Юродивый

122

Разряд святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, т.е. Облик безумия, принимаемый ради "поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внеположности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел. "Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано. Уловляет мудрых в лукавстве их " (I Кор. 3. 18-19), ср. Еще. "Мы безумны Христа ради" (I Кор. 4. 10). Юродство как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около V в.

Палладий в Лавсаике (см. Патерик) рассказывает о монахине в одном из египетских монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила обособленно, выполняла всю грязную работу, и монахини называли ее salh позднее обнаруживается ее святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из Послания к Коринфянам, которые цитировались выше. Евагрий (ум. 600 г.) рассказывает в своей Церковной истории о травоядцах, аскетах, которые питались травами и растениями. Эти аскеты вернулись из пустыни в мир, но в миру продолжали аскетический подвиг - ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна, и это демонстрировало то совершенное бесстрастие ((((((((), неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом.

Из этой среды, согласно житию, написанному Леонтием Неаполитанским (середина VII в.), выходит Симеон, юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса. После его кончины жители Эмесы убеждаются в его святости. Таким образом, юродство как определенный путь святости складывается к VI-VII вв. Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д.

Юродство как тип поведения использует, видимо, ту модель, которая была задана бесноватыми, жившими у мощей святых. В V-VI вв. Около церквей, построенных на могилах святых (мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически подвергаются экзорцизму, а в остальное время живут при церкви, выполняя различные работы в церковном хозяйстве. Бесноватые участвуют в церковных процессиях и могут выкриками и жестами обличать власть имущих в грехах и неблагочестии. Их обличения воспринимаются как вещие слова, исходящие от обитающего в них беса (убеждение в том, что обитающие в бесноватых демоны могут открывать истины, скрытые от людей, основано на евангельских примерах бесов, исповедающих Сына Божия, ср.

Мф. 8. 29. Мк. 5. 7). Вместе с тем в житиях юродивых часто повторяется мотив восприятия их как одержимых бесами, а их пророчеств и обличений как исходящих от демонов (в житии Симеона Эмесского, в житии Андрея, юродивого цареградского и т.д.). Подвиг юродства не получает значительного распространения в Византии или, во всяком случае, лишь в редких случаях удостаивается признание в форме санкционированного церковью почитания. Ряд святых прибегают к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая, однако, большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях преп. Василия Нового (X в.), преп. Симеона Студита, учителя Симеона Нового Богослова, святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (ум.

1175 г.) и др. В византийских источниках, однако, содержатся многочисленные рассказы о "божиих людях", принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Иоанн Цеце (XII в.) говорит, например, в своих письмах о знатных константинопольских дамах, которые в своих домашних церквях вешают не иконы, а вериги юродивых, заполнивших столицу и почитаемых более, чем апостолы и мученики. Иоанн Цеце пишет, однако, о них с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы. Такого рода осуждение было, видимо, характерно для церковных властей этой эпохи и связано со стремлением утвердить общежительное монашество, живущее по уставу и не практикующее нерегламентированные формы аскезы.

При этих условиях, естественно, почитание юродивых как святых официальной санкции не получало. Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение. Первым русским юродивым следует считать Исаакия Печерского (ум. 1090 г.), о котором рассказывается в Киево-Печерском патерике. Далее сведения о юродивых отсутствуют вплоть до XIV в., на XV - первую половину XVII в. Приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Русские юродивые ориентировались прежде всего на образец Андрея, юродивого цареградского, житие которого получило исключительно широкое распространение в России и вызвало многочисленные подражания (житие было написано в Византии, видимо, в Х в.

И вскоре переведено на славянский. Время жизни Андрея отнесено к V в., многочисленные анахронизмы и иного рода несообразности побуждают думать, что Андрей Юродивый является вымышленной фигурой). К числу почитаемых русских юродивых относятся Авраамий Смоленский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный Московский, Максим Московский, Николай Псковский Салос, Михаил Клопский и др. В их аскетическом подвиге отчетливо опознаются те черты, которые характерны и для византийской традиции юродства. Внешнее безумие, дар прорицания, соблазн как принцип поведения (перевернутое благочестие), обличение грешников и т.д. В Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли.

Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые почитаются еще при жизни..

Значения в других словарях
Юродивый

См. Безумный.... ..

Юродивый

Безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший. Народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье. Церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства. Но в церковном же значении. Юродивый иногда глупый, неразумный, безрассудный. Пять же бе от них мудры, и пять юродивы, Матф. Ныне более произносят. Юродивый. Юродивость ж. И юродство ср. Состоянье юродивого. Безумие. Приним..

Юродивый

1. М.Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий - по мнению верующих - даром прорицания.2. М.Чудаковатый, глуповатый, безумный человек.3. Прил.1) а) Чудаковатый, глуповатый, безумный.б) Преисполненный юродства.2) перен. Разг. Непрактичный, неприспособленный к жизни.. ..

Юродивый

-ая, -ое. 1. Чудаковатый, помешанный (разг.). 2. Юродивый, -ого, м. Безумец, обладающий даром прорицания. II ж. Юродивая, -ой (ко 2 знач.).. ..

Юродивый

И (обл.) ЮРОДИВЫЙ, юродивая, юродивое. 1. Глуповатый, чудаковатый, безумный. У каждого свой сказ про юродивого помещика. Некрасов. 2. В знач. Сущ. Юродивый, юродивого, м. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания (церк., религ.). Христа ради или во Христе юродивый. Молись за меня богу, юродивый. Пушкин.. ..

Юродивый

Это слово, имеющее значение "блаженный" или "психически ненормальный", одного корня с существительным урод, что несколько проясняет его смысл.. ..

Юродивый

Заим. Из ст.-сл. Яз. Субстантивированное суф. Прилагательное от юрод, сменившее искон. (без j) уродивый. См. Урод.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Юродивый

Древнерусское – юродивъ.. ..

Юродивый

Юро́дивый др.-русск. Юродивъ, начиная с ХIV в., до этого – уродивъ. Согласно Соболевскому (ЖМНП, 1894, май, стр. 218), связано со ст.-слав. Ѫродъ ὑπερήφανος. См. Мейе, Ét. 232. См. Также уро́д (выше).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Юродивый

ЮРОДИВЫЙ - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825). Юродивыми на Руси называли блаженных, отказавшихся «Христа ради» от земных благ и ставших «печальниками» народными. Юродивые вели нищенский образ жизни, ходили в рубищах и обычно носили вериги. В период с XIV по XVI в. Юродивые пользовались осо- 487 бым почитанием. Многие из них были канонизированы как святые. Им приписывали дар провидения, под маской безумия они бесстрашно обличали сильных мира. Известно, например, что..

Юрловы

Юрловы - старинный русский дворянский род, восходящий к концу XVI века и записанный в VI части родословной книги Нижегородской губернии. Есть еще несколько дворянских родов Юрловых более позднего происхождения.. ..

Юродивые

– по определению церкви, «лица, сознательно отрешившиеся от обычного употребления разума», но обладающие даром прорицания, обличавшие несправедливость, говорившие «правду в глаза сильным мира сего». Церковные авторы рассматривают юродство как специфическую форму социального протеста. Психически неполноценные люди.. ..

Юродство

(1Ц 21.15. 1Кор 1.18,21)-сумасшествие, глупость (то же слово в 1Кор 1.23. 2.14. 4.10 переведено как «безумие», а в 1Кор 1.25-«немудрое»).. ..

Юрская Система

– период, юра – вторая (средняя) система мезозойской эратемы (эры). Начало – 185 млн. Лет назад, продолжительность – 53 млн. Лет. Подразделяется на 3 отдела. Нижний, средний и верхний. Развиты рыбы, среди наземной фауны появились летающие ящеры и птицы. Отдельные представители пресмыкающихся достигли громадных размеров. Млекопитающие малочисленны и примитивны.. ..

Юродивый

(слав. Глупый, безумный) - человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. Видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения (см. 1 Кор. 3, 19).. ..

Дополнительный поиск Юродивый Юродивый

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юродивый" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юродивый, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 8 символа