Фандер-флит Александр Петрович

162

(29.10.1870, Петербург - 1.9.1941, Прага) - специалист в области теории корабля и авиационных конструкций.Ф. Принадлежал к обрусевшей семье голландского происхождения. Одна из ветвей рода фан-дер-Флитов (Van-derVliet) обосновалась в России в 1-й половине XVIII в., войдя в состав сначала архангельского, а затем петербургского купечества. Потомки рода находились на государственной службе, были приняты в российское дворянство в XIX в., породнились с известными русскими семьями (в родстве с ними состояли адмиралы М.Лазарев и В.Корнилов, академик А.Пыпин). Ф. Был вторым сыном в семье профессора кафедры физики Петербургского университета Петра Петровича Ф. Мать, Пелагея Николаевна, была сестрой известного русского литературоведа А.Пыпина.

После окончания гимназии при Историко-филологическом институте (1889) Ф. Поступил в Петербургский университет. В 1895 окончил математическое отделение с дипломом 1-й степени и был оставлен на два года при кафедре практической и теоретической механики, которую возглавлял профессор Д.Бобылев, для подготовки к профессорскому званию. На протяжении всей своей жизни Ф. Занимался педагогической деятельностью. Он начал с преподавания тригонометрии, начертательной геометрии и краткого курса дифференциального исчисления в Военно-топографическом училище (1896-1900), вел также занятия по математике и механике в Институте инженеров путей сообщения (1896-1902). В 1902 перешел на преподавательскую работу в только что открывшийся Петербургский политехнический институт.

Здесь его деятельность была связана с кафедрой теории корабля, во главе которой стоял тогда известный кораблестроитель профессор К,Боклевский. После защиты диссертации Ф. Был утвержден в звании адъюнкта института (1904), С 1909 ординарный профессор Политехнического института по кафедре теории корабля. Неоднократно Ф. Исполнял обязанности декана кораблестроительного отделения, а также директора института. Параллельно с работой в Политехническом институте Ф. Состоял профессором по кафедре прикладной механики (с 1908) и директором (1911-16) Лесного института. В 1915 был назначен членом Совета при министре земледелия. В 1910 награжден орденом Св.Анны 2-й степени. В 1912 удостоился «Высочайшей благодарности за выдающуюся распорядительность и примерное исполнение служебных обязанностей».

С 1914 действительный статский советник. Ф. Был дважды женат. В 1896 он женился на дочери сенатского прокурора М.Белова Надежде Михайловне, от которой имел сына Андрея (род. 1901). Однако вскоре брак этот распался, и после получения развода Ф. Женился вторично (1914) -на кандидате естественных наук Лидии Фаддеевне Горбачевой (урожд, Лобза), с которой прожил до конца своих дней (их единственная дочь Александра родилась в 1909). Интерес к теории корабля появился у Ф. В результате раннего увлечения парусным спортом, сначала в качестве любителя, а потом и конструктора яхт. «Немало способствовало интересу к теории корабля и личное знакомство с А.Н.Крыловым - гениальным творцом многих трудных отделов этой науки», - отмечал Ф.

В своем «Curriculum vitae» (1904). Впоследствии им был создан оригинальный трехтомный курс «Теории корабля», развивавший, в частности, теорию качки Крылова. Ряд статей Ф., связанных преимущественно с остойчивостью корабля, был опубликован в «Известиях» Политехнического института и др. Петербургских журналах, Ф. Вел также практическую инженерную работу. Лодки конструкции Ф. Использовались в начале XX в. Петербургской спасательной службой. В Галерной гавани функционировала «Яхтенная верфь А.П.Фан-дер-Флита», занимавшаяся постройкой и проектированием спасательных ботов и лодок, парусных и моторных яхт, моторных лодок, мелкосидящих судов разного типа, а также буеров для катания на льду. В течение ряда лет Ф. Был инженером Главного правления Российского общества спасания на водах, участвовал в издании журнала «Теплоход».

Отзываясь на веяния времени, Ф. Начал с 1909 читать курс аэродинамики на организованных при кораблестроительном отделении Политехнического института воздухоплавательных курсах. В 1911 был опубликован его курс «Аэромеханика», явившийся одним из первых фундаментальных руководств в этой области. Ф. Принимал участие в работе всех трех Всероссийских воздухоплавательных съездов, выступая с докладами на первых двух (1911, 1912) и являясь председателем секции «Научные основы воздухоплавания» и почетным членом 3-го съезда (1914), В годы 1 -и мировой войны Ф. Принимал участие в научно-технических консультациях по военным вопросам. В связи с созданием по инициативе великого князя Александра Михайловича военной авиации он был введен в качестве постоянного члена в Технический комитет учрежденного тогда управления Военно-воздушного флота (1916).

В этой роли он проводил, в частности, - совместно с профессорами С.Тимошенко и Г.Ботезатом - экспертизу прочности и надежности модифицированного варианта аэроплана И.Сикорского «Илья Муромец» (май 1917), в процессе которой была выявлена необходимость усиления конструкций этого самолета, Ф. Был связан также с созданными при Петроградском политехническом институте «Офицерскими теоретическими курсами авиации», В 1916 Ф. Назначили руководителем строительства крупнейшего в России авиационного центра «Авиагородок» под Херсоном, Центр должен был включать авиазаводы, исследовательский комплекс и учебные заведения. В конце 1917 Ф. Переехал из Петрограда в Херсон, участвовал в создании Херсонского политехнического института (открыт летом 1918, но вскоре, после восстановления в Херсоне советской власти, осенью 1920, закрыт).

В эти трудные, голодные годы Ф. Успел издать ряд учебных курсов для херсонских студентов, хотя порой вынужден был ходить на лекции босиком. Средства к существованию добывала его жена, изготовляя из тряпья куклы и торгуя ими на рынке. В 1920 Ф. Был привлечен советскими властями к сотрудничеству с судостроительным кооперативом, однако он уже принял решение эмигрировать вместе с семьей.Ф. Удалось, несмотря на трехсуточный шторм, выбраться на парусном суденышке из Херсона в Констанцу. Румынские власти отказали русским беженцам в высадке на берег, пришлось отправиться на том же суденышке в Варну, где им было позволено сойти на берег.Ф. Послал запросы своим коллегам в Белград и Прагу и вскоре получил приглашения в оба эти университетских города.Ф.

Выбрал Прагу, 1.1.1921 вместе с семьей он пересек чешскую границу. Ф. Сразу же начал работать в Чешском высшем техническом училище - сначала доцентом, а затем (1934-39) профессором аэродинамики и кораблестроения. Он принимал участие также в деятельности Русского народного университета в Праге. В начале 20-х был председателем Союза русских агрономов в Чехословакии. Активным было участие Ф. В создании чехословацкой авиации. Первой опубликованной за рубежом книгой Ф. Был его курс элементарных приближенных вычислений, В 20-х и 30-х в Праге были опубликованы многочисленные литографированные учебные пособия и инженерные работы Ф. По вопросам кораблестроения и самолетостроения, связанным с ними задачам сопротивления материалов и аэродинамики, по механике и математике, а также по лесоведению (часть из них включала переложение на чешский язык его работ, ранее опубликованных в России).

Работы Ф. Печаталась в основном в журналах «Technicky obzor», «Strojnicky obzor», в трудах Военно-воздушного учебного института и Масариковской Академии наук, а также в «Ученых записках Русской учебной коллегии в Праге» и в «Научных трудах Русского народного университета в Праге»..

Значения в других словарях
Фанасмеф

(Иер 40.8)-см. Танхумеф.. ..

Фанатизм

- исступленный - доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к инакомыслию. Страстная преданность чему-либо. ФАНДАНГО - группа испанских народных танцев в умеренном темпе. Исполняется под аккомпанемент гитары и кастаньет.. ..

Фанер-юнкер

- знамя - военный чин ниже XIV класса в драгунских полках для унтер-офицеров из дворян в 1798-1802 гг. В полках тяжелой кавалерии ему соответствовал чин эстандарт-юнкера, в легкой кавалерии и артиллерии - портупей-юнкера, в пехоте — портупей-прапорщика.. ..

Фанерозой

Современный зон геологического времени, занимающий последние 545 млн. Лет. Характеризуется изобилием жизни. Ему предшествовал протерозойский зон — от 2500 до 545 млн. Лет назад.. ..

Дополнительный поиск Фандер-флит Александр Петрович Фандер-флит Александр Петрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фандер-флит Александр Петрович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фандер-флит Александр Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 30 символа