Солнцев Федор Григорьевич
Солнцев (Федор Григорьевич) - живописец и археолог (1801 - 1892). Отец его, крепостной человек гр. Мусина-Пушкина , поместил сына в своекоштные ученики Академии Художеств (в 1815 г.). Здесь, занимаясь под руководством С. Щукина и А. Егорова , С. Быстро выказал успехи в живописи. При окончании академического курса в 1824 г. За картину "Крестьянское семейство", он получил малую золотую медаль, а в 1827 г. За картину "Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови". - большую золотую медаль. После этого С. Оставил Академию и некоторое время добывал средства к жизни уроками рисования, писанием портретов и т. П. Тогдашний президент Академии А. Оленин стал направлять С. На ту дорогу, на которой С. Потом получил известность.
Благодаря Оленину, молодой художник сделался археологом-рисовальщиком и на всю жизнь приковался к исследованию и изображению различных памятников старины. В 1830 г. По Высочайшему повелению он был отправлен в Москву и другие места Империи "для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов". С. Тщательно воспроизводил акварелью всякую старинную вещь, имеющую какое-либо историческое значение, и все свои рисунки пересылал Оленину, который постоянно руководил этими работами (особенно первые годы) и давал ему подробные инструкции. За свои работы С. Причислен в 1833 г. К Академии и к Кабинету Его Величества. С этой поры начинается целый ряд поездок С.
По старинным городам России для срисовывания отечественных древностей. До 1836 г. Он работал в Новгороде, Рязани, Москве, Торжке и других городах. В Москве занимался в Оружейной палате, в Успенском и Архангельском соборах и в других местах. Срисовывая и подробно исследуя царскую утварь в Оружейной палате, он сделал открытие, что так называемые венец и бармы Мономаха изготовлены при царе Михаиле Феодоровиче , в Греции. Кроме того, он делал наезды в Рязань, Юрьев-Польский, Смоленск и другие города. В конце 1835 г. Он получил от Академии программу для получения звания академика. Написать картину "Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием". Через год эта картина (находится в музее императора Александра III ) была окончена, и С.
Сделан академиком. Почти одновременно с этим С. Занимался восстановлением древних царских теремов в Кремле, сочинил проекты их реставрации и по ним терема к концу 1836 г. Были возобновлены вполне. Император Николай , веривший безусловно в познания С., поручил ему срисовать многие из вещей, находящихся в Оружейной палате и в Благовещенском соборе. Из громадного количества солнцевских рисунков, изображающих древности, - а их всего наберется более 3000 - ни один не миновал глаз Государя. Исполняя его поручение, С. Определил, между прочим, что так называемая корона Астраханского царства сделана при Михаиле Феодоровиче, а корона Сибирская - при Алексее Михайловиче . С 1837 по 1843 г. С. Работал преимущественно в Москве, хотя и посещал другие старинные города.
В то же время он принимал участие в устройстве московского Большого Дворца, построенного на месте прежнего, сгоревшего в 1812 г. Когда, в 1843 г., Оленина не стало, Государь взялся сам руководить С. И отправил его в Киев для срисовывания и восстановления тамошних древностей. Отсюда начинается новая эпоха карьеры С., продолжавшаяся десять лет. Летом он трудился обыкновенно в Киеве, а на зиму перебирался в Санкт-Петербург, куда привозил с собой каждый раз от 80 до 100 рисунков, которые были представляемы им Государю. Осматривая Киево-Софийский собор, он открыл там стенные фрески XI века. Не ограничиваясь этим открытием, которое можно считать одной из важнейших заслуг С., он приступил по Высочайшему повелению к восстановлению внутренности означенного собора по возможности в том виде, какой она имела, и окончил этот труд в 1851 г.
Сверх того, С. Снимал виды некоторых храмов, делал рисунки внутренности собора Киево-Печерской лавры, участвовал во временной комиссии для разбора древних актов Юго-Западной России, учрежденной в 1844 г., и был назначен в члены комитета для издания снятых им рисунков. Это издание продолжалось с 1846 по 1853 г. И составило шесть громадных томов "Древностей Российского Государства", в которых большая часть рисунков (до 700) принадлежит С. Крымская война, кончина императора Николая I и наступление эпохи реформ в царствование его преемника на престоле - все это отодвинуло С. На второй план. Тем не менее, с 1853 г. Он работал для Санкт-Петербургского Исаакиевского собора, исполнял заказы Святейшего Синода, каковы, например, рисунки антиминсов, изображения святых для помещения в молитвенниках, святцы и т.
П. В течение восьми лет он заведовал работами по изготовлению иконостасов для церквей западных губерний. С 1859 г. С. Снова получает официальные командировки (например, во Владимир на Клязьме) и причисляется к императорской археологической комиссии. Ввиду его заслуг Академия Художеств в 1863 г. Дала ему титул ее почетного вольного общника. В 1876 г. Было торжественно отпраздновано 50-летие деятельности С., причем поднесена ему выбитая в его честь золотая медаль и он возведен в звание профессора. Не обладая особенно ярким художественным талантом, С. Занял весьма видное место в истории русского искусства своей неутомимой деятельностью на поприще изучения художественных памятников отечественной старины. Им исполнено несчетное количество рисунков всякого рода древностей России, из которых многие были потом изданы и составили драгоценный вклад в нашу археологию.
Очень любопытны также рисунки простонародных, теперь по большей части уже исчезнувших, костюмов разных местностей России, которые С. С любовью изучал и воспроизводил во время своих путешествий. Наконец, ему многим обязаны как русское иконописание, так и орнаментистика построек и утвари, преимущественно церковной. Ср. Н. Собко "Ф.Г. Солнцев и его художественно-археологическая деятельность". ("Вестник изящных искусств", т. I, стр. 471). "Моя жизнь и художественно-археологические труды", рассказ Ф. Г. С. ("Русская Старина", 1876, № 1, 2, 3, 5 и 6). Ф. Булгаков "Наши художники". (т. II, Санкт-Петербург, 1890). Е. Тарасов..
Дополнительный поиск Солнцев Федор Григорьевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Солнцев Федор Григорьевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Солнцев Федор Григорьевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 25 символа