Рахманинов Сергей Васильевич

81

(20.3.1873, Онега, Новгородской губ. 28.3.1943, Беверли-Хилс, шт. Калифорния, США) - композитор, пианист и дирижер.Р. Происходил из древнейшего дворянского рода. Среди его предков по отцовской линии было немало музыкально одаренных людей. Его дед учился у Джона фильда, старший двоюродный брат - А.Зилоти - стал крупнейшим пианистом с мировым именем. Музыкальные способности Сергея проявились очень рано, первые уроки он получил у матери, а потом обучался у пианистки А.0рнатской. С начала 1880-х жизнь семьи Рахманиновых изменилась - расстались отец с матерью, не стало средств к су- ществованию. Мальчик оказался в Петербурге (1882) на младшем отделении столичной консерватории. Но попав в класс к В.Демянскому, одареннейший ученик не встретил понимания.

К счастью, помог Зилоти, который отправил Р. В Москву (1885) в пансион Зверева, одного из лучших педагогов Московской консерватории на младшем отделении. Среди учеников Зверева, которые жили в его доме на полном материальном обеспечении, были очень способные мальчики. Наряду с Р. Выделялся своим дарованием юный А.Скрябин (он был всего на год старше Р.). Зверев сумел очень сильно повлиять на Р. - приучить его к труду, дать ему основы пианистической культуры, приобщить к театральной и концертной жизни Москвы. Воспитанники Зверева имели возможность общаться в его доме с П.Чайковским и А.Рубинштейном. Живя у Зверева, Р. Начал активно сочинять. Перейдя на старшее отделение Московской консерватории, он стал учеником своего брата, Зилоти, по классу фортепиано, С.Танеева - по теоретическим предметам, А.Аренского - по композиции.

Учился Р. Блестяще и в 1891 окончил консерваторию по классу фортепиано, а через год (в 1892) -по классу композиции с Большой золотой медалью. Дипломная работа по композиции - опера «Алеко» на заданное либретто Вл.Немировича-Данченко - была написана за 17 дней и получила столь высокую оценку, что весной 1893 была поставлена в Большом театре. Определенную роль сыграла при этом поддержка Чайковского, с любовью относившегося к молодому, подающему большие надежды композитору. Когда осенью того же года Чайковский скончался, Р. Выразил свою скорбь в Элегическом трио памяти П.Чайковского. Творческая деятельность Р. Была необыкновенно активной, его сочинения и пианистические выступления пользовались неизменным вниманием публики и критики.

Он быстро становился знаменитым, К середине 1890-х Р. Были созданы. Симфоническая поэма «Князь Ростислав», Первый фортепианный концерт, «Рапсодия на русские темы» для двух фортепиано, циклы фортепианных пьес (среди них известнейшая прелюдия до-диез минор ор. 3, которая впоследствии стала своеобразной «визитной карточкой» зрелого композитора), фантазия «Утес», «Каприччио на цыганские темы», романсы. К 1895 была завершена работа над Первой симфонией, исполнению которой молодой композитор придавал большое значение. Симфония вобрала лучшие свойства музыки юного Р. Искренность, особую теплоту и лирическую наполненность, вдохновеннейший мелодизм, захватывавший слушателей темперамент. Первая симфония открывала горизонты драматической стороны его дарования, в ней появились новые для композитора средства выразительности, опора на традиции древнецерковного знаменного пения.

Есть сведения о том, что на рукописи партитуры существовал автограф - изречение из библии, использованное Л.Толстым в романе «Анна Каренина». «Мне отмщение, и аз воздам». Однако Первая симфония, исполненная в Петербурге (1897) в «Русских симфонических концертах» под управлением А.Глазунова, не была принята слушателями и потерпела фиаско. «После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет, - рассказывал много позже Р. - Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки». Тяжелый душевный кризис все-таки не отвратил от исполнительской деятельности. В сезоне 1897/98 раскрылась третья «ипостась» великого таланта - Р. Стал дирижером в Московской частной опере С.Мамонтова, где познакомился с Ф.Шаляпиным, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Их совместное музицирование и выступления оценивались Р. Как одно «из самых сильных, глубоких и тонких переживаний». В театре Мамонтова он общался и с Н.Римским-Корсаковым, приезжавшим из Петербурга на постановки своих опер. Очень важными были для Р. Знакомства с близкими ему по духу деятелями вновь открывшегося Художественного театра и особенно - с А.Чеховым. 1899 принес все еще «молчавшему» композитору Р. Лавры исполнителя - успешно прошли гастроли в Лондоне в качестве пианиста и дирижера. А в Петербурге была с успехом поставлена опера «Алеко». Выход из творческого кризиса связан с рождением ныне всемирно известного Второго фортепианного концерта (1901). Он полон особой лирической взволнованности и бурного подъема счастливых, радостных чувств.

Затем появились две одноактные оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» (1904), цикл фортепианных прелюдий (1902), кантата «Весна» (1902). В 1902 Р. Женился на своей двоюродной сестре, Наталии Сатиной. У них были две дочери. Брак оказался счастливым. «Лучшей жены он не мог бы себе выбрать», - утверждала современница. Р. Был приглашен в качестве дирижера в Большой театр (1904-6), где поставил заново «Пиковую даму» Чайковского, «Жизнь за царя» М.Глинки, «Князя Игоря» А.Бородина. Личность Р., его гениальная одаренность оказывали сильнейшее и благотворное воздействие на художественный облик театра. Таким же было и воздействие Р.-пианиста, много выступавшего в первые годы XX в. Для того, чтобы реализовать творческие замыслы, отключившись от исполнительской деятельности, Р.

С семьей весной 1906 уехал в Дрезден. Пробыв в отдалении от России до середины 1909, Р. Сочинил много музыки. В Дрездене были созданы Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мертвых», соната для фортепиано, романсы, часть оперы «Монна-Ванна» (по М.Метерлинку). Творческий подъем продолжался и по возвращении в Россию. Композитор достиг своего высочайшего расцвета - написаны такие шедевры русской и мировой классики как Третий фортепианный концерт (1909), этюды-картины (1910-11), романсы (1912), кантата «Колокола» (1913), «Всенощная» (1915). В предреволюционные годы Р. Много выступал как симфонический дирижер, включал в свой репертуар произведения Чайковского, Бородина, Лядова, Глазунова, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Листа, Вагнера, Брамса.

Он дирижировал произведениями Баха и Вивальди, а современность была представлена Дебюсси и Равелем. В 1911 Р. Аккомпонировал А.Скрябину, представившему свой фортепианный концерт. Однако наиболее совершенным современниками считалось исполнение Четвертой симфонии Бетховена, Второй симфонии Бородина и «Сечи при Керженце» Римского-Корсакова. Не приняв Октябрьской революции, Рахманиновы уехали в конце 1917 из России сначала в Швецию, а оттуда, через несколько месяцев - в Америку. В 1918-26 Р. Занимался только концертно-пианистической деятельностью. Это был его второй, более длительный, «творческий кризис». Нужно было завоевывать новую публику, надо было зарабатывать деньги, но были и другие, более серьезные причины творческого молчания.

О них Р. Говорил в 1934 американскому журналисту. «Возможно, беспрестанные занятия на рояле и вечная суета, связанная с жизнью концертирующего артиста, берут у меня слишком много сил. А может быть, истинная причина того, что я в последние годы предпочел жизнь артиста-исполнителя жизни композитора, совсем иная. Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». Регулярная концертная деятельность за границей оставалась неизменной почти до самой смерти композитора. Ему пришлось значительно расширить свой репертуар, и, кроме собственных произведений, он играл Листа и Шумана, Бетховена и Шопена.

Мировая слава пианиста приносила не только моральное удовлетворение, но и способствовала вполне благополучному материальному положению. В спокойной Швейцарии, на берегу озера было куплено для семьи и уединенной работы поместье, которое назвали Сенар (Сергей и Наталья Рахманиновы). Композитор стал заядлым автомобилистом, любил управлять моторной лодкой и яхтой. С 1926 начался последний период композиторской деятельности. За 14 лет было написано несколько крупных произведений разных жанров, и каждое из них - свидетельство высочайшего подъема творческой энергии, возросшего мастерства. Закончив в 1926 работу над Четвертым фортепианным концертом, начатым на родине, Р. В том же году создал «Три русские песни» для хора, солистов и оркестра.

В сочинениях 30-х- «Вариации на темы Корелли» для фортепиано (1931). «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано и оркестра (1934). Третья симфония (1936). «Симфонические танцы» (1940) - усиливается трагическое начало, которое проявлялось и раньше, в некоторых произведениях середины 1910-х. В 30-е трагизм обнаруживает себя в остром конфликте двух образных сфер - неумолимого рока, смерти, душевной печали, тоски и высокой поэзии, красоты желанного идеала. Эта романтическая концепция нашла выражение в Третьей симфонии, в «Симфонических танцах», «Рапсодии на тему Паганини». Поздние произведения Р. Более экспрессивны, гармонический язык их жестче, ритмика острее и четче, но главное остается неизменным - широкое мелодическое дыхание, покоряющая искренность, ярко выраженная национальная природа музыки, ее «повышенная эмоциональная температура».

Оставаясь всю жизнь продолжателем высоких традиций русской музыкальной классики, Р. Постоянно их развивал и обогащал, он всегда шел в ногу со временем. Свое творческое credo композитор высказал в интервью в декабре 1941, ставшем последним. «Музыка должна быть в конечном счете выражением всей личности композитора. В музыке композитора должны найти отражение родина композитора, его любовь, вера, книги, картины, которые произвели на него впечатление. Музыка должна быть продуктом всей суммы жизненного опыта композитора. Изучите шедевры любого великого музыканта, и вы найдете в них все аспекты его личности и окружающей среды. В моих собственных сочинениях я не делал сознательных усилий быть оригинальным, или романтиком, или национальным, или каким-либо еще.

Я просто записывал на бумагу как можно естественнее ту музыку, которую слышал внутри себя. Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мое мировоззрение. Моя музыка - детище моего темперамента, поэтому она - русская». В последние годы жизни великий композитор, живя в Америке, продолжал много концертировать. Внимательно следил он за ходом Великой Отечественной войны, сопереживая своему народу в его тяжких испытаниях. Сбор от нескольких концертов, крупную сумму денег, он передал русскому консулу в Нью-Йорке с целью покупки медицинского оборудования и медикаментов для посылки на родину. Свой дар он сопроводил письмом. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом.

Хочу верить, верю в полную победу. Сергей Рахманинов». Однако дожить до окончания войны ему было не суждено..

Значения в других словарях
Рахманинов Сергей Васильевич

Рахманинов Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский район Новгородской области, ‒ 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния. Похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский композитор, пианист и дирижёр. Родился в дворянской семье. С 4‒5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 ‒ в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеев..

Рахманинов Сергей Васильевич

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943) - российский композитор, пианист, дирижер. В 1904-06 дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания - с ритмической энергией. 4 концерта, "Рапсодия на тему Паганини" (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для..

Рахманинов Сергей Васильевич

(1873-1943), русский композитор и пианист. Родился 1 апреля 1873 в имении Онег Новгородской губернии. Проявив интерес к музыке уже в четыре года, обучался игре на фортепиано, а в девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. С 1888 продолжал образование в Московской консерватории, где был учеником Н.С.Зверева и А.И.Зилоти по фортепиано, С.И.Танеева и А.С.Аренского по композиции. В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому, который позже принял боль..

Рахманинов Сергей Васильевич

( 1 IV 1873, имение Онег, ныне Новгородская обл. - 28 III 1943, Беверли-Хилс, Калифорния) И у меня был край родной;Прекрасен он!А. Плещеев (из Г. Гейне)Рахманинов был создан из стали и золота;Сталь в его руках, золото - в сердце.И. Гофман"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды". Эти слова принадлежат С. Рахманинову - великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в ег..

Рахманинов Сергей Васильевич

(1873, усадьба Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии — 1943, Беверли-Хиллс, Калифорния, США), композитор, пианист, дирижёр. Феноменально одарённый музыкант, прославился как «пианист века». Автор трёх опер, трёх симфоний, «Симфонических танцев» для оркестра, четырёх концертов и «Рапсодии на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром, многих фортепианных произведений, романсов.Потомственный дворянин. Родоначальник — Василий Иванович Рахманин, внук молдавского господаря Стефана III Вели..

Рахманинов Иван Герасимович

Рахманинов (Иван Герасимович) - издатель и переводчик, поклонник Вольтера. Еще во время службы в конной гвардии он издавал журнал "Утренние Часы". (1788 - 89) и основал типографию в Петербурге. Выйдя в 1791 г. В отставку, Рахманинов перевез свою типографию в собственное имение Казинку, Козловского уезда Тамбовской губернии, где и печатал разного рода переводные и оригинальные сочинения без дозволения цензуры. Вскоре (1795) по доносу козловского цензора Сердюкова типография Рахманинова б..

Рахманинов Иван Иванович

Рахманинов (Иван Иванович) - профессор механики (1826 - 1897), воспитывался в 3-й московской гимназии, поступил потом в Московский университет, где окончил курс в 1848 г. Со степенью кандидата математических наук. В 1852 г., в том же университете, Рахманинов защитил диссертацию на степень магистра математических наук ("Теория вертикальных водяных колес", М., 1852), удостоенную Академией Наук почетного отзыва. В 1853 г. Рахманинов назначен адъюнктом по кафедре прикладной математики в ун..

Рахманиновы

Рахманиновы - дворянский род, ведущий свое происхождение от рода молдавских господарей Драгошей, один из членов которого, сын господаря Стефана IV, Иван, по прозвищу Вечин, брат Елены, жены князя Ивана Ивановича Молодого (сын Иоанна III ), прибыл в Москву и получил прозвище Суседа. Один из сыновей его, Василий, по прозвищу Рахманин, был родоначальником Рахманиновых. В 1550 г. Трое Рахманиновых писаны в тысячной книге лучших дворян и детей боярских. Четверо Рахманиновых упоминаются в московском о..

Рахманов Никита Иванович

Рахманов (Никита Иванович, родился в 1729 г.) - помещал переводы в "Трудах Вольного Экономического Общества".. ..

Дополнительный поиск Рахманинов Сергей Васильевич Рахманинов Сергей Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рахманинов Сергей Васильевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рахманинов Сергей Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 28 символа