В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Беркли

50

(Berkeley) Джордж (1685-1753) - британский теолог и философ. Изучал философию, логику, теологию, математику и языки в Тринити-колледж (Дублин). Принял священнический сан в 1709. Доктор философии (1727). Епископ в Клойне (Ирландия) с 1734. Свое учение именовал 'имматериализмом'. Главные произведения: 'Опыт новой теории зрения' (1709), 'Трактат о принципах человеческого познания, в котором исследуются основные причины заблуждений и трудностей естественных наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия' (1710), 'Три разговора между Гиласом и Филонусом' (1713), 'О движении, или о принципе и природе движения и о причине сообщения движений' (1721, направленная против Ньютона), 'Алсифирон, или Ничтожный философ' (1732), 'Вопрошатель...' (1735), 'Сейрис, или Цепь философских рефлексий и исследований...' (1744) и др. Б., полемизируя с Декартом, настаивал на том, что расстояние между предметами не наблюдается зрением, а внушается человеку благодаря опыту и суждению, а не ощущению. (В прямом восприятии, согласно Б., мы наблюдаем лишь фигуры и цвета.) В результате Б. пришел к выводу, что линии и углы сами по себе не воспринимаются зрением, не существуют в природе реально и являют собой лишь 'гипотезу, созданную математиками или введенную ими в оптику с целью получить возможность трактовать эту науку геометрическим способом'. Тем самым допущение Б. о том, что между воспринимаемыми вещами и идеями зрения не существует какого-либо сходства, развернулось в высшей степени сложную теоретическую проблему. В границах тех подходов своей философии, которые в перспективе выступили опровержением субъективного идеализма, Б. акцентировал независимость существования тел вне самого сознания: 'Тела существуют вне сознания, т.е. они не сознание, но от него отличаются... Сознание в свою очередь отличается от них... Тела и пр. существуют даже тогда, когда не воспринимаются, будучи возможностями в действующем существе...'. Б. постулирует принципиальную возможность мира в основании которой - Бог, автономный от сознания людей. Становится очевидным, что Б. тонко отметил абсурдность предположения возможности существования вещи, которая воспринимается вне собственно восприятия. Объекты последнего не существуют, по Б., вне человеческого духа. Бытие вещей состоит лишь в том, что они воспринимаются (esse est percipi). Объекты и ощущения не могут быть абстрагируемы друг от друга. По Б., нет вообще ничего реально существующего, кроме принципиально непознаваемой субстанции духа, души и моего Я. Согласно Б., существует не больше того, что мы ощущаем. Представления (являющиеся отпечатками божественного духа в людях) суть действительность для нас в той мере, в какой не идет РЕЧЬ О сновидениях, фантазиях и т.п. Любое представление об отсутствующем предмете неотделимо от комплекса сопряженных чувственных восприятий (эту проблему Б. считал неразрешимой для сенсуализма материалистического толка). В основе гипотезы о реальности материи, по Б., находится допущение, будто бы возможно, отвлекаясь от частных свойств вещей, конституировать абстрактную идею общего для них вещественного субстрата. По мнению Б., это невозможно, ибо наше восприятие всякой вещи без какого-либо остатка разлагается на восприятие определенной совокупности отдельных ощущений или 'идей' ('идея', по Б., - любая ощущаемая или воображаемая вещь). По мнению Б., для ориентации в колоссальной совокупности ощущений ('идей') люди должны соединять (на основании собственных ассоциативных связей) разнообразные их комбинации в единую последовательность с общим для нее словесным знаком. По Б., 'если бы всякое отклонение считалось достаточным для образования нового вида или индивидуума, то бесконечное количество названий или их спутанность сделали бы самый язык непригодным для использования. Поэтому, чтобы избежать этого, как и других неудобств, понятных при некотором размышлении, люди комбинируют несколько представлений, которые получаются либо с помощью разных чувств, либо с помощью одного чувства в разное время или в разной обстановке, и относительно которых замечено, что они имеют некоторую природную связь - в смысле сосуществования или в смысле последовательности; все это люди подводят под одно название и рассматривают как одну вещь'. 'Идеи' пассивны, усваиваются бестелесной субстанцией - душой, которая способна воспринимать их (разум) либо воздействовать на них (воля). Критериями истинности суждений людей по поводу соответствия или несоответствия ощущений реальному положению дел у Б. выступали следующие: 'яркость' восприятий; 'одновременность подобных восприятий' у нескольких 'конечных' (человеческих) духов; преимущественная согласованность 'идей' между собой; предпочтение той системы знаний, которая более легка для постижения, более обозрима (сродни принципу 'экономии мышления' конца 19 в.); соответствие наших восприятий восприятию Божественного существа. 'Идеи' не могут быть подобиями внешних вещей, 'идеи' могут быть схожи лишь с 'идеями'. Б. признавал множественность духовных субстанций и 'бесконечного духа' - Бога. При гибели всех воспринимающих субъектов вещи сохранились бы как сумма 'идей' у Бога. Отвергая идею Локка о первичных и вторичных качествах, Б. провозгласил всякие качества вторичными, т.е. субъективными. Полемизируя с мировидением Ньютона, Б. утверждал, что необходимо 'научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами'. Выступал активным сторонником капиталистических, а не феодальных ценностей. Разделял убеждение, что источником всего богатства мира выступает труд. Ни одна дискуссия о материи непредставима и сегодня без упоминания Б. Любая полемика по проблемам зрительного восприятия как аспекта процесса познания, по вопросам роли абстракций и всеобщих языковых понятий необходимо предполагает учет воззрений Б. Кажущееся неразрешимым противоречие, сформулированное Б. и утверждающее, с одной стороны, существование тел независимо от ума и невозможность миропредставления людей по-иному, чем посредством духа, с другой - породили, по-видимому, всю кантианскую линию в философии. Именем Б. назван приморский город в США, где расположен Калифорнийский университет.


Значения в других словарях
Беркли

I Бе́ркли (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия, — 14.1.1753, Оксфорд), английский философ, представитель субъективного идеализма (См. Субъективный идеализм). Родился в английской дворянской семье. Учился в Дублинском университете. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения И. Ньютона о пространс ...

Беркли

(Berkley) — местечко в английск. графстве Глочестер, на правом берегу р. Литль-Авон, в 5 км от линии Бристоль-Бирмингэмской жел. дор. 6004 жит. (1881). Б. расположен в прекрасной долине, состоящей преимущественно из тучных пастбищ, и славится своими превосходными молочными продуктами — маслом и сыром, так называемым "двойным глочестерским" ("Double Gloucester"). Д-р Дженнер, уроженец Б., впервые п ...

Беркли

сущ., кол-во синонимов: (1) ...

Беркли

(Berkeley), город в США (штат Калифорния), на вост. берегу зал. Сан-Франциско, входит в городскую агломерацию Сан-Франциско. 103 тыс. жителей (1996). Основан в 1853 г., город с 1878 г. Один из крупнейших американских центров высшего образования и науки, славящийся духом либерализма. В 1950-е годы здесь зародилось движение битников. Главный кампус Калифорнийского ун-та (40 тыс. студентов). Знаменит ...

Беркли

БЕРКЛИ (Berkeley) Джордж (1685-1753) - британский теолог и философ. Изучал философию, логику, теологию, математику и языки в Тринити-колледж (Дублин). Принял священнический сан в 1709. Доктор философии (1727). Епископ в Клойне (Ирландия) с 1734. Свое учение именовал "имматериализмом". Главные произведения - "Опыт новой теории зрения" (1709), "Трактат о принципах человеческого познания, в котором и ...

Бергсонизм

('Le Bergsonisme', 1966) - сочинение Делеза. Постулируя в качестве 'главных вех философии Бергсона' разработку понятий 'Длительность', 'Память', 'Жизненный порыв', Делез формулирует в качестве целей своей книги - 'установление связи' между ними и представление того 'концептуального развития, какое они в себе несут'. По мысли Делеза, основополагающим методом бергсонизма выступает интуиция - 'один и ...

Бердяев

Николай Александрович (1874- 1948) - русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 1900 выслан на 3 года в Вологодскую губернию. Состоял в партии кадетов. Выступал в сборниках 'Проблемы идеализма' (1902), 'Вехи' (1909), 'Из глубины' (1918). Организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1918-1922). П ...

Бернар Клервоский

(Bernard de Clairvaux) (1091-1153) - классик европейского мистицизма, теолог. Родился в знатной бургундской семье, в юности писал светскую лирику. В 1113 поступает в цистерцианский монастырь (аббатство Сито), в 1115 24-летний Б.К. основал аббатство Клерво и был посвящен в его аббаты знаменитым мистиком - Вильгельмом из Шампо, основателем оплота французской мистики - монастыря Сент-Виктора. В звани ...

Дополнительный поиск Беркли

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Беркли" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беркли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 12 символа