Бэкон Роджер
(Bacon) Фрэнсис (1561-1626) - британский философ, основатель методологии опытной науки, учение которого стало отправным пунктом мышления всего Нового времени. Как государственный и политический деятель Б. Занимал видные посты в тогдашней Англии. Генеральный прокурор и лорд-хранитель Большой печати, лорд-канцлер и т.д. Как философ Б. Начинал с резкой критики средневековой схоластики, считая, что последняя ничего не дала миру кроме 'чертополоха споров и препирательств'. Главную причину ее бесплодия Б. Видел в пренебрежении естествознанием, в низведении философии до роли служанки религии. Стремясь освободиться от богословия, Б. Прибегает к теории двух истин, разграничивая тем самым компетенцию религии, с одной стороны, и философии и науки, с другой, посвящая далее всю свою деятельность пропаганде научного знания.
В качестве его цели Б. Провозгласил не знание ради знания, а господство человека над природой. В главном философском сочинении - 'Новый Органон или истинные указания для истолкования природы' (1620) - он ставит задачу сформулировать правильный метод исследования природы. Б. Был убежден, что природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным имманентным законам, не искажая ее образа. На этом пути человек сталкивается с многочисленными препятствиями ('идолами' или 'призраками'), мешающими его продвижению к истине. Причем, эти 'призраки' являются атрибутами самой человеческой природы, т.е. Сам наш разум ставит себе эти преграды и ловушки. Б. Выделяет четыре группы таких 'идолов'. 1) 'призраки рода', обусловленные несовершенством устройства наших органов чувств.
2) 'призраки пещеры', связанные с узостью взглядов отдельных людей. 3) 'призраки рынка', или подверженность людей общераспространенным заблуждениям, которые возникают в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка на их мышление, т.е. Связанные со штампом обыденного словоупотребления. 4) 'призраки театра', обусловленные догматической приверженностью людей к односторонним концепциям. Своеобразным противоядием всему этому становится, по Б., мудрое сомнение и правильный метод. Б. Обосновал эмпирический метод в качестве единственно правильного метода исследования законов природных явлений, описал различные виды опытного познания, способы и разновидности эксперимента, разработал и сформулировал основные закономерности индукции и индуктивного познания природы.
К заслугам Б. Принадлежит также подробная классификация наук, описывающая не только уже имеющиеся, но и те дисциплины, которые могут и должны быть разработаны в последующем. Осуществленная им классификация была признана и широко использовалась многими мыслителями, главным образом французскими просветителями. Социально-политические взгляды Б. Характеризуются приверженностью идеям абсолютизма и монархизма. В 1627 Б. Публикует свою утопическую повесть 'Новая Атлантида', в которой излагает принципы идеального устройства государства, а также проект государственной организации науки. Подробно описанный им научно-технический центр утопического государства Бенсалем в виде т.наз. 'Дома Соломона', стал своего рода прообразом современных научных сообществ (типа академии наук), осуществляющих планирование и организацию всех научных исследований и активно внедряющих их достижения в производство.
В своих трудах Б. Предугадал возрастание роли науки в жизни человеческого общества. Уже при жизни Б. И особенно сегодня его имя часто упоминается рядом с именем В. Шекспира, труды которого целиком или хотя бы частично приписываются Б. (так называемая 'проблема Шекспира' в современном литературоведении)..
Дополнительный поиск Бэкон Роджер
На нашем сайте Вы найдете значение "Бэкон Роджер" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бэкон Роджер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 12 символа