Наживин Иван Федорович

86

(25.8.1874, д. Пантюки, Владимирской губ. - 5.4.1940, Брюссель) - писатель, публицист. Родители из крепостных, позднее отец занялся лесным промыслом. «Я сын мужика, выросший среди народа...», - подчеркивал Н. В автобиографии (1922). «Родным гнездом» он называл деревню Буланово в Суздальском крае. В начале 900-х выпустил в Москве первые сборники рассказов и очерков. «Родные картинки» (1900), «Убогая Русь» (1901), «Перед рассветом» (1902). Длительное время был близко знаком с Л.Толстым, вел с ним переписку, испытал его влияние. До 1917 выступал против «гнилого правительства», впоследствии свидетельствовал, что много лет стоял «на довольно левых позициях», но уже под впечатлением революции 1905-7 эволюционировал к более умеренным взглядам, поскольку, как утверждал Н., «началось великое нравственное падение русского народа», «вся страна кипела кровью и все гуще наливалась злобой».

Нарастание вражды рабочих к предпринимателям отобразил в рассказе «Забастовка» (1906). Герой романа «Менэ. Тэкэл. Фарес...» (М., 1907) - интеллигент, «начитавшийся либеральных книг» и соприкоснувшийся с западноевропейским рабочим движением. Увидев «изнанку прогресса», он ищет уединения в деревне, но становится жертвой крестьянского бунта. В 1911 Н. Опубликовал несколько книг о Л.Толстом («Дедушка Толстой», «Из жизни Л.Н.Толстого»). В собрание сочинений Н. (т. 1-8, 1910-17) вошли также ранние рассказы, 1-я книга автобиографических записок «Моя Исповедь» (1912), романы «Сфинкс», «Белые голуби принцессы Риты» (1913), сборник лирических миниатюр «Вечерние облака. Книга тихого раздумья» (1916), сборник рассказов «Кикимора» (1917).

Отметив, что «Иван Наживин - имя довольно видное в литературе нашей», М.Горький отозвался о «Моей Исповеди» как о книге «на протяжении двух третей скучной, торопливо и небрежно написанной», интеллигенция получила в ней «возмездие в форме различных пинков и плевков». «О Наживине не стоило бы говорить, не будь он единицей в тысячах русских людей, изуродованных безобразной нашей жизнью, ...отчаявшихся и впавших в крикливый, а потому оглушающий молодое поколение, заразный нигилизм». Отношение к событиям 1917 Н. Выразил в «Записках о революции» (Вена, 1921). Оценивал революцию как «банкротство левых деятелей». «Мы представляли себе нашу роль в истории, как какой-то триумфальный марш по вершинам веков в поучение всем народам.

Мы ошиблись. Нам предстоит не светлое торжество победителей, а уныние и позор. И тяжелая работа по исправлению наших страшных ошибок». Вместе с тем возлагал вину за жестокость революции на старый режим, утопивший народ в морях крови на войне. С 1918 Н. Находился на территории, занятой Добровольческой армией, куда бежал, по его словам, спасаясь от «голода и крови», чтобы бороться с хамом. За Россию, за монархию». Выступал как пропагандист белого движения, сотрудничал в одесской газете «Южное слово», опубликовал брошюру «Что нужно знать солдату?» (Ростовна-Дону, 1918), «Два письма» (1919), в которых упрекал крестьян в том, что они обрекают рабочих на голод, призывал тех и других «идти вместе, вместе делать жизнь лучше».

В 1920 эвакуировался из Новороссийска в Болгарию. Жил в Югославии (Новый Сад), Австрии, Германии. В Вене возглавлял отдел в издательстве «Детинец». В 1924 поселился в Бельгии. Вслед за «Записками о революции» издал автобиографические книги «Накануне. Из моих записок» (Вена, 1923) и «Среди потухших маяков. Из записок беженца» (Берлин, 1922). Раскрывая название последней, Н. Писал. «Наше время. - время крушения утопизма, всякой социальной фантастики. Утопизм рухнул в пучину голода и крови». Большевизм - «это только заключительный аккорд тысячелетнего безумия». «Потухшим маяком» стали для Н. И надежды на спасительный Запад. «Главный трагизм нашего положения, - писал он, - мы не знаем, что делать, куда идти». Советский критик В.Полонский заметил, что название книги неплохо передает положение русской эмиграции, блуждание во мраке самого писателя.

Поняв безысходность своего положения в зарубежье, Н. Склонился к «сменовеховству», а в начале 30-х отмежевался от монархизма. В брошюре «Национальная слава и национальный позор. О Николае II» (Брюссель, 1933) писал о последнем царе как о личности, «которую хотелось бы вырвать из нашего прошлого», осуждал его как виновника небывалого разорения страны, вызвавшего революцию. Брошюра «Глупость или измена. Открытое письмо Милюкову» (Брюссель, 1930) - памфлет на кадетского лидера. «Вы, старик..., уже стоящий в могиле..., рветесь к власти..., в ослеплении своем метите себя в преемники Сталина». Претензии П.Милюкова Н. Называл «старческим слабоумием». Придя к выводу о невозможности возврата России к прошлому, Н. Стал мечтать о возвращении на родину.

«Самая заветная теперь мечта моя - это какая-нибудь глухая дыра, где можно спрятаться вдали от всего». Ему виделись в то же время мрачные картины российской действительности. «разрушено все, голод в Поволжье, неизбежны войны», «будет жизнь наша сера, как безводная пустыня». В 1926 Н. Просил предоставить ему советское гражданство. Эту эволюцию писателя усиливало чувство изолированности в эмиграции, о которой он писал. «Я знаю эмиграцию. Это душное болото, мертвечина ее поражает». Изданная в 1935 в Тяньцзине (Китай) книга «Неглубоко уважаемые» - беллетризованные записки об эмиграции, в которых в нелестном свете предстают и писатели - М.Алданов, И.Бунин, Д. Мережковский, К.Бальмонт и др. В финальную часть книги было введено обращение «К Иосифу Сталину», к которому действительно обращался Н.

«Сил у меня осталось уже немного, но я все их отдам служению Родине», заверял он (ходатайство не было удовлетворено). Эмигрантская критика оценивала произведения Н. Отрицательно или с иронией. «Ив.Наживин все сделал, чтобы заслужить дурную славу ...злостного врага новой, честной России», - писал меньшевик Ст.Иванович (1921) по поводу «Записок о революции». Автор записок, «не понимая революции, так и говорит..., а раз не понимает, то все это чепуха, мерзость». Книга Н. - «незаменимое руководство к тому, чтобы поближе узнать автора, приглядеться к нему - бунтующему обывателю революции». Как «вопль обывателя, маленького, задавленного грандиозностью событий человека» оценивалась книга Н. И в журнале «Сполохи». Наряду с документальной прозой Н.

Издал большое число беллетристических произведений - повесть «Четверть века спустя» (Берлин, 1922), рассказы для детей «В деревне», сборник рассказов «Перед катастрофой» (Мюнхен, 1922). К «Запискам о революции» примыкал сборник «Во мгле грядущего» (Вена, 1921), в который вошла повесть «Искушение в пустыне» - антиутопия о «коммунистической колонии» на уединенном острове в океане. Автор пародировал идею создания коммунистического общества. На остров доставляются из лондонской тюрьмы коммунисты разных стран и национальностей, им предоставляется полная свобода деятельности, ее финансирует международная комиссия по борьбе с коммунизмом. За этим следуют дискуссии, раскол, саботаж, преследование «врагов коммуны», расстрелы «за контрреволюционный образ мышления» и т.п.

В результате - полный развал хозяйства. «Общее дело не сложилось», «духа коммунизма не оказалось». Спасительной стала идея перехода к более совершенной и справедливой форме экономической жизни - на основе частной собственности. В годы эмиграции продолжалось издание собрания сочинения Н., начатое в Москве, в 1926-35 отдельные тома издавались в Париже, Новом Саде, Риге, Тяньцзине (всего 41 том). Среди них «Фатум. Беженский роман» - о судьбе высокообразованного интеллигента, гвардейского офицера и талантливого художника, отец которого был расстрелян, а имение разграблено. В эмиграции он бедствует, служит лакеем на морских судах и находит благополучие и счастье в Америке. «Прорва, Беженский роман» вышел в 1928 в Риге, «Молодежь» - о молодом поколении эмигрантов в Бельгии, студентах университета, их невзгодах и драмах жизни - в Париже, «Недостроенный храм» - в Тяньцзине (1935).

Н. Писал и исторические романы. «Во дни Пушкина» в 3-х томах (1930-32). «Кремль. Хроника XVI в.» (Новый Сад, 1932). «Распутин» в 3-х томах (Лейпциг, 1923. Пер. На нем., болт., чеш., англ. Яз. «Иудей» (Рига, IQ33) и «Евангелие от Фомы» (1933) - о времени зарождения христианства, «Глаголют стяги» и «Бес, творящий мечту» - о древней Руси. Романы «Поцелуй королевы» и «Древние письмена» написаны в приключенческом жанре. Рассказы Н. Печатались в журналах «Юный друг», «Рассвет», «Русский голос» и др..

Значения в других словарях
Наемники

— войска, состоящие из профессиональных воинов, нанимавшихся государствами, городами, отдельными феодалами. Существовали с древности, в XV—XVIII вв. Являлись основой вооруженных сил в Западной Европе. В ряде современных государств возрождена система комплектования вооруженных сил по найму. См. Также Ландскнехты.. ..

Наемничий Год

(Ис 16.14. 21.16)-строго отсчитанный год, как по договору с наемником.. ..

Назарет

(Мф 2.23а. 4.13. 21.11. Мк 1.9. Лк 1.26. 2.4,51. Ин 1.45,46. Деян 10.38)-небольшой городок (ныне Эль-Назира), расположенный на склоне живописного холма на запад от горы Фавор. В этом городе был дом Иосифа из колена Иудина, мужа Марии, матери Иисуса, в котором Господь провел 30 лет Своей земной жизни до выхода на служение. Некоторые связывают название этого города с еврейским словом «незер»-отрасль, отпрыск или посвящение (Ис 4.2. 11.1. 53.1), которое означает также диадиму на кидаре первосвященн..

Назарий

Назарий - олонецкий св. Чудотворец (умер в 1492 году), основатель, вместе с Елеазаром, Предтечева монастыря в Олонецком уезде. Память 4 июня.. ..

Дополнительный поиск Наживин Иван Федорович Наживин Иван Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Наживин Иван Федорович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Наживин Иван Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 22 символа