Церковная Утварь

130

- принадлежности культа, используемые при богослужении в православной церкви. Престол, на котором совершается литургия. Жертвенник, на котором совершается проскомидия. Престол и жертвенник покрыты одеждами. Верхний покров - индития, индитий (от греч. "одеваю"), нижний - катасирка (от греч. "приплотие"), сверху покрывало. Нижняя одежда делается из простого материала, верхняя из дорогой ткани. На престоле лежит антиминс (от греч. "анти" - вместо и лат. Mensa - стол) - шелковый плат, где изображено положение Спасителя во гроб. Литургия (кроме исключительных случаев) может быть совершена только на антиминсе. В свернутом антиминсе (или илитоне) лежит губка, служащая для собирания частиц на антиминсе и дискосе. Антиминс завернут в илитон (греч.

"обертка"). Кроме антиминса на престоле располагается Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница - ковчежец, коробка, где хранятся запасные Св. Дары (гостия) для причащения на дому. Для совершения литургии используются священные сосуды. Дискос - блюдо, на котором полагается Агнец, то есть хлеб, а также потир (греч. "чаша"), в которую наливается евхаристическое вино. При совершении проскомидии дискос покрывается металлической звездицей, представляющей собой две соединенные крест на крест металлические ленты с загнутыми концами. Звездица символизирует звезду, возвестившую рождение Спасителя. Дискос и потир покрывается покровцами и воздухом. Существует два малые воздуха (покрова, покровца) и один большой воздух.

Малые воздухи представляют собой матерчатые кресты, квадратная середина которых покрывает верх дискоса и потира, а четыре конца крестов спускаются вниз, покрывая боковые стороны сосудов. Большой воздух имеет вид матерчатого прямоугольника, им покрывают одновременно и дискос, и потир. Большой воздух кладут при погребении на лица священнослужителей или монахов. Для причащения мирян используется ложечка (лжица), лежащая на жертвеннике. Для разрезания Агнца и вынимания поминальных частиц из просфор используются большое и малое копие - особые ножи копьевидной формы. Большое копие используется как нож для Агнца, а малое - для вынимания частиц. Для отирания губ причастников, а также для отирания потира используются платы, то есть платки, обычно красного цвета.

Каждение совершается при помощи кадила (кадильницы). С Х - XI веков имела вид металлической чашечки с крышкой, подвешенной на цепочках, куда клался уголь и ладан. До этого использовали глиняные или металлические курильницы в виде сосудов с резными стенками. Кадило старинной формы называется кацея, кация (от греч. "тигель) и в отличие от кадила имеет ручку, а не подвесные цепочки. Находки каций из византийского Херсона датируются Х - XII веками. Существует ковчежец (ящичек) для крещения, где полагаются флакон с миром (мироносица), флакон с елеем, ножницы для подстрижения причащаемого, два помазка - один с кисточкой, другой с шариком для помазания елеем и миром, губка для отирания мира с тела причащаемого. Для подачи вина и "теплоты" (теплой воды или теплой воды с вином) используется специальный ковш, красовуль (греч.

"чаша для вина"). Для кропления св. Водой людей и предметов используется большая кисть, называемая кропило или васильки. Для помазания народа елеем на всенощном бдении или при соборовании (см. Треба) используется помазок (кисточка). Кроме многосвечных подсвечников существует переносной подсвечник с одной свечой - примикирий. На архиерейском богослужении употребляется подсвечник о двух свечах, дикирий (от греч. "дуо" - два и кирос - "свеча"), которыми архиерей благословляет народ. Трикирием называется пасхальный подсвечник на три свечи, которым пользуется священник на Пасху..

Значения в других словарях
Церковная Область

– см. Папская область.. ..

Церковная Реформа Петра I

Формировавшийся в России абсолютизм привел к изменению во взаимоотношениях церкви и государства. Пётр I всячески старался уменьшить роль Церкви в государстве. Он упразднил должность патриарха. В 1721 г. Для управления Церковью был создан Синод или Духовная коллегия (См. В хрестоматии статью «Манифест об учреждении духовной коллегии»), которую возглавлял гражданский чиновник - обер-прокурор, подчинявшийся императору. В 1722 г. Были утверждены штаты священнослужителей - на 150 дворов полагался оди..

Церковно Славянский Язык

- язык славянского текста Священного Писания и Богослужебных книг, первые переводы которых исполнены святыми братьями Кириллом и Мефодием, при помощи изобретенных ими буквенных знаков. Словарь Ц. Славянского языка позаимствован от древних Македонцев и, очевидно, от Приазовских Славян. Один из первых русских историков В. Н. Татищев (История Российская) подчеркивает, что "в житии Кирилла Селунского, как в римских, так и в наших написано, что Кирилл первее Казар вере Христовой учил и для них буквы ..

Церковно-учительские Школы

– в России со второй половины XIX в. 3-х годичные педагогические учебные заведения, мужские и женские. Готовили учителей для церковно-приходских школ, были в ведении Синода. Упразднены после 1917 г.. ..

Дополнительный поиск Церковная Утварь Церковная Утварь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церковная Утварь" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковная Утварь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 16 символа