Шагал Марк Захарович

208

(24.6.1887, Витебск - 28.3.1985, Сен-Поль де Ване, Франция) - художник. Старший из десяти детей мелкого торговца. Окончил в 1905 4-классное городское ремесленное училище. Первыми шагами будущего художника руководил Ю.Пэн. С 1907 Ш. В Петербурге, 2 года занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, руководимой Н.Рерихом, затем в мастерской С.Зайденберга и в частной школе Е.Званцевой, где его наставниками были М.Добужинскай и Л. Бакст. Начало художнической биографии Ш. Картина «Смерть» (1908) - переплетение фантастики и реализма. Для продолжения образования в августе 1910 уехал в Париж. Поездку и обучение субсидировал известный юрист и общественный деятель М.Винавер. В Париже художественным школам предпочитал музеи и выставки, творчески усваивая достижения кубизма.

В 1911 поселился в артистической колонии «La ruche» («Улей») в квартале Монпарнас. Дружба с Гийомом Аполлинером, Блэзом Сандраром, Максом Жакобом, Андре Сальмоном была увековечена в стихах, рисунках, полотнах, статьях, в частности, Ш. Создал картину «В честь Аполлинера (Половина четвертого)» (1912). В 1912 Ш. Впервые показал свои полотна на Осеннем салоне и в Петербурге, с группой «Мир искусства», в 1913-в Москве, на выставке «Мишень», организованной М.Ларионовым. До конца своих дней Ш. Называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с русской художественной традицией (иконопись, творчество Врубеля, произведения безымянных вывесочников, живопись крайне левых). Вместе с тем творчество Ш. Принадлежит в равной степени еврейской и французской культурам.

Главная его особенность - сплав фантасмагории и быта, прошлого и будущего, мистики и реальности («сюрнатурализм», по определению Аполлинера), экспрессивность цвета и рисунка, что сделало Ш. Предтечей экспрессионизма и сюрреализма. По словам Ш., он стремился «видеть мир особыми глазами, как будто только что родился». Художественно-поэтическая система Ш. Определилась уже в ранних полотнах 1911-13 («Я и деревня», «Солдат пьет», «Россия. Ослы и другие», «Автопортрет с семью пальцами» и др.), они знаменовали рождение и зрелость новейшего еврейского искусства. В июне 1914 в берлинской галерее «Der Sturm» открылась первая персональная выставка Ш., устроенная Г.Вальденом. Представленные здесь картины и рисунки дали импульс экспрессионизму немецких художников.

1-я мировая война заставила Ш. Остаться в Витебске, куда он отправился на каникулы после берлинского вернисажа. В 1914-15 много писал Витебск, его жителей, бытовые сценки, свою семью. Эта серия обеспечила запас убедительности его будущих полотен, неотделимых от реалий родного города. Летом 1915 женился на Берте (Белле) Розенфельд. В его картинах она стала воплощением Вечной женственности. Осенью они уехали в Петроград. В ноябре 1917 вернулись с дочерью в Витебск.Ш. Воспринял революцию прежде всего как установление национального равенства, открывающее неограниченные возможности культурного возрождения народа. Получив в августе 1918 мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», оформил город к 1-й годовщине Октября огромными панно с «летающими евреями» и «зелеными козами».

Организовал музей и народное художественное училище, в котором преподавали Ю.Пэн, М.До6ужинский, И.Пуни и К.Богуславская, а затем К-Малевич, вытеснивший Ш. Из училища. Покинул Витебск в июне 1920. В Москве познакомился с руководителем Еврейского камерного театра А.Грановским, нарисовал панно для зрительного зала театра, оформил три миниатюры Шолом-Алейхема. Летом 1922 направился в Берлин, чтобы узнать об участи своих произведений, оставленных на Западе. В течение многих лет длился судебный процесс, в ходе которого Ш. Пытался вернуть хоть что-нибудь из 40 полотен и 160 графических произведений, выставленных летом 1914. Обратно удалось получить меньше 10 работ. В Берлине овладел новыми видами техники - офортом, сухой иглой, ксилографией.

Пытался издать книгу «Моя жизнь», написанную в Москве, но талантливая проза Ш. Оказалась слишком трудна для переводчика, свет увидел тогда лишь цикл офортов под этим названием (впервые книга опубл. В 1931 на франц. Яз.), С 1923 Ш. В Париже, где вошел в европейскую художественную элиту (Пикассо, А.Матисс, Ж.Руо, Ж.Бернар, П.Элюар и др.). По заказу маршана А.Воллара избрал для иллюстрирования «Мертвые души» Гоголя (96 офортов, концовки и заставки, 1923-27), затем исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (100 офортов, 1927-30). Путешествия по Франции вдохновили Ш. На создание радостных и светлых пейзажей. В 1931 он впервые побывал в Сирии и Палестине, в связи с работой над иллюстрациями к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56), они стали фундаментом огромного цикла, над которым Ш.

Трудился почти всю жизнь, - «Библейского Послания» (гравюры, рисунки, картины, витражи, шпалеры, керамические скульптуры, рельефы). Публичное сожжение произведений Ш. В нацистской Германии, гонения на евреев, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Ш. В апокалиптические тона. В 1930-е ведущей темой его искусства стало Распятие. Горящий Витебск служил фоном многочисленных композиций с умирающим на кресте мучеником-земляком. В мае 1941 по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства Ш. Переехал с семьей в США. Дружескую поддержку оказал ему философ Жан Маритен. Близкие отношения возникли у Ш. С искусствоведом Лионело Вентури. В США в 1943 произошла последняя встреча Ш. С давним московским другом С.Михоэлсом.

В сентябре 1944 Ш. Пережил внезапную смерть жены. Огромной силой любви были продиктованы композиции «Моей жене посвящается» (193344), «Вокруг нее» и «Свадебные свечи» (обе 1945). В 1945 Ш. Написал три полотна-задника, занавес и костюмы для балета И.Стравинского «Жар-птица» в «Ballet Theatre». Окончательно вернулся во Францию в 1948. Тогда же получил Гран-При за иллюстрации к «Мертвым душам» на 24-й биеннале в Венеции. Затем последовал ряд др. Знаков отличия. В 1952 вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Из циклов цветных литографий, станковых и книжных работ 50-60-х, созданных после путешествия .по Греции и Италии, наиболее известны иллюстрации к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (42 цветных литографии, 1960-62).

Постепенно Ш. Все больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой, с 1957 витражами. Изготовил витражи для католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля. Небывалый резонанс вызвал плафон Парижской «Grand-Opera», завершенный в 1964 по заказу президента Ш. Де Голля и министра культуры А.Мальро. С 1966, после создания нового шедевра - панно для «Metropolitan-Opera» в Нью-Йорке, Ш. Жил в Сен-Поль де Ване близ Ниццы, где построил дом-мастерскую. В июне 1973 посетил Москву и Ленинград. В следующем месяце присутствовал на торжественном открытии государственного Музея Ш. В Ницце, сосредоточившего внушительную часть «Библейского Послания».

По случаю 90летия Ш. Была оказана редкая честь - уникальная выставка его работ была развернута в Лувре (окт. 1977 - янв. 1978). Он был награжден Большим Крестом Почетного легиона.

Значения в других словарях
Шагал Марк Захарович

Шагал (Chagall) Марк Захарович (р. 7.7.1887, Лиозно, ок. Витебска), французский живописец и график. Учился в Петербурге у Л. Бакста. ..

Шагал Марк Захарович

        (Chagall) (1887-1985), французский живописец и график. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др. (1907-09). В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В 1914-22 - в России, с 1917 руководил Школой искусства в Витебске, участвовал в оформлении революционных праздников. С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. Источник сюжетов большинства произведений Шагала - еврейский местечковый быт, трактованн..

Шавфай

(Езд 10.15)-аналог. Ионафан,л (в оригинале написание одинаково с Шавтай).. ..

Шавфая

(Неем 11.16)-аналог. Авда,б (в оригинале написание одинаково с Шавтай).. ..

Шаганов

Шаганов - майор, командовавший в Гергебиле в 1843 г. В самый разгар успехов Шамиля . Укрепление Гергебиль в Дагестане связывало наши отряды дагестанский, аварский и самурайский и поддерживало нашу власть над Шамхальством, Мехтулинским ханством и всеми пространствами до Дербента. Ввиду такого громадного значения Гергебиля Шамиль решил его взять. 28 октября он подошел к нему с 10 тысячами горцев, тогда как под начальством майора Ш. Было только 306 человек Тифлисского полка с 5-ю орудиями. 29 октяб..

Шаганов Николай Исеевич

Шаганов (Николай Исеевич, 1809 - 1877) - местный историк из купцов, с домашним образованием. Служил много лет при винных откупах. Его труды. "Стародуб или нынешний Кляземский городок". ("Москвитянин", 1844, № 17). "Курган стана Батыева". ("Северная Пчела", 1846, № 180). "О древних гробницах в городе Суздале". ("Нижегородские Губернские Ведомости", 1847, № 40). "Город Меленки в историческом и стратегическом отношениях". ("Влад..

Дополнительный поиск Шагал Марк Захарович Шагал Марк Захарович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шагал Марк Захарович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шагал Марк Захарович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 20 символа