В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Абеляр Пьер

121

основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. А.И. - это еще и предмет всей системы гегелевской философии. Будучи и субстанцией и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития. Самораскрытие ее содержания проходит в виде ряда ступеней постепенного движения от абстрактно-всеобщего к конкретному, частному. Данное движение вперед заключает в себе три основных стороны деятельности: полагающую, противополагающую и соединяющую, т.е. обнаружение и разрешение противоречий, благодаря чему и осуществляется переход к более высоким ступеням развития. На первом этапе А.И. предстает в виде логической А.И., как 'идеи-в-себе', лишенной самосознания, развивающейся исключительно в стихии чистой мысли. В таком виде она является предметом логики. Вторая ступень самораскрытия А.И. - это природа, или идея в ее 'инобытии', 'самоотпустившая' себя в чужое, положенное, правда, ею же самой, чтобы затем 'извести из себя это иное' и снова 'втянуть его в себя', став субъективностью, духом. Познав себя в форме природы и найдя себя в ней в форме человеческого сознания, А.И. вновь приходит к себе, чтобы стать тем, что она есть. Т.о., она превращается в абсолютный дух, 'идею-в-себе-и-для-себя' - завершающее звено, реализующее саморазвитие А.И., выступающей на этом этапе предметом гегелевской философии духа. Соблюдая не только букву, но и дух гегелевского учения, следует заметить, что А.И., по Гегелю, не существует оторванно от природы и конечного духа, до них или раньше их. Строго говоря, абсолютное не есть первоначально, или прежде, только логическая идея, потом - природа и, наконец, познавший самое себя дух; здесь нет места чисто временному прохождению абсолютным одной ступени за другой. Сам Гегель полагал, в частности, что абсолютное одновременно существует в различных формах, ни одна из которых не выражает всю его суть целиком, являясь лишь отдельными моментами, сторонами последнего. Рассматриваемый Гегелем в заключительной части его системы абсолютный дух представляет собой поэтому единство всех своих моментов. В этом смысле взятые отдельно в их самостоятельности, эти моменты есть лишь абстракции, являющие собой историю абсолютного в одном из его измерений. Было бы точнее, т.о., говорить не о 'переходе' абсолютной логической идеи к природе, а от нее к духу (это, по Гегелю, мнимый переход), а лишь о переходе логики к философии природы и философии духа.


Значения в других словарях
Абеляр Пьер

Абеляр (Abélard, Abailard) Пьер (1079, Палле, ‒ 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), французский философ, богослов и поэт, учился в Париже у Росцелина ...

Абеляр Пьер

АБЕЛЯР (Abelard - Abailard ) Пьер (1079-1142), французский философ, теолог и поэт. В споре о природе универсалий развил учение, названное позже концептуализмом. Разрабатывал схоластическую диалектику (сочинение "Да и нет"). Рационалистическая направленность идей Абеляра ("понимаю, чтобы верить") вызвала протест ортодоксальных церковных кругов: учение Абеляра было осуждено соборами 1121 и 1140. Тра ...

Абеляр Пьер

(ок. 1079-1142), французский философ и теолог-схоласт. Родился в местечке Ле-Палле (или Пале, от лат. Palatium) близ Нанта в Бретани и всю свою жизнь провел, переходя из одних школ и монастырей в другие, почему и был прозван "Палатинским перипатетиком" (peripateticus Palatinus). Поначалу Абеляр интересовался преимущественно логикой и диалектикой, которым обучался у самых знаменитых учителей, в час ...

Абеляр Пьер

см. ПЕТР АБЕЛЯР. ...

Абеляр Пьер

(1079 – 1142 ) – католический теолог, мистик-рационалист, основал теорию концептуализма – смягченную версию номинализма, продолжал традицию комментаторства Порфирия-Боэция, разрабатывал оригинальное учение о диалектике. Принудительно оскоплен. ...

Абеляр Пьер

— см. ПЕТР АБЕЛЯР. ...

Ressentiment

(фр. 'мстительность') - понятие, имеющее особое значение для генеалогического метода (см. ГЕНЕАЛОГИЯ) Ницше. Сам Ницше предпочитал употреблять слово 'R.' без перевода. Впоследствии понятие 'R.' приобрело большую популярность и стало использоваться в трудах многих европейских мыслителей. Так, в книге Шелера 'Ресентимент в структуре морали' автор следующим образом объясняет значение данного феномена ...

Аббаньяно

(Abbagnano) Никола (1901-1990) - итальянский мыслитель, философ, основоположник концепции 'позитивного экзистенциализма'. Основные сочинения А., посвященные данной концепции: 'Структура экзистенции' (1939), 'Введение в экзистенциализм' (1942), 'Позитивный экзистенциализм' (1948), 'Возможность и свобода' (1956), а также ряд статей, написанных им в 1940-1950-е. Уже в ранних работах 'Истоки иррациона ...

Августин Блаженный

(Augustinus Sanctus) Аврелий (354-430) - христианский теолог и философ, представитель зрелой патристики, оказавший существенное влияние как на развитие христианского богословского канона (и в католической, и в православной, и в протестантской его версиях), так и на эволюцию культуры западного образца в целом. Родился в римской провинции Нумидии в г. Тагасте (современный Сук-Арас в Алжире). Сын язы ...

Дополнительный поиск Абеляр Пьер

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Абеляр Пьер" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абеляр Пьер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 21 символа