Святитель

89

Разряд святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о церкви в ее движении к Царству Небесному. Епископ являет своей церкви образ Божий, символизируя Христа во время евхаристического богослужения и возглавляя общину во всей ее духовной жизни. Св. Игнатий Антиохийский (ум. Ок. 107 г.) уподобляет епископов Христу, а пресвитеров, помогающих ему в управлении церковью, - апостолам. Вместе с тем епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом. Как писал Св. Киприан Карфагенский (ум. 258 г.), "епископ в Церкви, и Церковь в епископе". Святость святителей как предстоятелей церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) есть прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова.

Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины. Епископы получают дар учительства (см. Тит. 1. 9) и продолжают апостольское служение, выражением их непрерывной связи с апостолами (см.) служит апостольское преемство - рукоположение епископов совершается непрерывно с апостольских времен, когда апостолы поставили первых епископов. Соответственно, и почитание святителей находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов. Первоначально почитание епископов сосредоточивалось в местных церквях, каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей (епископов) со времени ее основания (кроме, естественно, впавших в ересь или как-либо иначе оказавшихся недостойными).

Имена епископов заносились в диптихи (см.) и регулярно вспоминались по время богослужения. Созомен в своей Церковной истории (V в.) говорит и о ежегодном чествовании памяти святителей как установившейся практике. Так же как и у мучеников (см.), память их праздновалась в дни их преставления. По мере становления общецерковного культа отдельных святых, почитание святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. Этому способствовало и формирование иерархической структуры церковной юрисдикции (патриаршества, архиепископии, митрополии), когда предстоятели старших церквей почитались всею церковной областью. Так, в числе святых почитаются все римские папы первых веков христианства, почти все патриархи константинопольские, начиная с Митрофана (315-325 гг.

Правления) и до Евстафия (1019-1025 гг. Правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь. В последующее время в канонизации архиереев появляется существенная избирательность, и это свидетельствует об определенном изменении концепции святительской святости. Акцент переносится с праведного пастырства на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. Это изменение концепции было обусловлено, видимо, распространением общепочитаемости на лик святителей, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказываются в числе чтимых всею церковью святых (что предполагает избирательность). Существует новелла императора Льва Мудрого (886-911 гг. Правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей.

Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского. Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща. В русской церкви избирательность в почитании святителей имеет место с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. Ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. В день обретения его мощей (23 мая). Характерно, что одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было. Избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св.

Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты московские Петр, Алексий и Иона, св. Стефан Пермский. В честь святителей вынимается четвертая частица из "девятичинной" просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают. "Иже во святых отец наших, святителей. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Афанасия и Кирилла Александрийских, Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей". Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св.

Иоанн Милостивый..

Значения в других словарях
Святитель

Архиерей. Это именование также применяется к иерарху, просиявшему в лике святых.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Святитель

• великий святитель. ..

Святитель

См. Духовенство.... ..

Святитель

М.1) Торжественное наименование высших лиц в церковной иерархии.2) То же, что. Святой (1*).. ..

Святитель

СВЯТИ́ТЕЛЬ -я. М.. ..

Святитель

-я, м. 1. Торжественное наименование высших лиц в церковной иерархии. 2. То же, что святой (в 4 знач.) (устар.). Поставить свечку своему святителю.. ..

Святитель

Святителя, м. Церк. Торжественное название высших лиц в церковной иерархии, архиереев. Он от себя прогнал святителей, бояр и патриарха. Пушкин. || Православный святой, бывший во время жизни архиереем. Святитель Гермоген.. ..

Святейший Синод

— официальное название Синода в Российской империи.. ..

Святилище

— место отправления культа в первобытной религии — пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. Д.. ..

Святитель Алексий

(1300 - 1378 гг.) - митрополит Московский и всея Руси. ХIV в. Был веком возвышения Москвы, до тех пор маленького и незначительного городка. Татары разгромили почти всю Русь, кроме Новгорода и Пскова, но Москве дали укрепиться, считая ее неопасной для себя. Русское население стекалось со всех сторон из разоренных мест под покровительство Москвы. Из Черниговской земли ко двору московского князя Даниила прибыл боярин Федор Бяконт из рода Плещеевых. В 1300 г. В семье боярина родился сын Елевферий. В..

Святитель Иов (в Миру Иоанн)

(вторая четверть ХVI в. - 1607 г.) - первый патриарх московский и всея Руси. Родился в древнем городе Старица в семье горожан. Около 1553 г., когда отец хотел его женить, в день венчания отпросился в монастырь и там принял постриг под именем Иов. В Старицкой обители он провел более 15 лет, пройдя путь от послушника до настоятеля. В 1571 г. Иов был переведен в Москву настоятелем Симонова монастыря и с этого времени принимал деятельное участие в делах Русской Церкви. В 1581 г. Стал епископом Колом..

Святитель

Одно из общеупотребительных наименований священнослужителей высшей (третьей) степени священства в православной церковной иерархии.. ..

Святитель

- святой архиерей. ..

Дополнительный поиск Святитель Святитель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Святитель" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Святитель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа