Демокрит Из Абдеры

152

Из Абдеры (460 - около 370 до н.э.) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, ученик Левкиппа. Основатель первого на Западе исторического типа философского и научного атомизма. Совершал путешествия в Египет, Вавилон, Персию, Аравию, Эфиопию, Индию. По названиям известны 70 сочинений Д. ('О природе человека', 'Малый мирострой', 'Об идеях', 'О цели' и др.), из которых сохранились многочисленные (около 300) фрагменты. Вклад Д. В развитие философских идей весьма велик, но самым главным является, безусловно, его учение об атомах. В традиционное для античности представление о первоначале Д. Ввел идею плюральности и множественности, объявляя в качестве этого первоначала предельно мелкие материальные частицы, которые нельзя непосредственно ощутить с помощью органов чувств.

Этому мельчайшему первоначалу Д. Устанавливает своего рода предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Именно отсюда и происходит название частицы atomos (греч.) - неделимый. Идея плюрального, множественного, бесконечно малого, не воспринимаемого органами чувств и имеющего предел деления первоначала позволила Д. Разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени. В частности, ответить на вопрос о причинах множественности и разнообразия вещей, единства и материальности мира, единства телесного и материального, а также объяснить суть процесса познания. Отсутствие атомов, по Д., есть пустота (небытие), бесконечное пространство, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движение атомов.

Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи. (Космогония Д. Аналогична взглядам Левкиппа о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры.) Время у Д. Не имеет начала. По Д., все совершается по некоей неясной и непостижимой необходимости (судьбе) и для человека фактически тождественно случайности. Познание причин явлений - смысл подлинного философского познания. Согласно Д., предпочтительнее 'найти одно причинное объяснение, нежели стать персидским царем'. Душа - воплощение стихии огня - состоит из особых мельчайших круглых и гладких атомов, распределенных по всему телу.

Д. Впервые употребил термин 'микрокосм', проведя аналогию между космосом и организацией человеческого организма. Боги существуют в виде соединений огненных атомов и живут дольше людей, не будучи бессмертными. Органом мышления выступает исключительно мозг. Ощущения возникают благодаря проникновению в душу исходящих от вещей 'образов' ('идолов'). От предметов, которые видят люди, считает Д., отделяются маленькие, невидимые частицы и (определенным образом соединенные) проходят через пустоту, попадая в виде отпечатка на сетчатку глаза, а затем начинается работа ума. Высшее благо - блаженство, достигаемое обузданием желаний и умеренностью образа жизни. Д., по-видимому, первым разграничил прикладные искусства, предполагающие обучение, и художественное творчество, требующее рационально не объяснимого вдохновения.

Атомистическая концепция Д. Оказала большое влияние на историю философской и научной мысли, сделав 'атом' своего рода принципом объяснения существования, движения, рождения и гибели материальных тел..

Значения в других словарях
Делез

(Deleuze) Жиль (1925-1995) - французский философ. Изучал философию в Сорбонне (1944- 1948). Профессор в университете Париж-VIII (1969- 1987). Покончил жизнь самоубийством. Основные работы. 'Эмпиризм и субъективность' (1952), 'Ницше и философия' (1962), 'Философская критика Канта' (1963), 'Пруст и знаки' (1964), 'Бергсонизм' (1966), 'Захер-Мазох и мазохизм' (1967), 'Спиноза и проблема выражения' (1968), 'Различение и повторение' (1968), 'Логика смысла' (1969), 'Кино-1' (1983), 'Фрэнсис Бэкон. Лог..

Демиург

(греч. Demiourgos - 'творящий для народа', т.е. Ремесленник, мастер-создатель) - субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин 'Д.' был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза. Использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал...

Дерево

Фундаментальный культурный символ, репрезентирующий вертикальную модель мира, семантически фундированную идеей бинарных оппозиций (как космологически, так и аксиологически артикулированных). В традиционной культуре выступает основополагающим символом упорядоченности мироздания ('мировое древо') и метафорой генезиса как свершившегося и продуктивного. В рамках архаичной культуры мифологема мирового Д. Выступает важнейшим компонентом мифологических космогонии. В контексте антропоморфных моделей кос..

Деррида

(Derrida) Жак (р. В 1930) - французский философ, литературовед и культуролог, интеллектуальный лидер 'Парижской школы' (1980 - 1990-е). Преподавал в Сорбонне (1960-1964), Высшей Нормальной школе, Высшей школе социальных исследований (Париж), организатор 'Группы исследований в области философского образования', один из инициаторов создания Международного философского колледжа (1983). Основные сочинения. 'Нечто, относящееся к грамматологии' (1967), 'Голос и явление' (1967), 'Письмо и различие' (19..

Дополнительный поиск Демокрит Из Абдеры Демокрит Из Абдеры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Демокрит Из Абдеры" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Демокрит Из Абдеры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 18 символа