргский Модест Петрович

Мусоргский, Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Родился 16 марта 1839 года в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучать его игре на фортепиано стала мать. Затем, учась в Петропавловском немецком училище в Петербурге, он занимался фортепьянной игрой у А. Герке и достиг..

Мусоргский Модест Петрович

(1839—1881), композитор. С 1849 жил в Петербурге. В 1852—56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, по окончании которой произведён в прапорщики лейб-гвардии Преображенского полка. В эти же годы занимался у пианиста А. А. Герке. В 1852 издано первое сочинение М. — полька «Подпрапорщик» для фортепьяно. В 1858 вышел в отставку, всецело занялся музыкой. Впоследствии из-за материальных трудностей служил чиновником Инженерного управления (1863—67), Лесного департамента и ..

Мускрон (mouscron) Французские Революционные Войны

Место сражения 1794 между французами во главе с генералами Моро и Суэмом и австрийцами во главе с ген. Клерфайтом. Французы одержали победу. См. Флерюс III.. ..

Мусоргские

Мусоргские - русский дворянский род, происходящий от князей Смоленских. Роман Васильевич Монастырев, по прозвищу Мусорга, был родоначальником М. Петр Иванович М. Был воеводою в Старице (1620). Из этого рода происходил Модест Петрович М. Род М. Внесен в VI часть родословной книги Псковской губернии.. ..

Мусселиус Владимир Васильевич

Мусселиус, Владимир Васильевич - филолог. Родился в 1846 году, получил образование в Дерптском университете и в Императорском историко-филологическом институте. Читал в последнем лекции по латинской словесности. Составил "Русско-латинский словарь" (Санкт-Петербург, 1891. 2-е изд. 1900).. ..

Муссерт, Антон Адриан

Мюссерт (Mussert), (1894-1946), основатель и лидер национал- социалистического движения в Голландии. Родился 11 мая 1894 в Веркендаме. По образованию инженер-гидротехник. С 1940 тесно сотрудничал с германскими национал-социалистами, во время оккупации страны поставил свою партию и ее военные подразделения на службу гитлеровской Германии. В декабре 1942 Гитлер провозгласил Муссерта вождем ("лейдером") голландского народа. Выдвинул план создания Великих Нидерландов в составе Нидерландов, Бельгии и..

Дополнительный поиск Мусоргский Модест Петрович Мусоргский Модест Петрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мусоргский Модест Петрович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мусоргский Модест Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 26 символа