Цадкин Осип Аронович

189

(14.7.1890, Смоленск - 25.11.1967, Париж) - скульптор. Сын школьного учителя Арона Ц. И Софии Лестер, принадлежавшей к роду шотландских кораблестроителей, переселившихся в Россию при Петре 1. Детство и отрочество провел в Витебске. Учился в 4-классном городском училище (1900-4). Его одноклассником был М.Шагал, близким приятелем - Л.Лисицкий. Первые уроки в искусстве получил у живописца Ю.Пэна. В 1905 был отправлен к родственникам матери в городок Сандерленд (Великобритания), с 1906в Лондоне в Школе искусств и ремесел, где занимался резьбой и высеканием. Приехав погостить в 1907 на родину, исполнил первую монументальную работу из розового гранита «Героическую голову». Осенью 1907 Ц. Возвратился в Лондон, где продолжил обучение, с 1909 - в Париже, поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Ж.-А.Инжальбера.

Однако академическую лепку, прививаемую Инжальбером, Ц. Воспринимал как безжизненную имитацию искусства ив 1911 ушел из Школы. Тогда же впервые выставил свои работы в Салоне независимых, вместе с А.Архипенко и В.Лембруком. Посещал Русскую академию артистической колонии «La ruche» («Улей») на Монпарнасе, где познакомился с К.Бранкуси, А.Модильяни, Б.Сандраром, Р.Делоне и др. Творцами новейшего искусства. Под влиянием общения с поэтами М.Жакобом и Г.Аполлинером начал писать стихи и прозу, обнаружив незаурядный литературный дар. Источником вдохновения для Ц. В эти годы стала романская скульптура, экспрессивные готические статуи, монументальные произведения архаических эпох, творчество Родена. Увлечение африканской пластикой проявилось в деревянной пятифигурной композиции «Иов» (1914).

С началом 1-й мировой войны помощь из дома иссякла. В революционные годы родители Ц. Погибли от голода. В 1915 Ц. Вступил добровольцем в армию, служил в русском госпитале. Пережив газовую атаку немцев, заболел и в начале 1917 был демобилизован, На организованной совместно с Модильяни и М.Кислингом выставке (1918) показал 25 рисунков на военные темы. Выставка имела большой резонанс в художественной жизни Парижа здесь читали стихотворения фронтовики Блэз Сандрар и Жан Кокто, а композиторы знаменитой «Шестерки» (Л.Дюрей, Д.Мийо, А.Онеггер, Ж.Орик, Ф.Пуленк, Ж.Тайфер) исполняли свои произведения, В 1920 состоялась первая персональная выставка Ц. В галерее «Кентавр» (Брюссель), затем выставки в Голландии и Нью-Йорке.

Первую монографию о Ц. Написал в 1921 художественный критик М.Рейналь. В 1920-е работы Ц. Стали более свободными, легкими, прихотливо-пластичными. Дальнейшее развитие кубистических приемов привело его к окончательной выработке собственных принципов выпукло-вогнутых плоскостей, формировавших скульптурную форму, В 1928 вместе с другими мастерами Парижской школы представил свои произведения для экспонирования в русском разделе выставки «Современное французское искусство» в Москве. С конца 1920-х жил в провинции, в 1934 вместе с женой поселился в деревушке Арк. Излюбленные герои Ц. - мифологические, библейские, театральные персонажи, великие музыканты, живописцы, поэты. Вариации на темы античной классики - статуи «Ниобея», «Дискобол», «Деметра» (кон.

20-х). Под впечатлением поездки в Грецию (1931) родился образ Орфея, который превращался в лиру, реализуя поэтическую метафору «играть на струнах собственного сердца». Сам Ц. Виртуозно владел аккордеоном, был тонким знатоком классической и современной музыки. В 1936 завершил работу над деревянной композицией «В честь Баха». В конце 30-х создал проекты памятников А,Рембо, Г. Аполлинеру, А. Жарри, Лотреамону. Ц. Любил сопрягать скульптурные формы с рисунками-граффити. На вогнутых и плоских поверхностях рисовал или гравировал изображения рук, лиц, цветов, иногда - по примеру архаической древневосточной скульптуры писал целые поэмы. Бурная динамика, могучий пластический ритм, монументальность и безудержная эмоциональность его произведений превратились в поздние годы в драматическую, напряженную экспрессию.Ц.

Смело совмещал и комбинировал разнообразные материалы мрамор и известняк, алебастр и хрусталь, дуб и перламутр, цветное стекло и свинец. В деревянных скульптурах обильно применял раскраску, лакировку, полировку, инкрустацию. Нападение Германии на Францию вынудило Ц. Эмигрировать в США. Создал там статуи «Заключенный» и «Воющий Арлекин», выразившие скорбь и горечь ввергнутого в войну человечества. Вернулся в Париж в 1945. Трагическим символом XX в. Стал памятник «Разрушенный город», водруженный в Роттердаме в 1953. Фигура агонизирующего человека с вырванным сердцем воплотила ужас кровавой акции гитлеровцев, дотла разбомбивших Роттердам 14,5.1940. Тема великого художника-творца, ответственного за человеческую культуру, получила продолжение в послевоенном творчестве Ц.

В нескольких работах он воплотил образ Ван Гога, которого считал основоположником новейшего искусства. Памятник в Овер-сюр-Уаз близ Парижа (1956), бронзовая фигура художника, бредущего по дорогам Франции с мольбертом и этюдником (1963), двухфигурная группа «Братья Ван Гог», соединившая пластические темы и «Орфея», и «Разрушенного города». Работу Ц.-скульптора сопровождало огромное количество офортов, рисунков, гуашей, часть из них служила иллюстрациями его литературных произведений. Вместе с тем в этих композициях явственно ощутим пластический подход. Диапазон скульптурных работ Ц. Очень широк. Упрощенные, мощные головы из камня или дерева, обобщенные монолитные женские фигуры, группы из двух-трех фигур, экспрессивные, барочные композиции («Скульптор», 1930.

«Менады», 1934. «Homo sapiens», 1934. «Христос», 1939. «Рождение форм», 1949. «Лабиринт», 1950 и др.), портреты. Барельефы Ц. Украсили здания в Париже и Брюсселе, его садовопарковая скульптура имеется во многих городах, Большое влияние на развитие современной скульптуры оказала педагогическая деятельность Ц. - он преподавал в собственной художественной школе, в мастерских академии Гран-Шомьер в Париже. Автор книг «Путешествие в Грецию» (1955), «Три свечи» (1955), «Клетка и птица» (1968)..

Значения в других словарях
Цагарели Александр Антонович

Цагарели (Александр Антонович) - писатель, грузин по происхождению, родился в 1844 г. Слушал лекции на историко-филологическим факультете Санкт-Петербургского университета. Выдержал экзамен на степень кандидата по грузино-армянскому разряду факультета восточных языков. В 1872 г., после защиты диссертации pro venia legendi. "Сравнительный обзор морфологии Иберийской группы кавказских языков". (Санкт-Петербург, 1871) был определен приват-доцентом в Санкт-Петербургский университет по кафед..

Цадик

– святой, праведник – в хасидизме – глава паствы. По учению хасидизма, Ц. – праведный заступник перед Богом, ему открыта «книга судеб», он чудотворец и ясновидец. Появились в XVIII в. И существуют поныне, особенно в США и Израиле.. ..

Цаир

(маленький) (4Ц 8.21)-один из идумейских городов.. ..

Цай

Китайская княжеская династия, правившая в 1122-447 гг. До Р. Х. В княжестве Цай, ветвь Чжоу. Родоначальником династии Цай был Цай-шу Ду - младший брат первого императора из рода Чжоу У-вана. После битвы при Муе и падения династии Шан У-ван пожаловал брату княжество Цай (в нынешней провинции Хэнань) с главным городом Шань-Цай. После смерти У-вана между его младшими братьями началась война. Цай-шу и Гуань-шу выступили против Чжоу-гуна, который правил страной от имени маленького племянника (сына У-..

Дополнительный поиск Цадкин Осип Аронович Цадкин Осип Аронович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цадкин Осип Аронович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цадкин Осип Аронович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 20 символа