Русская Культура Xiv—xv Вв.

70

Сложение великорусской народности В XIV —XV вв. Всё более выявлялось своеобразие русского (великорусского) языка. Расширение Московского княжества в западном, северо- и юго-восточном направлениях путём включения в его состав территорий княжеств Смоленского, Владимирского, Тверского и других создавало условия для слияния местных языковых диалектов. В это же время оформился и ряд специфических особенностей великорусского языка в области фонетической системы, грамматического строя и т. Д. Росло самосознание русского народа как этнического целого. Подъём национального самосознания после Куликовской битвы вызвал огромный интерес к истории Русской земли. В это время в Москве, как в общерусском центре, начали возникать летописные своды, в которых проводилась идея о единстве Руси.

Стали укрепляться национальные традиции Руси в области литературы и искусства, реставрировались памятники древнерусского зодчества, проявлялся особый интерес к идейному наследию древней Руси, к памятникам русского исторического прошлого, проводившим идею национального единства — «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве». Национальные традиции русского народа явились основой дальнейшего творческого роста, создания новых культурных ценностей. Общность черт национального характера русского народа формировалась в условиях многовекового сопротивления натиску иноземных захватчиков. На основе древнерусской народности, из единого корня которой выросли также украинская и белорусская народности, сложилась великорусская народность.

Центрами её формирования явились Ростов, Суздаль, Владимир и Москва, т. Е. Территории, ранее населённые восточнославянскими племенами вятичей, кривичей и новгородских словен. В складывании русской народности принимали участие, хотя и незначительное, и неславянские племена, жившие на территории междуречья Оки и Волги. Устное народное творчество В XIV—XV вв. Сложился ряд замечательных памятников фольклора. В Новгороде возникли былины о Василии Буслаеве и Садко богатом госте. В устном народном творчестве нашла отражение героическая борьба за Русскую землю с татаро-монгольскими и другими захватчиками. На основе песен русского народа созданы дошедшие до нас повести о битве на Калке, в которой участвуют «семьдесят великих и храбрых богатырей», о славном защитнике Рязанской земли от полчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии.

О восстании в 1327 г. В Твери против татарского баскака Шевкала народ вспоминал в песне о Щелкане Дудентьевиче, которая широко распространилась за пределы Тверского княжества. В XIV в., особенно после победы русского народа над полчищами Мамая на Куликовом поле, старые образы древних киевских богатырей использовались слагателями былин для создания произведений, посвящённых борьбе с золотоордынским игом. Литература Центром культуры формирующегося Русского централизованного государства в XIV в. Стала Москва. Политическая литература Московского княжества, отражая в большинстве случаев феодальную идеологию, была посвящена обоснованию исторической необходимости образования единого государства. Цикл сказаний был связан с борьбой Руси против татаро-монгольского ига под главенством Москвы.

«Сказание о Мамаевом побоище» и замечательная поэма «Задонщина», написанная рязанским священником Софонием, посвящены победе русского народа в 1380 г. На Куликовом поле. Литературным образцом для «Задонщины» послужило «Слово о полку Игореве». В повести о разорении Москвы Тохтамышем в 1382 г. Автор, по-видимому представитель торгово-ремесленного населения, рассказывает, как обороняли широкие массы городского населения столицу, которую бросили князья и бояре. «Плач» о разорении Москвы проникнут глубоким лиризмом. В «Слове о жизни и преставлении царя русского, великого князя Дмитрия Ивановича», вышедшем из среды передовой части феодалов, проводится идея о необходимости сильной великокняжеской власти. Завоевание турецкими захватчиками Константинополя и славянских стран Балканского полуострова также вызвало отклик в литературе.

Большую популярность на Руси получила повесть Нестора Искандера о взятии Царь-града (Константинополя). В повести на примзре обороны Константинополя ярко выступает мысль о необходимости защиты отечества, столь близкая русскому народу. Идея политического объединения русских земель проводилась и в летописных сводах, возникших в Москве в XIV—XV вв. При княжзском дворе и митрополичьей кафедре. Международное значение Москвы, как столицы складывающегося Русского единого государства, определяло интерес к вопросам всемирной истории. Составленный в середине XV в. Известным писателем Пахомием Лэгофетом «Русский хронограф» проводит идею единства славянских народов, исторически обосновывая связи Руси с южными и западными славянами.

Искусство В XIV—XV вв. Высокого развития достигло русское искусство. Создалась замечательная школа живописи, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублёв. Использовав и творчески переработав художественное наследие предшествующего времени, Рублёв воспитал целую плеяду русских живописцев. Кисти Рублёва принадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря (Звенигород) и фрески владимирского Успенского собора. Замечательным творением Рублёва является иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» (в настоящее время находящаяся в Третьяковской галерее) и «Жёны-мироносицы у гроба Христа». Другом и ближайшим помощником Рублёва был Даниил Чёрный.

В конце XIV в. В Россию из Византии приехал живописец Феофан Грек, украшавший церкви фресками сначала в Новгороде, а затем в Москве. Работы Феофана Грека отличаются яркой живописной манерой изображения. К концу XV и началу XVI в. Относится творчество Дионисия и его сыновей. Они расписали церковь в Пафнутьево-Воровском монастыре и собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря (у Белоозера). На протяжении XIV—XV вв. Развивалось русское зодчество. В крупнейших русских городах (Москве, Твери, Новгороде, Пскове и др.) возводились крепостные сооружения, строились церкви. В связи с превращением Москвы в столицу Русского централизованного государства во второй половине XV в.

Началась перестройка Кремля, каменные стены которого были возведены ещё при Дмитрии Донском (в 1367 г.). В Москву вызвали лучших мастеров из Пскова, Твери, Ростова и других городов. Вместе с ними работали приглашённые итальянские мастера. Аристотель Фиоравенти, Антон Фрязин, Марко Руфо, Пётр Соларио, Алевиз и др. Новый Кремль, построенный при Иване III, отвечал требованиям военно-инженерного искусства того времени. Были построены и новые соборы (Успенский, Благовещенский, Архангельский), Грановитая палата и другие здания княжеского двора. В митрополичьем Успенском соборе были воспроизведены характерные особенности владимиро-суздальскои и новгородской архитектуры. В то же время в русском монументальном зодчестве, развивавшемся на основе национальных традиций, широко использовались образцы античного и итальянского искусства (например, в орнаментации Архангельскою собора).

Новые постройки возводились и в других городах (Волоколамске, Дмитрове, Угличе). Русские мастера были известны и за пределами своей родины. Русские иконописцы работали в Кракове и в Люблине, в городе Висби, на острове Гогланд, и в Золотой Орде. Научные знания Для времени образования Русского централизованного государства был характерен рост научных знаний и просвещения. Большое строительство (гражданское и церковное) способствовало развитию практических навыков в области техники. Введение стенобитных и метательных орудий и артиллерии требовало расчета силы и дальности полёта камней, ядер и т. Д. При постройках использовались блоки. Стенобитные орудия (пороки) действовали при помощи рычага. Появление в Москве и Новгороде часов указывает на знакомство русских мастеров с системой зубчатых колес.

Кузнечное дело, изготовление орудий, чеканка монеты, устройство труб для добычи соли, действовавших при помощи поршневого насоса, составление известкового грунта для стенной живописи — все это было связано с ростом прикладных знаний. В XV в. В связи с развитием государственных финансов, писцовою дела (описания и измерения земель в целях податного обложения) приобретали практическое значение руководства по арифметике и геометрии. Несмотря на господство богословско-мистических представлений о природных явлениях, в России делались попытки реального объяснения явлений окружающего мира, появлялись работы, посвящённые отдельным отраслям знания. Летописцы проявляли большой интерес к астрономическим явлениям (описывали кометы, солнечные затмения).

Начали появляться специальные астрономические трактаты «О широте и долготе земной», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землёй» и т. Д. Развивались медицинские знания. Большой интерес представляет развитие русских географических знаний. Несколько русских путешественников XIV—XV вв. Оставили записи о виденных ими странах. Таковы записи о путешествиях новгородца Стефана в Константинополь, Игнатия Смольнянина в Константинополь, Палестину и Афон. Дневник путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию на церковный собор (1439 г.). Описание поездки посла Толбухина в Венецию и пр. Новгородец Стефан уделяет в своих записях большое внимание строительному материалу, особенно мрамору, отмечая его свойства, цвет и т.

Д. Автор описания путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию внимательно изучал европейские города. Любек, Люнебург, Аугсбург, Брауншвейг, Венецию, Флоренцию. Его интересовали развитие ремёсел, торговли, благоустройство городов, строительная техника. Предприимчивый тверской купец Афанасий Никитин, один из выдающихся русских людей второй половины XV в., отправился в 1466 г. Вместе с другими купцами в восточные страны. Через Шемаху, Баку, Ормуз Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию. Он оставил интересное и яркое описание на основе собственных наблюдений Индии и Ирана, а на основании расспросов — также Цейлона, Китая и других стран. Подробно описывает Афанасий Никитин индийские торговые города, товары, обращающиеся на рынках, и состояние сельского хозяйства.

В записках Афанасия Никитина проявляются настроения русского патриота, который хранил память о родине в течение своих долгих странствований, и чувствуется глубокое уважение к культуре других народов, с которой он ознакомился. Русские книжники знали об античных писателях и философах. Автор «Жития» Дмитрия Донского был знаком с идеями Пифагора и Платона. Архиепископ Вассиан Рыло — с идеями Демокрита, сборник «Пчела» содержал изречения из произведений Плутарха, Менандра, Аристотеля и Эпикура. В миниатюрах одной рукописи (Псалтырь конца XV в.) имеются аллегорические изображения Нептуна, Аполлона и Дианы, а на стенах и воротах Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля изображены Гомер, Платон, Фукидид, Диоген и Аристотель..

Значения в других словарях
Русская Историческая Библиотека (риб)

Серия сборников документов и литературных памятников (39 томов). Издана Археографической комиссией в 1872-1927. Включает сочинения князя А. М. Курбского, протопопа Аввакума Петрова, документы государственных учреждений, церковных и монастырских архивов до 17 в. Включительно и др.. ..

Русская Компания

- Московская компания (См.).. ..

Русская Культура Xvii В.

Просвещение В XVII в. В разных областях русской культуры произошли большие сдвиги. «Новый период» в истории России властно порывал с традициями прошлого в науке, искусстве и литературе. Это сказывалось в резком увеличении печатной продукции, в появлении первого высшего учебного заведения, в зарождении театра и газеты (рукописные «куранты»). Гражданские мотивы завоевывают все большее место в литературе и живописи, и даже в таких традиционных видах искусства, как иконопись и церковные росписи, наб..

Русская Культура В Конце Xv И В Xvi В.

В конце XV и в XVI в., несмотря на усиление в стране самодержавно-крепостнических тенденций и господство церковно-схоластического мировоззрения, русская культура, объединяя культурное наследие ранее разобщённых земель, вступила на путь новых успехов и втягивалась в общее русло передовой культуры своей эпохи. Возникновение книгопечатания в России Одним из наиболее крупных достижений середины XVI в. Явилось книгопечатание. Оно было подготовлено общим подъёмом ремесленного производства, наличием бо..

Дополнительный поиск Русская Культура Xiv—xv Вв. Русская Культура Xiv—xv Вв.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Русская Культура Xiv—xv Вв." в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Русская Культура Xiv—xv Вв., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 27 символа