Покорение Дона

63

- в первой половине XVI в. На Дону образовалось самостоятельное речное государство, Эта христианская казачья республика на недавних землях павшей Золотой Орды основана Азовскими и Белгородскими Казаками, а потом она массово пополнялась их единоплеменниками Казаками с окраин Московии и В. Княжества Литовского, возвращающимися из полуторавековой невольной эмиграции. К концу XVI в. Она уже выросла в мощное военное и полностью суверенное политическое общество, готовое померяться силами с турецким султаном и державшее в страхе его степных вассалов. С христианской же Москвою Донские Казаки установили отношения взаимной поддержки. Такое положение удовлетворяло население Донской Земля, Московским же царям было не по душе.

Им приходилось с ним мириться, но в их глазах Донские Казаки оставались только "своевольными людьми", не пожелавшими остаться под высокой рукой христианского государя. Сто лет до своего исхода на Дон казачьи станицы, выполняли пограничную сторожевую службу. Они стали в Московии значительным фактором не только военным или экономическим, но и социальным. Теперь массовый уход Казаков нарушал привычный строй в стране, но задержать их силою не всегда было возможно. Они возвращались домой на свою историческую землю и становились там желанными членами возрождающегося народа. Поэтому то и установилось, как закон, правило "с Дону выдачи нет!" Ряд причин заставлял московское правительство считаться даже с таким неприятным обстоятельством.

Приходилось поневоле примириться с существованием этих самостоятельных союзников - "федератов", признать их права и обычаи, льстить их самолюбию, называя Великим Войском, принимать их послов с честию наравне с другими иностранцами и даже высылать им более или менее регулярно дары - "жалование". А за такие блага военная республика препятствовала Татарам нападать на южные окраины Московии. Договорные союзные отношения нарушил царь Борис Годунов, а по его почину и сами Казаки. Они приняли деятельное участие в его низложении, поддерживали двух самозванных царевичей и, наконец, оказали существенное давление на Земский Собор при вы­борах царя Михаила Федоровича. По существу все это было участием в интервенции, вооруженное вмешательство в дела соседнего государства, ослабленного Междуцарствием и Смутой, служение собственным казачьим интересам.

Царь Михаил Федорович продолжал ту же политику лояльности по отношению к донской республике, но однажды сделал неудачную попытку принудить ее к покорности при помощи духовно-религиозных влияний Русской Церкви. На Дон пошли упреки патриарха Филарета, его угрозы отлучить Казаков от Церкви за непослушание. В ответ на это, через два-три десятилетия, на Дону возникло стремление освободиться от духовного давления Москвы, путем обособления в старообрядчество, религиозные формы упраздненные патриархом Никоном. Большинство Казаков не приняло его церковные реформы. Протест против них частично проя­вился в движении Разина. "Раскольниками" на Дону стали не только рядовые массы, но и Войсковые атаманы, как выборные, Самуил Лаврентьев и Илья Зерщиков, так и назначенный Даниил Ефремов При этом "Распространение раскола среди представителей казачьей верхушки отражало ее стремление к сохранению старых церковных и политических порядков на Дону" (А.

П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII в. Ростов н/Д. 1961). Из тех же источников пошло и восстание Разина. Но так же как участие Казаков в Смуте, последнее было вмешательством во внутренние дела Московии, а потому носило оттенки социальные и не нашло поддержки во влиятельных общественных кругах Великого Войска Донского. Во всяком случае. Дон был ослаблен разногласиями, позволил сторонникам Москвы схватить и выдать Разина, не считаясь с древним обыкновением убежища, а в 1671 г., скрепя сердце, при­нужден был подчиниться требованиям царя и сложил ему присягу. После этого Донская Земля еще сохраняла значительные автономные права, но уже не могла вести суверенную внешнюю политику и непосредственно сноситься с Поляками, Немцами и Турками.

Однако это ограничение часто нарушалось атаманами. Так, самостоятельные дипломатические сношения с Азовом и Крымом возобновлялись неоднократно до 1715 г. К началу восемнадцатого века казачье Подонье было окружено московской оборонительной линией от Астрахани до Бахмута. За­нимая Азов и построив Таганрог, Россия замкнула полное окружение. Мало считавшийся со средствами и деятельный, император Петр I постановил закончить П. Д. В 1708 г., он преодолел отчаянное сопротивление Казаков под атаманом Булавиным, принудил их сложить оружие, зверски расправился с участниками восстания, отменял право выбирать атаманов и решать дела всенародным собранием Кругов и в 1721 г. Передал управление казачьими делами из Посольского Приказа в Военную Коллегию.

Окроенные со всех сторон и потерявшие миллион гектаров, земли Казачьего Присуда вошли в расширившиеся границы Российской империи. Дон был завоеван, но полностью не покорился. Было еще участие в восстании Е. И Пу гачева (1773-74), была попытка вооруженного восстания в гг. 1792-94:, было пассивное сопротивление атаманов С. Ефремова, А. К. Денисова, А. В. Иловайского, было громкое дело Грузиновых и т. Д. Не помогло дружное наступление на казачью душу всех военных, гражданских и научных кругов России. Им всем сообща удалось внести в казачьи понятия много ложных представлений, но искоренить у Казаков память об особенных исторических правах, искоренить сознание обособленности, не удалось. Поэтому после революции 1917 г. Возродились Круги, провозглашена независимость, которая два года оборонялась в кровавой борьбе от новой русской власти Советов.

В 1920 г. Дон был снова завоеван, но в какой мере покорен, пока неизвестно..

Значения в других словарях
Покон Вирный

— обычай вирный — постановление о сборе штрафа (виры), отчислениях сборщиками при Ярославе Мудром и позднейших князьях. Включен в Русскую правду.. ..

Покон Вирный (обычай Вирный)

Постановление о сборе штрафа (виры), отчислениях сборщикам при Ярославе Мудром и позднейших князьях. Включен в Русскую правду.. ..

Покорский Георгий Михайлович

Покорский (Георгий Михайлович, 1740 - 1800) - писатель, священник. Учился в костромской семинарии. Будучи членом Российской Академии (с 1787), занимался выбором слов из сочинений Григория Назианзина, собиранием и объяснением слов на букву "Д". И определением правописания. Написал. "О церкви и таинствах". (М., 1780), с целью увещания старообрядцев.. ..

Покров

— П. Пресвятой Богородицы, христианский праздник. Отмечается 1(14) октября.. ..

Дополнительный поиск Покорение Дона Покорение Дона

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Покорение Дона" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Покорение Дона, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа