Иррационализм

349

(лат. Irrationalis - бессознательное, неразумное) - философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, - речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются.

Начиная с Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и особенно с эпохи Просвещения классическая философия в своих итогах стала отождествлять мир с разумностью как таковой, очищая разум от всего иррационального, отодвигая последнее в сферу запредельного и недействительного. Хотя все это не могло в то же время не вызывать определенного рода реакции, имеющей своим главным мотивом стремление противопоставить разуму своеобразно истолковываемые силы самой жизни (как непосредственного, стихийного, в принципе нерационализируемого феномена). Такие иррациональные по своей сути тенденции пробивались сквозь глубоко рациональные по форме философские учения, не являя собой, однако, четкого системного оформления и не оказывая существенного влияния на общий пафос эпохи (Руссо с его идеями возврата к природе как к тому, что 'можно вкушать и наслаждаться, не познавая и не объясняя'.

Гете с его восторженностью перед красотой непосредственного воззрения и стихией чувств. Шлегель и др. Немецкие романтики с их призывом к отказу от блужданий в 'пустом пространстве абсолютной мысли'). Однако взгляды этих мыслителей во многом оказываются расположены еще в пределах классического (т.е. Рационалистического) типа философствования, ибо главной задачей в данном случае оставалось стремление гармонизировать, примирить глубоко родственные по сути, хотя в то же время и различные, элементы человеческого познания - разум и рассудок с волей, эмоциями, фантазией и др. Иррациональными моментами. Своего рода реакцией на излишнюю рассудочность классической (и особенно немецкой идеалистической) философии представляли собой 'философия чувства и веры' Якоби, 'философия откровения' позднего Шеллинга, не говоря уже о волюнтаризме Шопенгауэра, 'философии бессознательного' Э.

Гартмана и учении Кьеркегора. Т.обр., несмотря на то, что иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам термин 'И.', строго говоря, относят все же к тем философским направлениям, которые складываются в конце 19 - начале 20 в. В эту эпоху иррационалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества. Более чем когда-либо ранее начинает проявлять себя иррациональность социальной действительности, осознание которой приводит к радикальной внутрифилософской переориентации. Появляется так называемый кризисное сознание, резко восстающее против традиционного гармонизирующего системосозидания и его главной силы в лице науки как квинтэссенции разума.

Наступает эпоха глубоко иррациональных мироощущений, когда иррациональность общества начинает во многом ассоциироваться и интерпретироваться через аналогичные свойства самой человеческой природы. Отсюда - радикальный протест против панлогического усечения и упрощения мира. В имманентно-философском плане акцент был сделан по линии решительного преодоления рационализма предшествующей философии за счет выдвижения на первый план иррационального момента и подчинения ему рационального. Особенно ярко иррационалистическая философия была представлена в это время философией жизни - Дильтей, Шпенглер, Бергсон (а еще раньше - Ницше). Разуму было отведено чисто утилитарное место в познании и, более того, само иррациональное было четко тематизировано и проблематизировано, благодаря чему был расширен и обоснован по сути новый предмет философской рефлексии в виде интуитивного, до- или внетеоретического знания, а сама философия из мышления о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами одного только разума действительности.

Последующее развитие иррационалистических философских течений связано главным образом с феноменологией, экзистенциализмом и некоторыми разновидностями неопозитивизма. К концу 1950-х в противовес прежним иррационалистическим мотивам широкое распространение получают тенденции, связанные с рационализацией иррационального и внерационального, т.е. Включением в познание того, что ранее полагалось в качестве принципиально непознаваемого. Это движение оказывается связано главным образом со структурализмом, занятым по преимуществу исследованием различного рода объективных проявлений социальной обусловленности сознания и человеческого поведения. Речь идет об экспликации бессознательных структур социальности и дискурсивной фиксации этих структур через уподобление их языковым комплексам и механизмам и их последующем анализе с помощью различного рода лингвистических методик и методологий.

Начиная с использования некоторых приемов структурной лингвистики и теории информации в анализе первобытного мифологического мышления как коллективного бессознательного Леви-Стросом. В 'Истории безумия' Фуко. В анализе 'закономерно упорядоченного бессознательного' Лаканом и др..

Значения в других словарях
Иррационализм

(от лат. Irrationalis — неразумный) обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность Рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто Иррациональное, т. Е. Недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие «И.» объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизн..

Иррационализм

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. П. Противоположен рационализму.. ..

Иррационализм

ИРРАЦИОНАЛИЗМ, обозначение течений в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное>. Иррационализм выдвигает на первый план внемыслительные аспекты духовной жизни человека. Волю (волюнтаризм>), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм>), мистическое озарение, воображение>, инстинкт>, бессознательное> и т.п. Противоположен рационализму.. ..

Иррационализм

— в метафизике — воззрение, полагающее в основу мира неразумное, слепое начало, как, например, "случай" древних материалистов или безумная "воля к жизни" у Шопенгауэра. В учении о познании характер И. Принадлежит в особенности английской психологической школе, которая все истины разума, даже математические, считает продуктом случайных опытов и фактической ассоциации представлений (см. Милль). Вл. С.. ..

Иррационализм

-а, м.. ..

Иррационализм

(ново-лат., от ratio - рассудок). Разногласие с рассудком. Отвергание рассудка в религиозных делах.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)новолат., от лат. Ratio, рассудок. Несогласность с рассудком. Отвержение рассудка в религиозных делах.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Иррационализм

Обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. П. Противоположен рационализму.. ..

Иррационализм

М.Идеалистическое течение в философии, признающее иррациональный характер действительности и отрицающее или ограничивающее возможности разума в процессе познания, противопоставляя ему инстинкт, чувство, веру и т.п.. ..

Иррационализм

ИРРАЦИОНАЛИ́ЗМ -а. М. Идеалистическое течение в философии, признающее иррациональный характер бытия и ограничивающее познавательные возможности разума, противопоставляя ему интуицию, инстинкт, чувство и т.п. Как основу познания.. ..

Иррационализм

Иррационализма, мн. Нет, м. (филос.). 1. Философское направление, считающее, что в основе всех явлений действительности лежит иррациональное начало. 2. В гносеологии - воззрение, утверждающее, что рассудок не способен познать действительность в ее целом.. ..

Иррационализм

(от лат. Irrationalis. ..

Иррационализм

(от лат. Irrationalis - неразумный, бессознательный) - одно из течений филос. Идеализма, характеризующееся принижением роли сознательного, рационального момента в жизни и поведении человека, отрицанием объективной закономерности развития природы и общества и возможности их науч. Познания. Крупнейшими представителями филос. И. В новое время были Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В бурж. Философии эпохи империализма И. Особенно распространен. Его наиболее яркими выражениями являются "философия..

Иоанн Дунс Скот

(Duns Scotus) (1265/1266- 1308) - шотландский средневековый философ и теолог, представитель неортодоксальной ветви схоластики. В 16 лет вступил во францисканский монашеский орден. Судьба И.Д.С. Тесно связана с обоими центрами развития средневековой схоластики - Оксфордским и Парижским университетами. Окончил Оксфорд и преподавал там всю жизнь, по неоднократному приглашению Парижского (1302-1305) и Кельнского (1308) университетов преподавал во Франции и Германии. Теоретическими источниками авторс..

Иоанн Скот Эриугена

(810-877/887) - средневековый философ. Родился, по всей видимости, в Ирландии. Около 840 приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарованием И.С.Э. Привлек внимание французского короля Карла Лысого. При дворцовой школе короля И.С.Э. Переводит на латинский язык Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также комментарии к нему Максима Исповедника и трактат Григория Нисского 'О творении человека'. Был знаком с сочинениями Боэция, с 'Категориями' Аристотеля и частично с некоторыми ди..

Исповедь

Центральное произведение Августина Блаженного (датируется 400). Название сочинения полностью адекватно его реальному содержанию. Грешник, открывая читателю собственную душу, перед лицом Бога и людей кается во всех своих грехах и возносит хвалу Господу за милость Его. В первых книгах 'И.' автор воспроизводит свою биографию (см. АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ), делясь с людьми детскими чувствами и педантично перечисляя все свои тогдашние грехи. Неумеренное желание материнской груди, беспорядочный образ жизни,..

Истина

Универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. 1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативные парадигмы трактовки И. - одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф.Бэкон, Спиноза, Дидро, Гел..

Иррационализм

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. Irrationalis - бессознательное, ' неразумное) - философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действите..

Иррационализм

(лат. Irrationalis — бессознательное, неразумное) — философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвиж..

Иррационализм

ИРРАЦИОНАЛИЗМ. ..

Дополнительный поиск Иррационализм Иррационализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иррационализм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иррационализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 13 символа