Гностицизм

188

ГНОСТИЦИЗМ (греч. Gnosis - познание, знание) - эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Основные источники изучения - гностические сочинения из архива Haг-Хаммади (обнаружены в 1945), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ересей. Г. Возникает в 1 в. И проходит в своем развитии три этапа. 1) ранний Г., противоречиво сочетающий в себе несистематизированные разнородные элементы античных мифов и библейских сюжетов (например, культ змия у офитов, восходящий, с одной стороны, к архаической мифологеме крылатого змея, олицетворявшего собой единство земли и неба как космогонических прародителей, а с другой - к символу библейского змия, разрушившего райскую гармонию).

2) зрелый Г. 1-2 вв. - классические гностические системы Валентина (Египет) и Василида (Сирия), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина Сирийского и Маркиона Понтийского. Иногда к Г. Относят и так называемый 3) поздний Г. - христианские дуалистические ереси средневековья (павликанство, богомильство, альбигойские ереси катаров и вальденсов). Концепция знания ('гнозиса') задает основную проблематику Г., центрирующуюся вокруг вопроса о сущности человека и его духовного предназначения. По формулировке Феодота, роль гнозиса заключается в способности дать ответ на извечные человеческие вопросы. 'Кто мы. Кем стали. Где мы. Куда заброшены. Куда стремимся. Как освобождаемся. Что такое рождение и что возрождение?'. Однако это ценностно-семантическое ядро гностического учения вытекает из общей космологической проблемы, унаследованной Г.

От античной философской классики (см. Античная философия) и - опосредовано - от мифологии, а именно - проблемы бинарной мировой оппозиции, понимаемой как напряженное противостояние и связь материального (земного, материнского) и небесного начал (см. Бинаризм). В космологии мифа их связь понималась как сакральный брак, имеющий креационную семантику (см, Любовь). Эта парадигма созидательного взаимопроникновения космических структур сохранена и в античной философии, хотя решена в совершенно новом смысловом ключе. Так, у Платона единство материального и идеального миров обеспечивается двумя каналами. От мира идей к миру вещей (вектор 'вниз') - воплощение, и от мира сотворенного к миру совершенства ('вверх') - познание.

Первый канал ('вниз') фактически является креационным, второй ('вверх') оформляется Платоном как узнавание ('припоминание') абсолютного образца в совершенном творении ('любовь к узренной красоте') и последующее восхождение по лестнице любви и красоты 'к самому прекрасному вверх' - вплоть до постижения истины в абсолютной идее совершенства (см. Платон, Эйдос, Красота). В неоплатонизме (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) креационный вектор сохраняет свою интегрирующую семантику, что же касается вектора 'вверх', то он наполняется новым смыслом. Восхождение от земного бренного мира к единосущему возможно на пути экстатической сыновней любви к творцу, разрешающейся в созерцании источника сущего. Запутавшись в тенетах земных соблазнов, ослепшая душа отвращается от Бога (типичная метафора у Плотина.

Дева 'ослепляется браком' и забывает отца, ибо дочерняя любовь - небесная, земная же 'низменна, подобно блуднице'). Разрыв земного и небесного (в новом понимании) начал практически намечен. В христианской интерпретации бинарная оппозиция космических структур оказалась аксиологически нагруженной и переосмыслена как дуальность 'дольнего' и 'горнего'. Накладываясь на традиционную космологическую парадигму, христианство обусловливает интерпретацию соединительной вертикали от Бога к миру уже не как космогенез, и даже не как эманацию Бога в мир, но как творение. Актуальной для христианства оказывается и философская проблематика, касающаяся вектора 'снизу - вверх', однако, под воздействием новых мировоззренческих смыслов от платоновской лестницы любви и красоты осталась лишь первая ступень любви к ближнему и последняя - любовь к Творцу.

В модели мироздания сохранена идея двух миров, но разрушено связующее их звено. Принцип антикосмического дуализма и выступает основой гностической модели мира. Мир есть антипод божий. Переосмысление античной идеи эманации (см. ЭМАНАЦИЯ) первоначала также сдвинуло акценты в сторону антикосмизма. Мир остается иерархично организованным, но эманирующие сущности служат не единению, а изоляции Бога и мира. Сущность первоначала, порождающего эманации, посредством познания последних не постигается и остается сокровенной. Количество этих промежуточных звеньев в гностических концепциях, как правило, достаточно велико. От 33 у Валентина до 365 у Василида. Так, в системе Валентина лежит идея абсолютной полноты - Плеромы, проявляющей себя в серии эонов (см.

ЭОН). Плерома, в сущности, выступает типологическим аналогом античного апейрона. Из нее происходит и в нее возвращается все, способное к становлению. 'На незримых и несказанных высотах' (которые удобно было бы описать в терминологии трансцендентализма) пребывает Глубина - совершенный эон первоначала. Непостижимое содержание Глубины конституируется в Молчание (ср. С основоположением мистики. Божественное откровение 'несказанно', т.е. Неинтерсубъективно и невыразимо вербально). 'Постижение же становится началом всего', порождая Ум и его объективацию - Истину (типологическая параллель будущего кантианского разрыва 'вещи-в-себе' и априорных форм как начала познания - см. КАНТ). Оплодотворяя друг друга, Ум и Истина порождают Смысл и Жизнь, которые, в свою очередь, порождают Человека и Церковь (т.е.

Общество). Названные четыре пары эонов составляют священную огдоаду. Затем Смысл и Жизнь порождают еще десять эонов (священная декада), а Человек и Церковь - еще двенадцать (священная додекада). Все 30 эонов составляют выраженную полноту бытия - Плерому. Круг, казалось бы, замкнулся. Однако последним из 30 эонов выступает женский эон - София, возгорающийся пламенным желанием непосредственно созерцать Первоотца - Глубину ('супруга своего желанного'), т.е. Постичь истину (ср. Мифологическую параллель сакрального брака, неоплатоническую концепцию возврата к отцу на путях познания и сыновней любви). Принципиальная асимптотичность этого порыва повергает Софию в состояние 'недоумения, печали, страха и изменения'. Последнее чревато возникновением Ахамот, которая есть объективированное желание познания, бесформенное детище неудовлетворенного алкания истины.

Кроме того, страстная устремленность Софии задает для нее самой опасную перспективу растворения во всеобщей субстанции, однако безграничная векторность встречает Предел, возвращающий Софию на ее место в структурной иерархии эонов. Интерпретация гностиками Предела носит фактически христианский характер. Он понимается как Очиститель (Искупитель) и символизируется фигурой креста. С его искупительной ролью связано появление двух новых эонов - Христа и Духа Святого. Упорядочивание (со встречей мятежной Софией Предела) эонов инспирирует у них вспышку творческого потенциала - в акте откровения и единения эоны порождают особый эон ('совокупный плод Плеромы'), причастный генетически и содержательно ко всем эонам и потому именуемый Все (гностический тезис 'все в каждом и каждый во всем' как семантическая параллель античного преформизма и идеи всеединства в христианстве).

Однако гармония неполна, ибо Ахамот, будучи исторгнутой из Плеромы, пребывает во мраке (ср. Идентификация мрака и хаоса в античной культуре, символика света в христианстве). Во спасение Христос вкладывает в нее бессознательную идею Плеромы (аналог античных 'врожденных идей'), дабы избавить ее от безысходности скалярного покоя, дав ей ощутить скорбь разлуки с Плеромой и 'светлое предощущение вечной жизни'. Этот заданный Христом вектор устремляет Ахамот вслед за Христом в Плерому, но Предел-Крест удерживает ее. Ахамот повергается в состояние 'смятенной страсти', сама будучи объективацией страстного порыва Софии к знанию. Таким образом, если первый акт гностико-космологической трагедии был связан с неудовлетворенным желанием Софией истины, то героиней второго ее акта является Ахамот в ее стремлении к выразителю этой истины.

Ее неудовлетворенная страсть материализуется в объективный мир. Вода есть слезы Ахамот по утраченному Христу, свет - сияние ее улыбки при воспоминании о нем, ее окаменевшая скорбь - твердь земная, etc. A когда в ответ на мольбы Ахамот из Плеромы ей был послан Утешитель (Параклет), то от созерцания его и сопровождающих его ангелов она произвела свое высшее порождение - духовное начало. Именно из этих материального и духовного порождений Ахамот Демиург творит земной мир, противостоящий миру эонов. В этом контексте и оформляется акцентированное в Г. Учение о человеке как средоточии мирового процесса. С одной стороны, он сотворен и тварен, а потому укоренен в мире темных сил, с другой же - душа его есть производное от умопостигаемого мира эонов, она надприродна и несет в себе свет божественной полноты Плеромы.

Человек причастен всех начал, а потому занимает исключительное положение в мире, имея высшее предначертание. Г. Задает трихотомию плотских, душевных и духовных людей, т.е. - соответственно - тех, в ком реализуется только плотское начало (материальное порождение Ахамот). Тех, в ком реализуется полученная от Демиурга способность к различению и выбору добра и зла. И наконец тех, в ком реализуется духовное порождение Ахамот, воплощающее ее порыв к истине. Это духовное начало, вложенное в душу духовного человека, и есть гнозис - знание, проявляющееся в устремлении, зовущее к избавлению от уз греховной материальности и указующее путь к спасению. С конституированием христианской ортодоксии (см. Ортодоксия) Г. Оттесняется на идеологическую периферию, и в средние века проявляет себя лишь в качестве семантического аспекта ересей.

Так, например, концепция катаров ('чистых') основывается на принципе радикального дуализма. Материя объявляется абсолютным злом, а плотский грех - максимальным из грехов, беременная женщина мыслится как находящаяся на особом попечении дьявола, и именно он творит плоть от плоти и дух от духа в утробе ее. Трактовка в таком аксиологическом контексте феномена непорочного зачатия приобретает рафинированно спекулятивный смысл. Христос ('слово Божье') входит в ухо Марии и сходит с уст ее (парафраз текста 44 псалма. 'Слыши. И приклони ухо твое...'). Вошедший в классический христианский обиход термин 'апокриф' исходно был введен для обозначения эзотерических текстов Г. Развитие Г. Оказало серьезное влияние на эволюцию альтернативных христианских течений западноевропейской культуры.

Мандеизм как оформившееся во 2-3 вв. На семитско-вавилонской культовой основе ответвление Г. (арамейское manda - знание) сохранилось в контексте восточной культуры (ныне в Иране) до наших дней. (см. Также София, Эон.).

Значения в других словарях
Гностицизм

(от греч. Gnostikos — познающий) общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект. Сочинения гностиков уничтожались христианской ортодоксией и дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с Г. В 1945—46 в Хенобоскионе в Египте был найден большой архив гностических текстов. Происхождение Г. И существование независимого от христ..

Гностицизм

ГНОСТИЦИЗМ (от греч. Gnostikos - знающий) - религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. Н. Иудеохристианский гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен. Притязал на "истинное" знание о боге и конечных тайнах мироздания. С гностицизмом связано возникновение манихейства (3 в.). Оказал влияние на средневековые ереси и неортодоксальную мистику Нового времени.. ..

Гностицизм

ГНОСТИЦИЗМ (от греческого gnostikos - знающий), религиозное дуалистическое учение поздней античности (1 - 5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (так называемый иудео-христианский гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм притязал на "истинное" знание> о Боге и конечных тайнах мироздания. С гностицизмом связано возникновение манихейства. Оказал влияние на средневековые ереси> и неортодоксальную мистику нового времени.. ..

Гностицизм

(гностика, гнозис или гносис) — так называется совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости. От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы неоплатонизм, герметизм, Г. Отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства — языческим пони..

Гностицизм

(греч. Gnosis - знание), религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества, восходящей к посланиям апостола Павла. Общим для гностических систем является резкий дуализм - противопоставление духа и материи. В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть со..

Гностицизм

-а, м.. ..

Гностицизм

Греч., от gignosko, знаю. Религиозно-философское учение некоторых школ, в первые века христианства.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)см. Гностика.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Гностицизм

М.Религиозно-мистическое течение I-III вв. В Римской империи.. ..

Гностицизм

ГНОСТИЦИ́ЗМ -а. М. [от греч. Gnōstikos - знающий] Религиозно-философское течение раннего христианства, пытавшееся создать учение о Боге, о происхождении и развитии мира на основе христианских религиозных догматов и восточной мифологии.. ..

Гностицизм

Гностицизма, мн. Нет, м. (от греч. Gnostikos - познавательный) (истор. Филос.). Направление религиозной философии первых веков христианства, разрабатывавшее христианскую догматику на основе неоплатонизма, пифагорейства и религиозных учений Востока.. ..

Гильберт

(Hubert) Давид (1862 - 1943) - германский математик, логик, философ, руководитель одного из основных центров мировой математической науки первой трети 20 в. - Геттингенской математической школы, исследования которого оказали определяющее влияние на развитие математических наук. Международная премия имени Лобачевского (1904), иностранный почетный член АН СССР (1934, иностранный член-корр. АН СССР с 1922). Основные работы Г. 'Основания геометрии' (1899), 'Математические проблемы' (1900), 'Аксиомат..

Гносеология

(греч. Gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. Рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции 'субъект - объект'. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект при..

Гоббс

(Hobbes) Томас (1588-1679) - английский государственный деятель и философ. Окончил Оксфордский университет (1608). В 17 лет, получив звание бакалавра, начал чтение лекций по логике. С 1613 - секретарь у Ф. Бэкона. Основные сочинения. 'Элементы законов, естественных и политических' (1640). Философская трилогия 'Основы философии' (1640-1658). 'Философские элементы учения о гражданине' (1642), 'О теле' (1655), 'О человеке' (1658). 'Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и граж..

Голос И Феномен: Введение В Проблему Знаков В Феноменологии Гуссерля

('La voix et le phenomene'. Paris, 1967) - работа Деррида. В начале книги Деррида формулирует 'предписание для самой общей формы нашего вопрошания. Не утаивают ли все же феноменологическая необходимость, строгость и проницательность гуссерлевского анализа, нужды, на которые он отвечает и которые мы прежде всего должны распознать, метафизические предпосылки'. Согласно автору, 'сознание обязано своим привилегированным статусом (о котором Гуссерль в конечном счете никогда не спрашивал, что это было..

Гностицизм

(греч. Gnosis — познание, знание) — эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Основные источники изучения — гностические сочинения из архива Haг-Хаммади (обнаружены в 1945), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ересей. Г. Возн..

Гностицизм

Комплекс религиозных течений, появившихся в самом начале христианской эпохи, в I веке н.э. На Ближнем Востоке или в Александрии. Течения гностицизма часто весьма отличны друг от друга. Для гностицизма характерны два мифа, в большинстве случаев соответст. ..

Дополнительный поиск Гностицизм Гностицизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гностицизм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гностицизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 10 символа