Шаршун Сергей Иванович

138

(4.8.1888, Бугуруслан, Самарской губ. - 24.11.1975, Париж) - живописец, график, литератор. Родился в купеческой семье (отец торговал тканями). Рано потеряв мать, Сергей, будучи старшим из четырех детей, вынужден был искать заработок. В 1905-7 учился в коммерческом училище Симбирска, одновременно занимаясь живописью и готовясь к поступлению в Казанскую художественную школу. В 1908, оставив училище, уехал в Москву. Занимался в частной мастерской К.Юона, отличавшейся свободными художественно-педагогическими установками и привлекавшей многих провинциалов, готовящихся к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве познакомился с Н.Гончаровой, М.Ларионовым, А.Крученных, О.Розановой и др. Представителями художественного авангарда.

В 1910 призван на службу в армию, откуда дезертировал незадолго до демобилизации в 1912. Через Польшу и Берлин перебрался в Париж. Поступил учиться в Русскую Свободную академию Марии Васильевой, затем в знаменитую кубистскую Академию «La Pallette», в которой преподавал К.Метценже, Д.де Сегонзак и А.Ле Фоконье. Последний оказал на Ш. Наибольшее влияние, в его произведениях Ш. Находил, по собственному признанию, «все то, чего ждал от французского кубизма - формальную четкость линий, строгий анализ темы, глубокий пантеизм, пропитанный символикой». Впрочем, в этот период в неменьшей степени его поразила и классическая французская живопись, в частности, «экспрессионизм» Э.Делакруа, которого он открыл для себя в Лувре.

Позднее Ш. Признавался. «Что касается современной живописи, Париж не был для меня откровением, зато Лувр меня восхитил». В 1913 и 1914 выставлял свои кубистические произведения в Салоне независимых, наряду с другими русскими художниками, работавшими в те годы в Париже. В 1913 познакомился с Еленой Грюнгоф, молодым скульптором, которая впоследствии на протяжении 10 лет была его компаньоном и участником совместных выставок. В 1914 с началом 1 -и мировой войны уехал в Испанию. За время трехлетнего пребывания в Барселоне близко соприкасался с древним испано-мавританским искусством, особенно прикладным (изделия из фаянса), которое подтолкнуло его к новым поискам. Позднее писал в автобиографии. «Крашенные фаянсовые квадраты изменили мою живописную концепцию, дав волю моей исконно славянской натуре - мои картины стали красочными и орнаментальными».

Так рождалась у Ш. Оригинальная и самостоятельная версия «орнаментального кубизма». Отказавшись от глубины, он в своих композициях испанского периода уподоблял плоскость холста декоративной эмалевой поверхности, разбитой на геометрические фрагменты ярких цветовых кусков. Магия мозарабского орнамента спровоцировала художника на активное развитие творчества в сторону беспредметности. Орнаментализм, как считал Ш., приносил ему необходимое очищение в жизни и в творчестве. Мастер стремился возвратить орнаменту его глубинный духовный смысл, способность воплощать представления человека о мироздании. В 1916-17 Ш. Устраивал свои выставки в барселонской галерее Дальмо (в 1916- совместно с Грюнгоф, в 1917 - персональную), на которых демонстрировал работы, созданные в Испании.

Выставки заинтересовали дадаистов А.Кравана и Ф.Пикабия, с которыми Ш. Близко познакомился уже по возвращению в Париж в 1919. В Барселоне Ш. Создал также два рисованных цветных фильма. «Гитара», навеянный цыганской песней, и другой - посвященный русской теме, В 1919 по рекомендации Ф.Пикабия устроил персональную выставку в Париже в книжной лавке А.Форни. Сближение с дадаизмом отмечено участием Ш. В 1921 в Салоне Дада в галерее Монтэнь в Париже вместе с Г.Арпом, М.Эрнстом, Т.Тзара и др. Где он показал программную дадаистскую работу «Сальпенжатная Дева Мария». Глава парижских дадаистов М.Дюшан отнесся к Ш. Очень доброжелательно. Одновременно с Салоном Дада работы Ш. Были представлены на выставке Салона независимых. В 1920-21 Ш.

- активный участник всех манифестаций дадаистов в Париже. В то же время он сблизился с «Русским Монпарнасом» - русской литературно-художественной богемой, составлявшей значительную часть русской эмиграции в Париже. В 1921 Ш. Вошел в литературно-художественное объединение «Палата поэтов», созданное ДКнутом (21.12.1921 там состоялся вечер Ш. «Дада Лир Кап»), а также в Союз русских художников (21.10.1921 Ш. Провел с секретарем общества И.Зданевичем дадаистский вечер в духе цюрихского кабаре «Вольтер»). В 192324 участвовал в деятельности группы «Через», руководимой С.Ромовым и объединявшей русских художников и литераторов. Издал на французском языке свою поэму «Неподвижная толпа» с шестью авторскими иллюстрациями (1921, переизд.

На франц. Яз. В 1966 и 1968). В 1922 Ш. Приехал в Берлин с намерением получить советскую визу и вернуться на родину. Там он встречался с поэтами В.Маяковским, С.Есениным, Б.Пастернаком, Б.Поплавским, А.Белым, художниками - И.Пуни, Э.Лисицким, М.Андреенко и др. Деятелями русской культуры, как эмигрантами, так и теми, кто приехал в Берлин по делам, в частности, для организации Первой русской художественной выставки в галерее Ван Димена (1922). Ш. Тоже участвовал в этой большой экспозиции современного русского искусства. Он показал свои работы в стиле «орнаментального кубизма» и на выставках в галерее «Штурм» (сначала на совместной немецких и русских мастеров, затем на совместной с Грюнгоф - обе в 1922). Затем состоялась его персональная выставка в книжном магазине «Заря» (1923).

В Берлине Ш. Продолжал участвовать в дадаистском движении. Сотрудничал в журналах «391», «Манометр», «Мерц», «Мекано» совместно с К.Швиттерсом, Т.Тзара и Г.Арпом, издавал свои собственные сочинения - брошюру «Дадаизм», журнал-листовку «Перевоз Дада» (в Берлине вышло 3 номера, издание было продолжено в Париже, где в период с 1924 по 1949 вышло еще 10 номеров). Ш. Начал издание дадаистических листовок, выходивших крохотным тиражом, нерегулярно, иногда с большими интервалами с 1922 по 1975. Они представляли собой 2-3-страничные журналы с различными названиями. «Памятник» (1948-57, 3 номера), «Клапан» (1958-68, 20 номеров), «Вьюшка и Вьюшка» (1969-71, 4 номера), «Свечечка» (1972-73, 2 номера). Листовки были большей частью написаны на русском языке, в них предельно кратко, афористично Ш.

Представлен как художник, писатель и философ. После 14 месяцев, проведенных в Германии, Ш. Окончательно отказался от мысли вернуться в Россию и выехал в Париж, где принял участие в юбилейной выставке Салона независимых. Он отошел от дадаизма, сближение с которым было для него временным. Еще в Германии Ш. Заинтересовался философскими взглядами Р.Штайнера - теорией антропософии, которая, по словам Ш., и наложила отпечаток на все его последующее литературное и живописное творчество. Художник направил свои усилия на поиски некоего абсолюта. По свидетельству Р.Герра, Ш. Любил говорить, что он беспрерывно умирает и возрождается в своем творческом процессе и что в час творения он весь вливается в то, что творит. В 1926 Ш.

Выставлял произведения в духе «орнаментального кубизма» в галерее Ж.Бушше в Париже. Благодаря поддержке критиков А.Сальмона и В.Жоржа выставка имела успех и большая часть полотен была приобретена в частные собрания. В следующем, 1927, Ш. Познакомился через Н.Ходасевич-Леже с А.0занфаном и некоторое время испытывал воздействие цветопластических идей пуризма. Работы подобного рода парижская публика увидела на персональных выставках Ш. В галерее Обье (1927) и галерее Персье (1929). В конце 1920-х - начале 1930-х из-за разразившегося экономического кризиса Ш. Оказался в тяжелом материальном положении. Не имея достаточных средств для покупки холста и красок, Ш. Ограничивался созданием небольшого размера полуабстрактных пейзажей «домов-деревьев» или натюрмортов с неприхотливыми предметами из одинокой комнаты художника - кружками, кувшинами, бутылками, трубками, фруктами.

В это трудное время литературное творчество Ш. Опережало живописное. Он активно сотрудничал с журналом «Числа» (1930-34), в котором выступал как писатель и поэт, принимал участие в работе литературного объединения «Кочевье», руководимого М.Слонимом, посещал вечера «Зеленой лампы», проводимые Д.Мережковским и З.Гаппиус на их парижской квартире. В 1930-е были завершены и изданы маленьким тиражом. Поэмы в прозе «Долголиков» (1918-34, изд. В Париже, 1934. Тираж 100 экз.) и «Небесный колокол» (1919-29, изд. В Париже, 1938. Тираж 200 экз.). Лирическая повесть «Заячье сердце» (1933-37, изд. В Париже, 1937, тираж 200 экз.) и др. Произведения, переизданные издательством Ля Кестьон в 1960-е. Литературные опыты Ш. Были замечены критикой, особенно поэма в прозе «Долголиков» - история одиночества творческой личности.

Поэма, по словам М.Осоргина, выявила «зрелое искусство и значительный вкус художественной души». Своеобразной пластической метафорой душевного состояния героя поэмы - Долголикова и самого художника можно назвать картину Ш. «Маленькая читательница» (1932), в которой современник и друг художника Я.Горбов увидел образ одиночества - «глухого, непроницаемого, какого-то дрожащего. Оно не только не пугает, оно притягивает, гипнотизирует». В конце 1940-х в живописи Ш. Наблюдалось отчетливое движение к абстракции, особенно в его сериях, интерпретирующих тему воды, моря как некой первоначальной материи, из которой все родилось. От декоративного орнаментализма, буйства красок художник шел к спокойной, умиротворяющей, почти монохромной живописи, превращающей, по наблюдению Р.Герра, водную стихию в «тихие и легкотекущие, чистые и небесные в их сущности и в их отражениях» шаршуновские воды (цикл живописных композиций «Морская стихия», 194849.

Цикл «Венеция», 1952. Серия картин «Метаморфозы», созданная под впечатлением произведений Ф.Кафки). С 1942 по 1960 Ш. Снимал ателье «Сите Фальгер» в Париже. Начиная с 1944 на протяжении 12 лет регулярно выставлялся в галерее Р.Креза в Париже. С середины 1950-х все чаще обращался к теме музыки в своей живописи, сначала облекая в полуабстрактные формы пластические воплощения водной стихии и подчиняя их сложному музыкальному ритму, а затем вдохновляясь конкретными музыкальными произведениями (Бетховен. Вариации, 1954. Стравинский. Симфония псалмов, 1957. Бетховен. Концерт для фортепиано № 4, 1960. Бетховен. Кариолан, 1962. Шуберт. Симфония № 9, 1963. Брамс. Вальс, 1969 и др.). В произведениях 1960-х появляется особого рода монументальность, рождаемая строгой симметрией форм, осязаемой материальностью простых геометрических форм.

Лишь в самом конце жизни после большой ретроспективной выставки в Национальном музее современного искусства в Париже в 1971 художник получил мировое признание. Почти все картины были моментально раскуплены, к мастеру пришло наконец и материальное благополучие. Но Ш. Продолжал вести скромный, почти аскетичный образ жизни, довольствуясь малым и раздавая имеющиеся деньги первым встречным русским людям. Почти в 90-летнем возрасте, в 1973-74, художник совершил свое последнее путешествие на «край света», на остров Галопагос, где написал один из лучших своих автопортретов, в котором, по словам Г.Адамовича, «сквозь белую маску лица обнажает всю суть человека, в котором уцелел русский сектант-подвижник из заволжских степей, готовый за свою веру взойти на костер».

В 1950-70-е много иллюстрировал и оформлял книги, среди которых. Произведения П.Лекьюра - «Письма Жана Борэ» (Париж, 1957, тираж 5 экз.). «Общая панорама» (Париж, 1963, тираж 66 экз.). «Книга балетов» (Париж, 1964, тираж 210 экз.). «Абракадабра, СержШаршун, поэма-портрет» (Париж, 1971, тираж 76 экз.). «Мой Фауст» П.Валери (Братислава, 1970). «Поэмы» М.Гагарина (Париж, 1969, тираж 60 экз.) и др. При жизни персональные выставки Ш. Прошли также в Монреале в 1956-57. В Паричке в 1957, 1958-59, 1960, 1961, 1966, 1967, 1970, 1974. В Копенгагене в 1959. В Гейдельберге в 1960. В Нью-Йорке в 1960. В Милане в 1962, 1969, 1974. В Женеве в 1967, 1971. В Люксембурге в 1967, 1970-71 и в др. Городах Европы. Ш. Похоронен, согласно желанию, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Произведения Ш. Хранятся в Третьяковской галерее и крупнейших музеях мира..

Значения в других словарях
Шарукань

– древний город, центр половецкого племенного объединения Шаруканидов. Из Ш. Совершались набеги на Киевскую Русь. В 1111 г. Был взят войсками Владимира Мономаха. В XII–начале XIII вв. Запустел. Точное местонахождение неизвестно.. ..

Шарухен

(Нав 19.6)-см. Шаарим,б.. ..

Шассе

- культура Франции. Средний неолит. 4000-2500 г. До н.э. Совпадает с регрессией океана.. ..

Шастра

Предписание, правило, каноническое произведение.. ..

Дополнительный поиск Шаршун Сергей Иванович Шаршун Сергей Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шаршун Сергей Иванович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шаршун Сергей Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 22 символа