Софийский Собор В Киеве

83

(София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Заложен в 1037 Ярославом Мудрым на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками XVII-XVIII вв. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи - двухэтажные, более узкие, а наружные - одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой. Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию.

Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами. Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера.

Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками. При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей. Центральный храм нового могущественного государства по сравнению с византийскими соборами тех лет - более грандиозен и монументален. Несомненно, что в этом отличии прежде всего сказалось совершенно иное задание, полученное зодчими. Многоглавие, придававшее его облику чрезвычайную торжественность, кроме того, имело и функциональный смысл.

Окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади хоры, служившие парадными княжескими залами. Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что "Бог с людьми пребывает". Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера. Подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов - хранителей трона Всевышнего - изображен Христос Вседержитель. В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, - евангелисты, на подпружных арках в медальонах - Сорок мучеников Севастийских.

На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения. Две фигуры - Архангела Гавриила и Богоматери - умещаются на столбах. В центр. Апсиде на ее верхней вогнутой поверхности - в конхе - предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками. Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии - Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской. Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и др.

Ряд светских росписей Софийского собора представляют собой портреты и сцены русского быта. На южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей кн. Ярослава, на стенах лестничных башен - эпизоды придворной жизни. Цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса. Л. К..

Значения в других словарях
Софийский Собор В Киеве

(София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Заложен в 1037 Ярославом Мудрым на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройкамиXVII—XVIII вв. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей...

Софийский Собор в Киеве

Памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037. 5-нефный 13-купольный кирпично-каменный храм, в 11 в. Украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 музей-заповедник.. ..

Соферийцы

(1Пар 2.55)-слово, переведенное в русской Библии как имя собственное, в оригинале означает «писцы», «книжники». Среди них были Тирейцы, Шимейцы и Сухайцы. Из оригинала не ясно, три ли это отдельные семьи или три различные специальности. Читающие, переписчики и проверяющие, но все они из одного родства. (См. Имя, Рехавиты, Хамаф). ..

Софизм

— уловка, выдумка, головоломка — мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся, порождается часто субъективным впечатлением, вызванным недостаточностью логического анализа. Умышленно ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях.. ..

Софийский Собор В Новгороде

Построен в 1045-50. Монументальный пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней. Имеет пять глав, одну лестничную башню и один пояс галерей. В покрытиях полукруглые закомары чередуются с треугольными завершениями ("щипцами") и сводами в четверть окружности. В целом объем здания монолитен и статичен. Внутреннее пространство отличается большой цельностью и компактностью. Этому способствует и то, что вместо тройных аркад, как в Киевском Софийском соборе, используются двойные, а о..

Софийский Собор В Полоцке

Построен в сер. XI в. Пятинефной композицией и техникой кладки в основном аналогичен Софии Киевской. Здание сильно перестроено, поэтому ныне можно судить в основном лишь о его плане, но не о первоначальном облике.. ..

Дополнительный поиск Софийский Собор В Киеве Софийский Собор В Киеве

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Софийский Собор В Киеве" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Софийский Собор В Киеве, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 23 символа