Челищев Павел Федорович

76

(21.9.1898, Калуга - 31.7.1957, Гротта-Феррата, близ Рима) - живописец, график, сценограф. Сын богатого помещика. Получил хорошее домашнее образование, В юности готовился к медицинской карьере, увлекался математикой, танцами, занимался в детской художественной школе в Москве (1907). Позднее решил посвятить себя живописи. Посещал художественные классы при Московском университете (1916-18), брал частные уроки у художника Большого театра К.Корасне по рисунку костюма (1917). Переехав с семьей в Киев в 1918, учился там в монастырской иконописной мастерской, в 191820-в Академии художеств, в годы учебы брал частные уроки у А.Экстер и А.Мильмана. В этот период испытывал влияние идей кубизма и конструктивизма. Весной 1919 участвовал в декорировании Киева (исполнил монументальное панно «Бой красных с белыми» и «Бой артиллериста»).

В том же году впервые попробовал себя в качестве сценографа. Выполнил эскизы костюмов и декораций для неосуществленной постановки оперетты Сидни ДжонсаИвана Кариля «Гейша» в театре К.Марджанишвили (Марджанова) в Киеве. В его творчестве ощущалось большое влияние Доре, Винкеля, Бакста. В августе 1919 вступил в Добровольческую армию, служил картографом, В 1920 вместе с остатками армии через Севастополь эмигрировал в Константинополь. Там он зарабатывал росписью интерьеров кабаре, работал над рядом балетных постановок Б.Князева и над шестью постановками балетной труппы В.Зимина. В 1921 уехал в Софию, где для российско-болгарского издательства оформил книгу «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев».

Затем перебрался в Берлин. В 1921-23 работал над оформлением спектаклей и эстрадных представлений для театра «Синяя птица», для Русского романтического театра и театра Кёниггрэтцерштрассе. Оформил в экспрессионистском духе постановки «Золотой петушок» и «Савонарола» для Берлинской оперы. С 1923 обосновался в Париже. Испытал увлечение астрологией и оккультизмом, много читал, особенно Данте. Начал писать картины в сюрреалистической манере. Впервые выставил свои работы в «Galerie Henry», но признание ему принесло участие в Осеннем салоне 1925. Своей известностью он был во многом обязан Г.Стайн, купившей несколько его натюрмортов. Вскоре он познакомился с К.Бераром и вошел в возглавляемую им группу «неоромантиков», первая выставка которой состоялась в 1926 в галерее Друэ.

Под влиянием эстетики романтизма Ч. Писал портреты и фигуры в манере, напоминавшей Пикассо «голубого периода». «Обнаженная», «Рене Клевер» (1926). Интерес к пейзажу и портрету в этот период отразили его негативную реакцию на модное абстрактное искусство. Художник все время находился в процессе поиска, о чем свидетельствует, например, использование разнообразных «нехудожественных» материалов (морского песка, проволоки, воска и т.д.) - портрет Эдин Ситуэлл (1927). В 1928 провел персональную выставку в галерее Клэридж (Лондон), а в 1929 - в галерее «Pierre» (Париж). В 1920 работал как художник-декоратор у С-Дягилева. В 1927 исполнил декорации и эскизы костюмов к балету Н.Набокова «Ода» (либретто Б.Кохно на сюжет оды М.Ломоносова «На величие Божие», пост.Л.Мясина, театр Сарры Бернар).

По воспоминаниям постановщика, «декорации состояли исключительно из света, из кинематографа. Всевозможные световые эффекты. Электрические, фосфорические, прозрачные поверхности, тюли...». Ч. Любил путешествовать, в 1926 он посетил Тунис, в 1927- Алжир. В 30-е продолжал работать как художник и как сценограф. Сохранился его интерес к портрету, причем, как правило, позировали ему его друзья. Ч.Г.Форд, Э.Ситуэлл и др. Работал в традиционной манере («Княгиня Наталия Палей», 1932. «Монро Уилер», 1935) и в сюрреалистической («Явление», 1936-38). Персональные выставки прошли в галереях «Balzac» (1931), «Vignol» (1931), «Arthur Tooth» (1933, 1935, 1938), «Julian Levy» в Нью-Йорке (1934, 1937, 1940), «Arts Club» в Чикаго (1935), «Smith College Museum of Art» в Массачусетсе (1937).

Также участвовал в выставках. В Музее современных искусств в Нью-Йорке (1930), в «Wanisworth Athene» в Хартфорде (1931), в «Galerie des Quatre Chemins» в Париже (1939). По мнению Ш.Уильямс, его можно назвать «частным» художником, работающим под патронажем семей-меценатов, как, например, Ситуэллы, В 30-е сотрудничал с Дж.Баланчиным, оформив балеты «Скиталец» Шуберта (Театр Елисейских полей, 1933), «Волшебство» Моцарта («Ballet Russe de Monte Carlo», 1936 и 1938), «Орфей» Глюка («Metropolitan Opera», 1937), «Концерт» Моцарта, «Аполлон-Мусагет» и «Балюстрада» И.Стравинского («New York City Ballet», театр «Colon», Буэнос-Айрес, 1940) и др. В начале 2-й мировой войны с помощью Ситуэллов перебрался в США, в 1942 принял американское гражданство.

В картинах американского периода сочетал анатомические формы с фантастической архитектурой и вымышленными пейзажами. «Дом сумасшедших», «Фата-Моргана», «Хрустальный грот», «Детство Орсона», «Прятки», «Ищите и обрящете». Провел персональные выставки в «Durlacher Bros» в Нью-Йорке (1942, 1945, 1948), в «Julian Levy» (1942), в «Hanover Gallery» в Лондоне (1949), а также участвовал в выставке «Искусство и прогресс» в Музее современных искусств в Нью-Йорке (1944). В 1949 путешествовал по Европе, посетил Париж, Венецию, Лондон, Поселился в Италии. В 1950-е пришел к абстрактной живописи. Его излюбленным мотивом стали спирали в пространстве и сложные симметричные узоры, напоминающие планетарную модель атома. Динамизм всегда был отличительной чертой искусства Ч.

Он пришел к своей органической концепции реальности, где каждый предмет сферичен, очистил свои композиции от простой горизонтали, от плоскости, от прямого угла и заставил неподвижные формы двигаться. Большие персональные выставки состоялись в НьюЙорке («Durlacher Bros», 1951), в Мичигане (Институт искусства, 1952), во Флориде («Worth Avenue Gallery», 1952), в Лондоне («Hanover Gallery», 1952), в Париже (галерея «Левого берега», 1954, 1956), в Милане («GalleriadelNaviglio», 1955). Наиболее удачную оценку творчеству Ч. Дала Ш.Уильямс. «Челищев ни к кому не примыкает, Его творчество нельзя классифицировать, присвоив ему ярлык какого-либо художественного направления. Художник большого чувства и незаурядного мастерства, он всегда оставался в стороне.

Всегда участвуя в важных выставках, никогда - или почти никогда - не был их звездой. Одно время он считался необычным сюрреалистом, человеком идей, часто эксцентричных. Но если заглянуть глубже - он одарен замечательной способностью к почти фигуративному (иногда полностью фигуративному) мастерству, стоящему выше академической образности. Он отдает предпочтение почти монохромной палитре, но это служит только для того, чтобы подчеркнуть его академическое мастерство в объемах и контурах. Если некоторые его работы имеют не вполне современный вид, то это все-таки вид безусловного качества мини-мастера, произведения которого легко можно поставить на аукционе рядом с гигантами», В 60-70-е мемориальные выставки Ч.

Состоялись в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Представлен в Музеях современного искусства в Париже и Нью-Йорке, галерее Тэйт в Лондоне, в Третьяковской галерее и во многих частных коллекциях..

Значения в других словарях
Челенга

- упругая кисть или султан на парадных киверах казачьих генералов. Введена в форму 17 февраля 1809 г.. ..

Челеста

– небесный – ударно-клавишный музыкальный инструмент, по форме похож на пианино. Используется в симфоническом оркестре. Отличается нежным звуком, напоминающим звучание колокольчиков.. ..

Челищев Петр Иванович

Челищев (Петр Иванович, 1745 - 1811) - автор любопытной книги "Путешествие по северу России в 1791 г.", изданной в 1886 и 1889 годах (в 1889 г. Обществом древней письменности под редакцией Л.Н. Майкова ). Учился в пажеском корпусе. Затем был отправлен вместе с Радищевым и другими пажами для довершения образования в Лейпцигский университет, где пробыл с 1766 по 1770 гг. Здесь он слушал, между прочим, Эрнеста Платнера, который, читая философию и физиологию, постоянно затрагивал социальны..

Челищевы

Челищевы - старинный русский дворянский род, ведущий свое происхождение от Вильгельма (в православии Леонтия) Люнебургского (правнука Оттона, курфюрста Люнебургского), прибывшего в Россию в 1237 г. Сын его, Карл (в православии Андрей Леонтьевич), прозванием Челище, и был родоначальником Ч. Другие сыновья Леонтия - родоначальники Пансыревых и Глазатых . Правнук Андрея Леонтьевича, Михаил Андреевич, по прозванию Бренко или Бренок, был любимым боярином великого князя Дмитрия Ивановича Донского и па..

Дополнительный поиск Челищев Павел Федорович Челищев Павел Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Челищев Павел Федорович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Челищев Павел Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 23 символа