Рассиды

99

Династия зайдитских имамов Йемена. Зайдизм, представляющий из себя одно из умеренных шиитских течений, зародился в первой половине VIII в. В Куфе. Его основоположником считается внук третьего шиитского имама ал-Хусайна, Зайд ибн Али. В 739 г. Он поднял вооруженное восстание против омейядского халифа Хишама, но потерпел поражение. Восстание было подавлено, а Зайд ибн Али убит. Его последователи основали особую шиитскую секту, отличавшуюся некоторыми особенностями вероучения. Зайдиты, в частности, учили, что пророк Мухаммад назначил халифа Али ибн Абу Талиба имамом мусульманской общины скорее из-за его личных достоинств, чем в силу божественного предписания. Они считали также, что пятым шиитским имамом с большим правом должен был стать не Мухаммад ал-Бакир, а его брат Зайд, принявший, как уже говорилось, мученическую смерть в борьбе за веру.

Потомкам и приверженцам Зайда позднее удалось привлечь на свою сторону жителей юго-западного побережья Каспийского моря и создать в 864 г. В Табаристане, Дейлеме и Гиляне зайдитское государство, просуществовавшее около трех столетий. Другим важным центром зайдизма в первой половине VIII в. Был Хиджаз. Родоначальником династии здешних имамов считается Турджуман ад-дин ал-Касим ар-Расси - потомок Али ибн Абу Талиба в седьмом колене. Но подлинным основателем зайдитского движения на юге Аравийского полуострова стал его внук - великий имам Йахйа ал-Хади I. Он родился в 859 г. В Медине, а уже в 893 г. Зайдиты Хиджаза избрали его своим главой. Известно, что в это время жив был еще его отец и старшие братья. Доверие, оказанное Йахйе, стало данью уважения к его высоким личным достоинствам и замечательным организаторским способностям.

Кади Хусайн писал о нем. "Йахйа ибн Хусайн отличался простотой, был известен своим красноречием. Рано познав науки, будущий имам зайдитов привлекал многочисленных сторонников своим умом и физической силой, готовностью принести себя в жертву ради торжества идей зайдизма". Став имамом, Йахйа ал-Хади сразу развернул бурную деятельность. Его целью стало создание независимого зайдитского государства, по примеру того, которое уже существовало в это время в Дейлеме. Поскольку в Хиджазе сделать это было невозможно, имам обратил свое внимание на лежащий южнее Йемен - горную, труднодоступную страну, социальная обстановка в которой во многом напоминала ту, что существовала на берегах Каспийского моря. Уже в 893 г. Йахйа совершил первый поход на юг, окончившийся провалом.

(На пути в Сану в местности аш-Шафра он потерпел поражение и должен был вернуться в Хиджаз.) Неудача не обескуражила его. В марте 897 г. Йахйа вторично появился в Йемене. В это время местные племена вели ожесточенную междоусобную войну. Имам выступил в качестве посредника и сумел примирить враждующие стороны. Его авторитет стал расти. Вскоре Йахйа овладел Баратом и Саадой, а в октябре покорил лежащий севернее Ниджран. Его власть признали также многие горные племена. В 899 г. В Сааду прибыла большая группа зайдитов из Табаристана, составившая ядро армии Йахйи. С их помощью в 901 г. Он занял Сану и распространил свой контроль на большую часть Йемена, вплоть до Джибал Баадана и Рыда. Но уже в 906 г. Против зайдитов выступили исмаилиты - представители другого, гораздо более радикального шиитского течения, во главе которых стоял имам Али ибн Фадла.

Сын Йахйи, Мухаммад ал-Муртада, наследовавший ему в 911 г., должен был оставить Дамар и отступил в Сааду. Поскольку он явно не справлялся со своими обязанностями, община лишила его власти. В 913 г. Имамом был провозглашен его брат Ахмад ан-Насир. Энергичными мерами ему удалось собрать 80-тыс. Войско и вновь покорить с его помощью горные районы Йемена вплоть до Адена и потеснить исмаилитов. Однако взять Сану он не смог, а в 934 г. Потерпел тяжелое поражение от утвердившихся в этом городе Йуфиридов. Победители захватили Сааду и заставили Ахмада признать свою власть. Таким образом началась в Йемене борьба между светскими и духовными правителями, продолжавшаяся затем на протяжении нескольких веков. Верх в ней поочередно брала то одна, то другая сторона.

Внук Ахмада Йусуф ад-Даи сумел на короткое время в конце X в. Вновь подчинить Сану. Вскоре он был изгнан из этого города новым имамом ал-Касимом ал-Мансуром, представителем другой ветви Рассидов. Этот имам начал свои проповеди в 999 г. И вскоре при помощи племени хатам утвердился в Сааде, а потом захватил и Сану. Он умер в 1003 г. Его сын ал-Хусайн правил в Сааде и Сане десять лет и был убит в 1013 г. Следующий великий имам Абу-л-Фатх ан-Насир, происхождение которого не совсем ясно, пришел в 1039 г. Из Дейлема. Ему удалось захватить Сааду и некоторые другие местности в Северном Йемене. В 1062 г. Он был убит в бою с Сулайхидами, надолго подчинившими себе Сану. Затем городом завладели Хамданиды. Новый зайдитский имам Ахмад ал-Мутаваккил, происходивший из линии Йахйа ал-Хади I, был провозглашен в 1150 г.

Он захватил Сааду, Ниджран, а затем и Сану. В старости он ослеп, в 1161 г. Потерял власть и умер в тюрьме в 1171 г., незадолго до айюбидского завоевания Йемена. Следующий имам Абдаллах ал-Мансур, провозглашенный в 1198 г., вел тяжелые войны с айюбидскими султанами. Он овладел Саной, но должен был оставить ее из-за сильного изнурения своего войска. На части территории ему наследовали сыновья, хотя одновременно с ними являлись другие зайдитские имамы. Так, с 1217 по 1248 г. Проповедовал Йахйа ал-Хади II, дальний потомок Йусуфа ад-Даи. Затем в 1248 г. В Туле провозгласил себя имамом Ахмад ал-Махди. К этому времени Айюбиды уже были изгнаны из Йемена. Их сменила туркменская династия Расулидов. Ахмад вступил в упорную борьбу с первым представителем этого рода султаном Умаром I, но потерпел поражение.

Сын Умара, Йусуф I, захватил Сану и Таизз. В 1254 г. Была взята Саада, а в 1258 г. Имам погиб. Его преемники далеко не имели уже прежнего влияния и находились в подчинении у светской власти. Однако род Рассидов не пресекся. В 1592 г. Далекий потомок имама ал-Касима ал-Мансура, ал-Касим Мухаммад, основал в Йемене династию Касимидов, которая находилась затем у власти вплоть до революции 1962 г..

Значения в других словарях
Расселины Гор

(Песн. П. 2:17), места, где можно пастись животным.. ..

Рассеяние

(греч.-диаспора) (Ин 7.35. Иак 1.1)-совокупность израильтян и иудеев, разбросанных в разное время по многим землям и странам, как после вавилонского плена, так и до него (ср. Ис 11.12. 56.8. Соф 3.10. 1Пет 1.1). (См. Еврей, Еллинское рассеяние). ..

Рассказ

— малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формы повествования. Восходит к фольклорным жанрам. Сказке, притче, как жанр обособился в письменной литературе. Часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности Р.. ..

Рассказов Александр Андреевич

Рассказов (Александр Андреевич) - артист Московского Малого театра, воспитанник Московского театрального училища. В 1850-х годах, когда зрение С.В. Васильева стало ослабевать, почти все роли последнего стали переходить к Рассказову, успех его быстро рос, но расстроенное здоровье заставило Рассказова оставить московскую сцену. На провинциальных сценах он занимался антрепризой и воспитал целое поколение артистов. В 80-х годах выступал в Москве на частных сценах. Особенно Рассказов отличался в коме..

Дополнительный поиск Рассиды Рассиды

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рассиды" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рассиды, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа