Обухов Николай Борисович

90

(10.4.1892, с. Ольшанка, Старосельского у. Курской губ. 1954, Париж) - композитор. Его отец - потомственный дворянин, штабс-капитан Борис Трофимович О., мать - Екатерина Александровна. Семья Обуховых на протяжении нескольких поколений отличалась редкой музыкальностью. Прекрасный голос был у бабушки Николая со стороны отца - Елизаветы Обуховой (урожд. Баратынской). Братья отца - Александр и Андрей (отец Надежды Обуховой) - обладали красивыми голосами, пели, а Сергей, учившийся вокалу в Италии и выступавший там в опере, после 1906 был управляющим императорских театров в Москве. Детские и юношеские годы Николая прошли в Москве, домашнее образование он получил в семье. Много внимания уделялось музыкальному обучению. С шести лет О.

Играл на скрипке и фортепиано, с десяти - посещал оперу, дома часто устраивались концерты и музыкальные представления. В 19-летнем возрасте О. Сдал экстерном экзамены в гимназии, с 1911 учился в консерватории у А.Ильинского, затем Н.Страхова. Осенью 1913 поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у Н.Черепнина и М.Штейнберга в классе теории и композиции вплоть до лета 1916. Ранние фортепианные пьесы и романсы этого периода, среди которых - «Я буду ждать тебя» (1913) и «Ничего не жди» (1918) - еще далеки от его подлинного стиля. Точкой отсчета для О. Стал гармонический язык позднего А.Скрябина. Около 1914 О. Сформулировал для себя понятие «абсолютная гармония» - «гармония 12 тонов без удвоений», которая соизмерима с открытиями Шёнберга, Кляйна, Хауэра, Голышева, но была открыта совершенно самостоятельно.

«Я запрещаю себе всякое удвоение, - писал О., - моя гармония базируется на 12 звуках, и ни один из них не должен удваиваться. Повторение порождает впечатление света без силы. От этого гармония погибает, теряет свою чистоту». В 1915 О. Изобрел новый способ нотации, который являлся прямым следствием его 12-тоновой гармонии. Композитор чувствовал, что каждый звук 12-тоновой шкалы должен иметь самостоятельное название и независимое положение на нотном стане. Впоследствии нотация О. Получила некоторое распространение. Ею пользовались французский композитор А.Онеггер, отдельные чешские композиторы. Разумеется, все сочинения самого О. С момента создания этой нотации были записаны модернизированным образом. Впервые он последовательно воплотил свою новую систему нотации в трех поэмах.

«Агнец и наше раскаяние» (1918), «Пастырь и наше утешение» (1919) и «Да будет один Пастырь и одно стадо» (1921) на слова К.Бальмонта. Третья поэма примечательна тем, что в ней, наряду с голосами, использованы новые, изобретенные в 1917 самим композитором электроакустические инструменты под названиями «Кристалл» и «Эфир», - ставшие предшественниками знаменитого в будущем «Croix sonore» («звучащий крест»), инструмента звуковых радиоэлектрических волн. О. Был глубоко религиозным художником, большинство исследователей считают его мистическим музыкантом. Им были усвоены и приняты основные идеи новой русской религиозной философии, его непосредственным духовным источником является учение Вл.Соловьева. Отсюда следует его отношение к идее сочинения.

Все наследие композитора отличается необыкновенной цельностью. Его сочинения, не исключая тех, что имеют самостоятельный статус, как бы устремлены к единому центру.О. Можно назвать композитором одного сочинения. Это «Книга жизни» - оратория, мыслимая композитором как мистерия, гигантское сочинение для большого оркестра, хора, солистов, так и оставшееся незаконченным. Предварительную работу по подбору источников и текста композитор начал в мае 1917 и работал над ним до конца своей жизни. В 19180. Вместе с семьей (в 1913 он женился на графине Ксении Комаровской. Имел двух сыновей) покинул Россию. Путь пролегал через Константинополь, его странствия окончились в Париже. Приехав во Францию, 27-летний композитор показал свои сочинения М.Равелю и высказал желание учиться у него оркестровке.

Равель был поражен услышанным и, помимо уроков и советов по оркестровке, не раз повторял свою высокую оценку, ходатайствуя за О. Перед издателями и другими заинтересованными людьми, готовыми оказать молодому композитору поддержку. О жизни О. Во Франции мало что известно. Единственным источником являются редкие свидетельства о его концертных выступлениях. Первый показ фрагментов «Книги жизни» состоялся весной 1925. На частном прослушивании, прошедшем в салоне м-м Рене Дюбо при содействии журнала «La Revue Musicale», присутствовало множество музыкантов и критиков, русских и французских. Автор представил фрагменты для голоса и фортепиано, сам исполнял фортепианную партию и делал необходимые комментарии. Первое публичное исполнение, организованное теософским обществом, состоялось 15.6.1925.

Важнейшим событием было исполнение 3,6.1926 «Вступления к Книге жизни», выглядевшего как симфоническая поэма, длящаяся около получаса, для четырех голосов и большого симфонического оркестра под управлением С.Кусевицкого в «GrandОрбга». Отдельную страницу в биографии музыканта занимают концерты 1934, примечательные тем, что тогда О. Продемонстрировал свой инструмент «Croix sonore», отчасти близкий «Терменвоксу», отчасти - «Londes Martenot» («волны Мартеноо»), О. Считал, что с обретением «Croix sonore» он нашел свой настоящий инструмент, исполненный мистическим смыслом. Сочинения для «Croix sonore» - «Всемогущий благославляет мир», «Вечная жизнь», «Коронация» и др. - были с большим успехом исполнены в феврале 1934 в Брюссельской консерватории, 15.5.34 - в зале Гаво.

В концертах принимали участие певицы Сюзан Бальгерье, Луис Мата и пианистка Мари Антуанет Осенак де Брогли, блестяще овладевшая игрой на «Croix sonore» и ставшая убежденной последовательницей и сотрудницей О. После его смерти в 1954 ею на кладбище Сен Клод была установлена стелла в виде «Croix sonore», позже она выступила организатором международного композиторского конкурса имени композитора. К числу важнейших событий биографии О. Относятся исполнения сочинений «Всевышний благославляет мир» у гробницы со святыми мощами «Дуамон» в ночь на 14.7.1936 и «Всемирный гимн», прозвучавший на международной выставке в Париже в 1937. Потом была война, вынужденный перерыв в творчестве. В конце 1949 О. Постиг роковой удар судьбы - он лишился своего главного сочинения.

Это произошло при трагических, до конца не выясненных обстоятельствах. Позднее ночное возвращение, нападение, избиение с похищением портфеля, где была рукопись. Композитор попал в больницу. Пережив, видимо, тяжелое потрясение, О. С тех пор (а ему суждено было прожить еще 5 лет) больше ничего не сочинял. Сейчас трудно судить о том, каким было реальное положение О. В музыкальной культуре XX в., какой резонанс вызывали во Франции его идеи, имевшие точный временной и географический адрес - Россия начала XX столетия. В октябре 19 34 в Италии при содействии Института Рима был снят фильм о «Croix sonore». В феврале 1935 состоялась научная конференция под названием «От Бетховена к Обухову». В 1947 издатель Дюран вновь выпустил обухов ский «Трактат о тональной, атональной и тотальной гармонии».

В 1970-е была предпринята попытка реконструкции партитуры «Книги жизни», отдельные ее части были записаны на пластинку. Но о многом ли говорят эти факты, и был ли О. Действительно понят. Значительная часть его идей, восходящих к русскому космизму начала века, осталась нереализованной, религиозный мистицизм - непонятым, а главное сочинение - утерянным. Одна из статей Б.Шлёцеро, написанная еще в середине 1920-х, содержит печальное предсказание судьбы наследия О. «Не без чувства опасения приступаю я к очерку творчества Обухова, Его мысли, чувства и желания далеки от наших привычек, от наших эстетических, моральных и религиозных идей. Они не укладываются в рамках современной психологии, непонятны миру искусства наших дней, их не принимают во Франции, Англии, так же как и в России.

Поэтому так трудно найти слова, которые могли бы донести до ума читателя это своеобразие так, чтобы он почувствовал за такой странной и необычной формой яркую красоту и глубокий смысл»..

Значения в других словарях
Обувь

Об обуви у евреев см. Статью Одежда». Скажем несколько слов о некоторых относящихся сюда оборотах речи. Выражение «обувь на ногах» означает быть готовым в путь, ибо так израильтяне должны были есть пасхального агнца (Исх. 12:11). Павел побуждает христиан быть обутыми «в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:15). У Map. 6:9 мы читаем, что Христос повелел Своим ученикам обуваться в простую обувь, а у Мат. 10:10 и Лук. 10:4, Он воспрещает им брать с собой обувь, что объясняется, как запрещение име..

Обух

- болт с загнутым верхним концом в виде кольца. Крепится к бортам, палубе и некоторым частям рангоута. Служит для закладывания гаков, талей, винтовых талрепов.. ..

Обухов Павел Матвеевич

Обухов, Павел Матвеевич - горный инженер (1820 - 1869). Управлял Юговским заводом, он начал проводить опыты над выделкой литой стали. Убедившись, что при сплавлении одной цементной или сырцовой стали получалась литая сталь различной твердости, Обухов решил прибавлять к сплаву магнитный железняк. Производя дальнейшие опыты на оружейной фабрике в Златоусте, Обухов начал изготовлять сталь, не уступавшую по качеству стали Крупповского завода. Получив на свое изобретение десятилетнюю привилегию, Обух..

Обухова Надежда Андреевна

(22.02/6.03.1886 - 15.08.1961), певица (меццо-сопрано), выдающаяся представительница русской вокальной школы. Окончила Московскую консерваторию. В 1916-43 - солистка Большого театра. Голос ее отличался широтой диапазона, певучестью, гибкостью, редкой красотой тембра, легкостью и насыщенностью звучания. Среди лучших оперных партий Любаша ("Царская невеста"), Ганна ("Майская ночь"), Любава ("Садко"), Весна ("Снегурочка"), Марина ("Борис Годунов"), Ангел ("Демон"). Как камерная певица Обухова испол..

Дополнительный поиск Обухов Николай Борисович Обухов Николай Борисович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обухов Николай Борисович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обухов Николай Борисович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 24 символа