Эрьзя (наст. Фам., Имя Нефедов Степан Дмитриевич)

123

(27.10.1876, с. Баево, Алатырского у., Симбирской губ, - 24.11.1959, Москва) - скульптор. Из крестьян мордовского племени эрзя, С 14 лет работал в артелях богомазов, изготовляя иконы и расписывая деревенские храмы. В 1900 исполнил в Алатыре, где поселились родители, декорации к любительскому спектаклю и был замечен просвещенными людьми местного общества. В 1901 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Готовился вначале стать живописцем. Затем перешел на скульптурное отделение. Учился у С.Волнухина, однако наибольшее влияние на его становление оказал П. Трубецкой. В 1906 отправился в Италию. Принял псевдоним «Эрьзя», желая утвердить имя своего народа в мировой семье человечества. Быстро овладел навыками обработки мрамора, рубил свои вещи прямо в камне, без подготовительных эскизов и моделей и без помощи ремесленников, которые, как правило, переводили замыслы скульпторов в материал.

Статуя Иоанна Крестителя для храма города Специя сделала его имя известным в профессиональных кругах. Доминировала в его искусстве религиозная тематика. Распятия, страдающий Христос были основными темами создаваемых им голов и фигур, В 1909 на 8-й биеннале в Венеции была показана композиция «Последняя ночь осужденного перед казнью» (бетон, не сохранилась). Высокий внутренний накал работы, страстность исполнения дали критикам основание окрестить Э. «русским Роденом». В 1910 переехал во Францию. Благодаря триумфам на выставках в Венеции, Милане, Ницце, Мюнхене произведения Э. Были закуплены музеем Ниццы, частными коллекционерами. В 1913 в Париже состоялась его первая персональная выставка. Значительный коммерческий доход давали Э.

Портреты, которые он делал с невероятной быстротой. Лучшие из них - «Портрет Марты» (1912, цемент), «Автопортрет» (1912, бронза), «Норвежская женщина» (1914, гипс) и др. Весной 1914 возвратился в Россию по приглашению городских властей Алатыря, предложивших ему создать музей, но с началом 1-й мировой войны был призван в армию, Служил санитаром в одном из московских военных госпиталей, не оставляя занятий скульптурой. «Балерина С.В.Федорова 2-я» (1915, мрамор). «Эрзянка» (1915, бетон). «Калипсо» (1917, мрамор). Мраморные изваяния, созданные в 1917-19, демонстрировали непревзойденное владение Э. Этим материалом. После Октябрьской революции уехал на Урал, надеясь найти породы мрамора, не уступавшие каррарскому. В Екатеринбурге преподавал в созданной им художественной школе (1918-20).

Недолго работал в Москве, затем на юге (в Геленджике на его руках умер Волнухин), в Батуми и Баку (1921-25), где также преподавал и участвовал в художественных начинаниях новой власти. Впервые обратился к дереву. Портреты Руставели, Церетели и И.Чавчавадзе утеряны, но об их стилистике можно судить по уцелевшим работам «Летящий», «Материнство», «Леда и лебедь» (все - 1922). С декабря 1925 снова в Москве, поселился в мастерской уехавшего из СССР С.Коненкова. Участвовал в деятельности Общества русских скульпторов. При содействии А.Луначарского, который предложил Э. Показать свои новые работы в Европе, организовал в 1926 персональную выставку в Париже, но произведения его на этот раз успеха не имели.Т.к. Французские власти отказались продлить визу, а в другие европейские страны «красного скульптора» не пускали, Э.

Направился в 1927 в Аргентину. Обрел здесь свой любимый материал, с которым неразрывно связано его имя, - древесину экзотических квебрахо и альгарробо, не уступавшую по твердости камню. Добился поистине ювелирной их обработки, используя наросты, наплывы и корни, соединяя нужные куски клеем собственного изобретения. Лучшие работы. Двухметровый «Моисей» (1932), в котором было более 200 вклеенных кусков. «Ужас» (1933). «Пламенный» (1934). «Аргентинка» (1941). Э. Одиноко жил в двухэтажном домике на окраине Буэнос-Айреса, регулярно экспонировал работы на аргентинских выставках. В 1927, 1928, 1930, 1931. 1934, 1945 в Буэнос-Айресе были проведены его персональные выставки. На все лестные предложения продать работы скульптор отвечал отказом, поскольку не терял надежды увидеть когда-нибудь свой музей.

Стремление Э. Вернуться на родину поддержал советский посол в Аргентине, ив 1950 зафрахтованный советским правительством корабль привез вместе с самим мастером более 300 скульптур, а также множество заготовок - пней и чурбанов квебрахо и альгарробо для будущих произведений. Последние годы жизни Э. Прошли в Москве. В 1954 состоялась персональная выставка, имевшая большой успех у зрителей, но официальные художественные круги его не признали. Мраморное надгробие на могиле Э, исполнено давним другом Коненковым..

Значения в других словарях
Эрхардт, Герман

(Ehrhardt), (1881-1971), организатор и руководитель, (наряду с Вольфгангом Каппом), Капповского путча в 1920 и марша на Берлин. Офицер морского флота, служил во 2-й морской бригаде. После 1-й мировой войны участвовал в свержении Баварской советской республики. Организатор ветеранского подразделения "Викинги", выполнявшего роль вспомогательной полиции Баварии, члены которого в большинстве вступили позднее в штурмовые отряды СА. Опасаясь за свою жизнь во время событий "Ночи длинных ножей" бежал в ..

Эрцгерцог

– титул австрийского монарха в 1453–1804 гг., в 1804–1918 гг. – принцев. Титул основан по преданию на объявленном в 1156 г. Фридрихом I Барбароссой уравнении принцев в правах с курфюрстами, носившими название эрцфюрст. Общепризнанным этот титул стал только с 1453 г.. ..

Эсеры

– партия социалистов-революционеров – крупнейшая партия в России в 1901–1923 гг., до 1917 г. На нелегальном положении. Выражала интересы мелкой буржуазии. Основные требования. Демократическая республика, политические свободы, рабочее законодательство, социализация земли. Главное тактическое средство – индивидуальный террор. Вели работу в массах, преимущественно крестьянских. Лидеры. В. М. Чернов, А. Р. Гоц, Н. Д. Авксентьев и др. После Февральской революции вместе с меньшевиками составляли больш..

Эсимнет

(греч. "начальник") - должностное лицо в греческом полисе, наделенное судебными полномочиями, призванное урегулировать внутригородские волнения, споры, разногласия. Обычно из них составлялась коллегия.. ..

Дополнительный поиск Эрьзя (наст. Фам., Имя Нефедов Степан Дмитриевич) Эрьзя (наст. Фам., Имя Нефедов Степан Дмитриевич)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эрьзя (наст. Фам., Имя Нефедов Степан Дмитриевич)" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эрьзя (наст. Фам., Имя Нефедов Степан Дмитриевич), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 49 символа