Позднесасанидская Держава

52

В V в. В Иране завершается установление раннефеодальных социально-экономических отношений и возрастает политическое могущество земельных магнатов. Следует лишь вкратце упомянуть об историческом эпизоде маздакитского движения и о последнем возвышении централизованной сасанидской монархии. После поражения шаханшаха Пероза в борьбе с эфталитами (484 г.) его сын Кавад остался у них заложником. Когда же преемник Пероза был ослеплен и низложен знатью, заговорщики возвели на престол Кавада, прибывшего с эфталитскими отрядами. Умный и тонкий политик, Кавад ясно сознавал опасность оказаться марионеткой в руках сильных вельмож. Чтобы ослабить их, он, с одной стороны, организовывал придворные интриги, а с другой — пожелал воспользоваться демагогическими лозунгами жреца одного из зороастрийских храмов, Маздака, который в то время начал проповедовать свое учение.

В нем было сравнительно мало нового. Религия, к исповеданию которой призывал Маздак, была, разумеется, зороастризмом, но с добавлением некоторых идей из проповедей Мани и неортодоксальных школ зороастризма. В отличие от манихейства, однако, Маздак призывал к активным действиям верующих для окончательной победы «царства света» (порождением «царства света» признавалась, в частности, и «сильная и разумная» царская власть). Подлинное царство «силы и разума», по этому учению, должно быть построено на всеобщем равенстве и уравнительном распределении жизненных благ и должно наступить в ближайшее время. По-видимому, самого Маздака прежде всего интересовали вопросы веры, участия зороастрийских жрецов в политической и экономической жизни страны, влияния верховного жреца на шаханшаха, характера центральной власти.

Но новое религиозное учение в условиях феодализации общества, крупных неудач во внешней политике, голода, неурожая стало идеологическим знаменем открытого восстания крестьян и городской бедноты. Сделав Маздака своим ближайшим советником и пожаловав ему титул верховного жреца, Кавад хотел воспользоваться его авторитетом и абстрактными призывами к общему благу и равенству, чтобы нейтрализовать оппозицию при дворе и среди духовенства. Для него это было временной политической акцией, направленной на ослабление позиции крупных вельмож, превратившихся к тому времени почти в независимых правителей в своих землях, и получение широкой опоры у азатов и служилой знати. Но вскоре движение уже нельзя было втиснуть в рамки контролируемого процесса.

Лозунг об уравнении собственности у богатых и бедных, возможно, был лишь «революционной интерпретацией» в низах зороастрийских формул о духовном равенстве, но он пользовался большой популярностью, и сторонники Маздака получили на время безраздельную власть в стране. Размах движения потребовал консолидации сил знати. В 496 г. Царский совет сместил Кавада с престола и заточил его в тюрьму. На престол Ирана был возведен брат Кавада. Однако, бежав из тюрьмы, Кавад опять получил помощь у государя эфталитов, на дочери которого он был женат, и в 499 г. При поддержке эфталитских отрядов снова занял престол Ирана. Но в новых обстоятельствах он не мог уже поддерживать маздакитов. Широкие реформы налогообложения, объявленные Кавадом (их провел в жизнь его сын Хосров I), откололи от крайних маздакитов мелких землевладельцев.

За прошедшее десятилетие мелкопоместная аристократия заняла ключевые позиции и в армии, и в администрации и могла стать сильной опорой центрального правительства. Кавад отходит от маздакитов. В 528 г. После диспута между зороастрийскими жрецами и Маздаком последний был признан «отступником от праведной веры», схвачен и казнен. Его последователей ждала жестокая кара(Роль Маздака как политического главы широкого народного движения должна быть отделена от его роли реформатора зороастризма. Поздние источники, несомненно, сильно искажают учение Маздака. Это, вероятно, касаетея и «общности женщин» — одного из наиболее распространенных обвинений против маздакитов Возможно, какие-то попытки изменить сложное сасанидское брачно-семейное право были истолкованы как «проповедь разнузданности» Сам Маздак считал, что восстанавливает первоначальное учение Заратуштры.).

С подавлением движения маздакитов процесс феодализации Ирана можно считать законченным. Закреплению нового социально-экономического порядка, прежде всего в интересах мелкой феодальной заати, служила сильная централизованная царская власть, установившаяся при последних Сасанидах и направленная на подавление сепаратизма крупных феодалов. Как на всем Ближнем Востоке, в Иране средневековье наступило в результате внутренних процессов..

Значения в других словарях
Позднев Петр Алексеевич

Позднев (Петр Алексеевич, родился в 1853 г.) - духовный писатель, ректор пензенской духовной семинарии. Учился в Казанской духовной академии. Главные труды Позднева. "Дервиши в мусульманском мире". (Оренбург, 1886. Магистерская диссертация), "Краткая историческая записка об оренбургской епархии". (Оренбург, 1884) и ряд статей и заметок о публичных религиозно-нравственных беседах, веденных в оренбургских церквах в 1883 г., а также мусульманстве ("Оренбургский Листок". З..

Позднеев Алексей Матвеевич

Позднеев (Алексей Матвеевич) - ориенталист. Родился в 1851 г. Образование получил в орловской духовной семинарии и в Санкт-Петербургском университете, на факультете восточных языков. Участвовал в снаряженной Императорским Русским географическим обществом (в 1876 г.) экспедиции в Монголию. В 1881 г. Защитил диссертацию ("Образцы народной поэзии монгольских племен") на степень магистра монгольской словесности и был утвержден штатным доцентом по кафедре монгольской словесности. В 1883 г. ..

Поздний Египет

Египетское общество XI—VIII вв. До н.э. Во многом еще служило продолжением Нового царства по своей экономической и социальной структуре. Но в VII—VI вв. Намечаются изменения во всех сферах египетской жизни. Египет, наконец, вступает в железный век. До нас дошли орудия труда (резцы, пилы, сверла), изготовленные из железа(Характерно, что излюбленным материалом ваятелей того времени становятся твердые породы камня, с трудом поддающиеся обработке бронзовыми орудиями труда. Полагают, что изобилие лит..

Поздняковская Культура

- культура Средней России (Верхнее Поволжье), поздняя бронза. Сер. II тыс. До н.э. - VII в. До н.. ..

Дополнительный поиск Позднесасанидская Держава Позднесасанидская Держава

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Позднесасанидская Держава" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Позднесасанидская Держава, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 25 символа