Общество И Культура Закавказья И Сопредельных Стран В Iv—i Вв. До Н.э.

80

К сожалению, об обществе Армении, Колхиды, Иверии, Алвании и Атропатены IV—II вв. До н.э. Мы не знаем ничего достоверного. Сообщения Страбона (I в. До н.э.— I в. Н.э.), Плутарха (I —II вв. Н.э.), Аппиана (II в. Н.э.) и Диона Кассия (II — III вв. Н. Э.) очень кратки, и, поскольку источник их неясен, неизвестно, к какому времени относятся их сведения — наиболее вероятно, что главным образом к I в. До н. Э., хотя возможно, что они пользовались в какой-то мере и более ранними авторами. Что касается Армении и Атропатены, то, как можно думать, их общество в IV—II вв. До н.э. Мало отличалось по своему состоянию от того, в котором оно находилось при Ахеменидах. Реформы Арташеса I в Армении, вероятно, сводились к попытке приблизить социально-экономический строй к тому, который установился в эллинистических государствах, а та государственность, которую насаждал Тигран II, как и армянское общество его времени, вероятно, уже мало отличалось по своей структуре от позднеселевкидской.

Во всяком случае, нельзя считать, что Армения совершенно сызнова должна была создавать цивилизянито после гибели Урар ту и что только ко II — I вв. До н.э. В ней вновь начинает преобладать рабовладельческий господствующий класс. Хотя на нагорье уже начал складываться новый, армянский народ, но армянское общество было прямым продолжением хуррито-урартского, и даже термины для понятий «раб» и «рабыня» продолжали применяться хуррито-урартские. Отличие заключалось в постепенном — впрочем, очень медленном — создании самоуправляющихся торгово-ремесленных городов типа эллинистических полисов, а с другой стороны — обширных царских и частных рабовладельческих владений (дастакертов и агараков)(Разница между дастакертами и агараками пока остается спорной.).

Существовали и сельские общины (гевлы), однако неясно, принадлежали ли земледельцы-общинники к частному сектору (на что может указывать сохранение у них большесемейнътх коллективов), или они являлись царскими людьми. По сравнению с ахеменидским временем значительно усилились международная торговля и товарно-денежные отношения внутри страны. Если в начале II в. До н.э. Монету чеканила одна лишь Софена, то в I в. До н.э. Денежное обращение в Армении было распространено не меньше, чем в других частях эллинистического мира. В отношении обществ Иверии и Алвании нам приходится довольствоваться довольно неясными известиями, прежде всего Стрябона. Об Иверитт он говорит. «Равнину населяют те из иверов, которые более занимаются земледелием и склонны к мирной жизни, снаряжаясь по-армянски и по-мидийски, а горную часть занимает воинственное большинство, в образе жизни сходное со скифами и сарматами, с которыми находятся в соседстве и родстве(Действительно, надписи из Мцхеты доказывают распространенность скифо-сарматских имен в Иверии.), впрочем, они занимаются и земледелием.

Жители страны делятся на четыре разряда. Один из них — тот, из которого ставят (сакральных. — Ред.) царей по признаку родства и его первенству в старшинстве. Следующий же (по старшинству и родовитости?) творит суд и предводительствует войском. Второй разряд составляют жрецы, которые также ведают спорные дела между соседями. К третьему разряду относятся воины и земледельцы, к четвертому — лаой, являющиеся царскими рабами». Таким образом, категория царских людей (лаой) в отличие от Селевкидского государства не поглотила здесь свободных общинников, составлявших массу носивших оружие полноправных земледельцев вне государственного сектора экономики. Говоря об иверах, Страбон прибавляет, что имущество у них — общее по родственным объединениям.

«возглавляет каждое и заведует имуществом старейший». Это порядок, хорошо знакомый нам по шумерскому или хурритскому обществу ранней древности Передней Азии. Частные рабы, видимо, большой роли не играли. В Иверии хотя и медленно, но также развивалась городская жизнь, по-видимому частично за счет переселенцев с юга. Так, есть основание предполагать, что в Мцхете появились группы евреев еще в середине II в. До н.э., а затем — после разрушения Иерусалима Титом в 70 г. Н.э. По преданию, здесь помимо коренного имелось также арамейское, греческое и другое население. Сходным во многом представляется и общество Алвании. И здесь важную роль наряду с военной знатью играло жречество и храмы, имевшие, вероятно, своих храмовых зависимых людей, сходных с лаой.

Однако значительного государственного сектора здесь, очевидно, не было, как не было и значительных городов, кроме резиденции царей — Кабалаки. Денежное обращение здесь развивается позже, чем в Армении и Атропатене. Со II в. До н.э. Отмечены клады селевкидских монет, видимо являвшихся здесь средством накопления сокровищ (античные авторы упоминают о меновой торговле в Алвании). С конца II в. До н.э. Встречаются парфянские, а позже и римские монеты. Отставанию Алвании способствовала ее племенная раздробленность. Население говорило на десятках наречий, взаимно мало или вовсе непонятных, хотя возможно, что в части страны один из местных языков был лингва франка. В Атропатене, Армении и Иверии в рассматриваемые периоды выработались общенародные языки-койнэ.

Среднемидийский, армянский и картвельский. В Западной Грузии и в Алвании койнэ не было. Ни в одном из государств не было своей письменности. Пользовались либо греческой (особенно в городах), либо арамейской (по-видимому, гетерографической, т.е. Обслуживавшей не собственно арамейский, а мидийский или парфянский язык). В Атропатене, как и в Парфии, были распространены иранские культы, традиционно связывавшиеся с именем Заратуштры (Зороастра), хотя фактически, вероятно, имевшие мало общего с его учением, как оно изложено в Старшей Авесте («Гатах» и т. Д.). Зороастрийские и мнимозороастрийские учения были занесены при Ахеменидах также в Армению и Малую Азию, но, чем далее на запад, тем более оии сочетались с местными культами или преображались под их влиянием.

Так, в Армении наряду с зороастрийским Арамаздом и иранскими Анаит (Анахитой) и Вахагном (Веретрагной) почитался бог Торк, по-видимому лувийский, и ряд, вероятно, протоармянских божеств. Все они отождествлялись, особенно при Тигране II, и с греческими богами. Обо всех этих культах мы знаем лишь по христианским средневековым малодостоверным известиям, где предки-эпонимы смешаны с богами, эпитеты божеств — с самими божествами, боги зороастрийские — с местными. Во всяком случае, еще до воцарения в Армении Аршакидов зороастризм в одной из его разновидностей прочно вошел в быт армянского народа. Об этом свидетельствуют средневековые предания и зороастрийский или, во всяком случае, иранский характер дохристианских армянских имен собственных.

В восточной части Малой Азии и отчасти в Армении более всего, пожалуй, почитался световой бог Митра, называвшийся именем иранского бога, но в формах, совершенно отличных от распространенных в Иране и восходящих к каким-то местным культам (в Армении, по-видимому, Митрой назывался урартский бог Халди). Местный древнейший бог-громовержец, почитавшийся хурритами под именем Тешуба, урартами под именем Тешубы, хетто-лувийцами — под именем Тархуса или Тархунта, стал протоармянским Торком и, видимо, был отождествлен, с одной стороны, с греческим Зевсом (в Коммагене), с другой — с иранским Вахагном (Веретрагной). В целом можно считать, что для Атропатены была характерна разновидность зороастризма, а для Армении, Малой Азии и Понта — типичный вообще для эллинистического периода синкретизм, но с преобладанием зороастрийских или по крайней мере признанных позднейшим зороастризмом иранских божеств.

Что касается Иверии и Алвании, то здесь существовали собственные древние культы общинных богов. Так, в столице Картли почитался бог Луны Армази, которого одни исследователи с большой вероятностью отождествляют с зороастрийским Ахура-Маздой, а другие приписывают ему хеттское происхождение. Там же почитались божества Гаци, Га и т.п. Влияние зороастризма было в какой-то мере безусловно ощутимо в Иверии, но характер имен иверийских царей по большей части скорее скифский, чем зороастрийский. В Алванию влияние зороастризма проникло поздно. По Страбону, здесь почитали «Солнце, Зевса и Луну, в особенности же Луну». Он описывает алванский храм божества Луны, находившийся недалеко от границ Иверии, возможно в нынешней Кахетии, и обряд происходивших здесь человеческих жертвоприношений.

Есть предположение, что они приносились и в Иверии, да и ахеменидскому Ирану они не совсем были чужды. Во всех перечисленных странах должность главного жреца была второй в государстве после должности царя. В каждой из них (и в этом — отличие от более древнего царства Урарту) существовали огромные храмовые хозяйства и даже целые области, населенные храмовыми людьми. Такова, например, была, по-видимому, область Анахтакан, принадлежавшая храму богини Анаит в Армении. В Алвании храмам отведена была земля (хора), по словам Страбона, «обширная и хорошо населенная» храмовыми рабами (иеродулами), по крайней мере часть которых имела и культовые обязанности. Из них же избирались человеческие жертвы. В отличие от других эллинистических государств в государствах северного горного пояса Ближнего Востока сохранялось значение также и свободных земледельцев, принадлежавших к общинно-частному сектору, хотя они могли не быть гражданами самоуправляющихся городов.

Между тем состояние производительных сил достигло в большинстве случаев примерно того же уровня, что и в более развитых странах Ближнего Востока. Древняя формация подошла на этих территориях к поре своего упадка и гибели при все еще не полностью исчезнувших архаических формах социальных отношений. Таким архаизмом, в частности, было существование (вне храмовых и городских общин) свободного общинного крестьянства..

Значения в других словарях
Общество (социум)

- группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности. Строится на основе договора и одинаковой направленности интересов. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.. ..

Общество Бывших Политкаторжан И Ссыльнопоселенцев

1921-1935, Москва. Свыше 50 филиалов (1928). Печатные органы - журнал "Каторга и ссылка", "Бюллетень" (1930-33). В июне 1935 ликвидировано по постановлению ЦИК СССР. Многие члены позднее репрессированы.. ..

Общество И Экономика Вавилонии Vi В. До Н.э.

Общество Вавилонии VI в. До н.э. Состояло из полноправных граждан городов, лиц не порабощенных, но лишенных гражданских прав, различных групп зависимого населения и, наконец, рабов. Полноправные граждане являлись членами народного собрания городской храмовой округи, которое имело судебную власть в решении семейных и имущественных дел. К числу полноправных граждан относилась как знать (высшие государственные и храмовые чиновники, представители крупных деловых домов и т. Д.), так и основная часть ..

Общество Историков-марксистов

Создано в 1925 при Комакадемии для развития марксистской исторической науки. Издавало журналы "Историк-марксист" и "Борьба классов". В 1930 преобразовано во Всесоюзное научное общество воспитания кадров. В 1936 прекратило существование.. ..

Дополнительный поиск Общество И Культура Закавказья И Сопредельных Стран В Iv—i Вв. До Н.э. Общество И Культура Закавказья И Сопредельных Стран В Iv—i Вв. До Н.э.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Общество И Культура Закавказья И Сопредельных Стран В Iv—i Вв. До Н.э." в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Общество И Культура Закавказья И Сопредельных Стран В Iv—i Вв. До Н.э., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 70 символа