Беме

565

Или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575-1624) - немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. Пишет свое первое сочинение 'Aurora, или Утренняя заря в восхождении, то есть корень или мать философии, астрологии и теологии на истинном основании, или Описание природы, как все было и как стало вначале' (1612). Шесть лет Б. Находился под 'домашним арестом' с запретом писать.

Нападки и преследования духовенства подняли его авторитет среди протестантских модернистов, близких к розенкрейцерству. В последующие годы выходят его книги, послания, молитвы. Главные его сочинения. 'О трех принципах божественной сущности' (1619), 'О троякой жизни человека', 'Пансофское таинство' (1620), 'Теоскопия, или Драгоценные врата к божественному созерцанию' (1622), 'О воплощении Слова', 'Christosophia, или Путь ко Христу', 'Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия' и др. Б. Создал единую диалектическую мировоззренческую систему, основанную на сочетании натурфилософии и мистики. Источником своего учения Б. Называет Божественное откровение. Его теософия содержит толкование библейских мифов, насыщена поэтическими образами, символична.

Основа его учения - мистика Абсолюта, метафизика духа. Ментально-духовная система Б. Имеет аналогии с идущими с Востока древнейшими знаниями о космической эволюции Божественных сил и человека. Первоначально, по Б., Бог есть вечный покой, все и ничто, единое, содержащее все существа, но Себя не сознающее. Через самосозерцание Бог делается Своим зеркалом и, оставаясь единым, пробуждает желание, которое есть огонь и через него Бог открывает и познает Себя в диалектике развития образов и идей. (По мысли Б., Бог сотворил все вещи из ничего, и это нечто - Он сам.) Человек, первоначально одаренный девственной мудростью, с появлением желаний, нисходит в земную жизнь. Бог посылает свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть.

Завершение истории Б. Видит в восхождении человеческого духа и в единении его с Богом. Согласно Б., 'книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек. Он сам есть книга всех сущностей, так как он есть подобие божества, великая тайна заключена в нем'. Б. Является фокусом немецкой мистической и философско-религиозной традиций, идущей от М. Экхарта. Под влиянием идей Б. Находились французский мистик Л.К.С. Мартен, Шлегель, Шеллинг, Гегель. Фейербах изложил теософию Б. В 'Истории новой философии' (1833). Энгельс называл Б. 'предвестником грядущих философов'. В Россию идеи Б. Начали проникать с 17 в. Через масонов. Н.М. Новиков печатает молитвы Б. Переводы книг Б. Широко распространяются среди дворянства, тайных обществ, переписываются, издаются.

Особую популярность имел 'Серафимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве...'. В 19 в. Благодарные земляки воздвигли в г. Гер-лиц памятник Б..

Значения в других словарях
Бёме

(Böhme) Якоб (1575, Альтзейденберг, — 17.11.1624, Гёрлиц), немецкий философ, представитель Пантеизма. По профессии сапожник. Для сочинений Б. Характерны слияние натурфилософии и мистики, экзальтированность стиля, наличие множества библейских и поэтических образов. Бог, по Б., един с природой и объемлет собою всё — небо и ад, внутреннее и внешнее, добро и зло, творит самого себя из «ничто» посредством раздвоения своего первоначально недифференцированного единства и выделения из него противоположн..

Бёме

БЁМЕ (Bohme) Якоб (1575 - 1624), немецкий философ-пантеист. Занимался сапожным ремеслом. Основываясь на толковании библейских текстов и традициях немецкой мистики, развил своеобразную диалектику, выраженную в ярких и смелых образах (например, Бог как "пропасть", рождающая "основу"). Сочинения. "Аврора, или Утренняя заря в восхождении" (1634, русский перевод 1914).. ..

Беме

БЕМЕ Якоб (Behme, 1575-1624) - немецкий философ-мистик, сапожник по ремеслу. Философ-самоучка, Б. Ненавидит цеховых ученых с их книжной латынью, но протест его слаб. Средневековая идеология еще властвует над нарождающимся буржуа. В своем фантастическом истолковании мира Б. Сочетает натурфилософию с средневековой теологией. Сквозь влияние последней пробивается однако попытка своеобразного диалектического мышления. Принцип философии Б. - вечное движение, становление, основные категории - «противо..

Безумие

Понятие, приобретающее собственно философскую и культурологическую размерность в контексте выхода книги Фуко 'История безумия в классическую эпоху' (1961). Осмысливая генезис современного европейского человека, Фуко анализирует становление феномена Б. В истории европейского Запада. По мысли Фуко, в конце средних веков культуру Европы охватили тревога и беспокойство. Б. И безумец несли в себе 'и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека'. При э..

Бем

Или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575-1624) - немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. Пишет свое первое сочинение 'Aurora, или Утренняя ..

Бентам

(Bentham) Иеремия (1748-1832) - британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760-1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные сочинения. 'Труды Иеремии Бентама' (тт. 1-11, 1838-1843). В 1785-1788 предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, вп..

Беньямин

(Benjamin) Вальтер (1892-1940. Покончил с собой на французско-испанской границе, спасаясь от нацистов) - немецкий философ и историк культуры. Его работы получили известность начиная с 1960-х, когда впервые было издано (при непосредственном участии Адорно) систематическое собрание его сочинений. 7-томное собрание сочинений Б. Опубликовано в 1972-1989. Основные сочинения. 'Избранное сродство' (1922), 'Происхождение немецкой трагедической игры' (1925, опубликована в 1928), 'Московский дневник' (192..

Беме

БЕМЕ или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575-1624) - немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. Пишет свое первое сочинение "Aurora или утрен..

Бёме

(Bohme) Якоб (1575-1624), нем. Протестантский мыслитель. Род. В Силезии в зажиточной крестьянской семье. Обучившись ремеслу сапожника, поселился в Г(рлице, где и провел большую часть жизни. Под влиянием пастора Мартина Меллера, стремившегося преобразовать лютеранское учение, Б. Стал знакомиться с мистич. Натурфилос. И алхимич. Лит-рой. Особенно волновала его проблема зла и *теодицеи. Решение ее было подсказано Б. Не столько книгами, сколько личным мистическим опытом. По свидетельству самого Б., ..

Дополнительный поиск Беме Беме

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Беме" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беме, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа