Чёрные Клобуки

152

- у киевлян общее прозвище племен, прикочевавших к лесостепным границам Киевской Руси после того, как Подонские степи заняли Кыпчаки-Половцы. Русские стали так их называть но внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Летописцы часто называют их и отдельными племенными именами, чаще всего Торкамн и Берендеями. У Константина Багрянородного это "Узы" (см). В летописях для Берендеев встречается и наименование Перендеи. Если считать, следуя русскому историку Татищеву, что имя Торков произошло от сарматского "гневливый" или от скандинавского языческого бога Тора, то можно с уверенностью признать в имени Перендий точный перевод названия этого бога. Соответственно с понятиями славянскими, Перундив, как и скандинавский Тор, бог грома и молнии.

И не случайно о таинственны" Берендеях на Руси возник ряд легенд и сказок мистического содержания. Торетов вспоминают на Кавказе самые ранние греческие географы. На Днепр они пришли с давно сложившейся бытовой культурой и, без сомнения, с сильным отпечатком долгого сожительства с Казарскими Славянами. Берендеи по имени, ближе всего к Беренджерам арабских авторов. При многоразличных "разночтениях" древних рукописей, нет ничего необычайного в том, что сами Арабы пишут это имя "Баранджер", что у Армян оно обратилось в "Варанждин" и "Варачан", у персидских ге- ографов пишется, как "В. Н. НД. Р", а в русских летописях, как Берендичи, Берендея, Перендеи. Страна, горы и реки в районе Терека, где вначале проживали Беренджеры, носили их имя.

Иногда в источниках оно заменяется названием Басилы, в котором не трудно узнать Базилеев древности. В стране Береаджер христианство господствовало уже в VII в. По Плинию там же когда-то жили Удзы. Все они могли быть и Туранцы и Кавказские Славяне и туранославянской смесью. Но в годы 721-37 Арабы уничтожали их во множестве, топили в реках или просто убивали. Части же их удалось скрыться на север. Во всяком случае, Ибн Фадлан в 922 г, видел в Камском Булгаре пять тысяч Баранджеров, а персидские географы того же столетия знали христиан В.Н.НД.Р. На Верхнем Дону, южнее Окских Угро - Финнов, Маджар. Как они попали на Дон, рассказывает Константин Багрянородный. Ему они были известны под общим с Торками именем Узов (см.

УЗЫ). В 948 году он писал. "Пятьдесят лет назад, так называемые Узы договорились с Казарами. Сообща с ними побили Печенегов в сражении и изгнали их из их собственной страны, которую так называемые Узы занимают до сих пор". О том, где до этого времени жили Печенеги, Татищев говорит. "Оные прежде жили между Дона и Волги, до Яика, а последи до Дунаяраспространился. Это же подтверждает и археология, Следовательно, после изгнания Печенегов и до прихода в наши стели Половцев (1060 год), Ч. К., Торки и Берендеи, проживали между Верхним Доном и Волгой и ниже по Дону, где персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает В.Н.НД.Р., два племени Б. Радас (Бродников) и Казарскнх Печенегов. Все эти выходцы с Кавказа, несомненно, находились и в державе Томаторканской, где составляли кадры касажской и хазарской дружины Мстислава Храброго.

После же того, как Половцы заняли наши степи, они ушли от них на запад и оказались при границах Киевской Руси. После этого Ч. К. Почти два века находились в состоянии непримиримой вражды и непрерывной войны с Половцами. Поэтому видеть между ними какие-либо родственные связи немыслимо. В. Н. Татищев, ранний русский историк, составил подробный летописный свод, для которого имел возможность использовать и списки, после бесследно исчезнувшие из архивов. В летописях, по его словам, "их историки разно имянуют, яко торки, печенеги, козары, черники, клобуки и берендеи, мню, что разные смешаны были" (История России- екая, т. 1, примечание к главе 26). "И было их войско немалое, иногда козарами прозванное, иногда же поршане или поросяне от реки" (там же том П, примечание к гд, 5-й и 6-й).

"Они их разно имяновали. Видно ж, что в одном месте у одного торки иди козары, у другого берендеи" у третьего черные клобуки" (там же той IV, примечание к главе 11). Наряду с туранскими именами их вождей. Моначкж, Сатмаз, Каракозь, Мнюз, Карас, Кокей, в летописях обнаруживаются и имена со звучанием алан" - скандинавским. Чекоман, Тошман, Кулдьяр, Кондувдый, Тудор. Вообще, Ч. К,. Стали народом, пережившим основательную метисацию. По данным археологии. "Торки, прошедшие по южнорусским степям, были настолько смешаны с другими народами и, в частности, с Печенегами, что выделить их памятники на этой территории не представляется возможным" (С. А. Плетнева, МИА 62, стр. 165). Попав в непосредственное соседство с Киевской Русью, Ч.

К. Заняли положение, известное в истории под термином "федераты" (см.). Они участвовали в ее политической жизни и в княжеских междоусобиях, помогали в борьбе со степными кочевниками. По словам Татищева, их пребывание там каждый князь потому "видел за полезнейшее, что в Черных клобуках много было мужей искусных и храбрых, понеже непрестранно себя обороняя или исча прибытка, в войне пребывали". Значение их в политической жизни древней Руси было подобно тому, какое позднее выпало на долю их потомкам, Казакам, в Литве и в России. С крупными и малыми владетелями на Руси Ч. К. Заключали договоры в своих собственных интересах и без всякого принуждения с их стороны. Одним ив многих примеров подобного соглашения приводит Ипатьевская летопись под годом 1159.

Племенные вожди Берендеев и Торков послали к Мстиславу предложение "Аще ны хощеши любити, яко же ны есть любил отец твои н по городу ны даси по девшему, то мы на тон отступим от Изяслава. Мстислав рад был речи той. И яся им по всю волю их". Они жили в отданных им на кормление городах, между Русами, но основали и несколько своих. Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и др. Ч. К. Получили у Русов наименование по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Оно возникло в народе, но так же их называли и летописцы., С развитием же русской научной мысли, составители летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что эти народы, как вы­ходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов.

Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется. "Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы". Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи. На основании всех этих летописных данных, русский историограф Н. М. Карамзин и делает свой вывод (см. Карамзин), что имя Казаков древнее Батыева нашествия (1237 г.) и принадлежало Торкай и Береадеям, которые у Русских назывались н Черкасами, т. Е. Так же как и Казаки в официальных актах. От XIII в. Прозвище Ч. К., вообще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их имена - Черкасы и Казаки..

Значения в других словарях
Чёрные Клобуки

(тюрк. Каракалпаки — чёрные шапки) название тюркского объединения, сложившегося около середины 12 в. В лесостепных районах Руси (в основном на р. Роси) из осевших там во 2-й половине 11 в. Остатков печенегов (См. Печенеги), торков (См. Торки), берендеев (См. Берендеи) и др. Являясь вассалами Руси, Ч. К. Были обязаны охранять южные границы государства, участвовать в походах киевских князей. Ч. К. Постепенно переходили от кочевого скотоводства к земледелию. У них начали складываться феодальные отн..

Черные Клобуки

ЧЕРНЫЕ КЛОБУКИ (тюрк. Каракалпаки - черные шапки) - племенной союз остатков тюркских кочевых племен - печенегов, торков, берендеев около сер. 12 в. (в основном в бас. Р. Рось). Защищали южные границы Руси. После монголо-татарского нашествия частью обрусели, частью откочевали в степи.. ..

Черные клобуки

См. Каракалпаки.. ..

Чёрные Земли

- свободные земли, жители которых платили налоги государству.. ..

Черные Клобуки

– тюрк, «каракалпаки» – черные шапки – племенной союз остатков тюркских кочевых племен – печенегов, торков, берендеев около середины XII в. В основном в бассейне реки Рось. Защищали южные границы Руси. После монголо-татарского нашествия частью обрусели, частью откочевали в степи.. ..

Черные Кодексы

– дискриминационные законодательные акты, принятые в США после Гражданской войны 1861–1865 гг. В ряде южных штатов для сохранения неравноправия чернокожих.. ..

Черные Люди

– в Русском государстве XII-XVII вв. Общее название тяглого городского и сельского населения, платившего все виды государственных налогов и исполнявшего различные повинности в пользу государства.. ..

Черные Клобуки

(тюрк. Каракалпаки - черные шапки) - плем. Объединение, сложившееся ок. Сер. 12 в. В лесостепных р-нах Руси (в основном на р. Роси) из осевших там (преим. Во 2-й пол. 11 в.) и ставших вассалами ее остатков тюрк. Кочевых племен - печенегов, торков, берендеев. Создание объединения Ч. К. В значит. Мере было вызвано необходимостью защиты от вторжений половцев. Являясь вассалами Руси, Ч. К. Были обязаны охранять юж. Границы гос-ва, участвовать в походах киевских князей против внутр. И внеш. Врагов. В..

Дополнительный поиск Чёрные Клобуки Чёрные Клобуки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чёрные Клобуки" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чёрные Клобуки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 14 символа