Камю

269

(Camus) Альбер (1913-1960) - французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Основные философские и литературно-философские работы. 'Миф о Сизифе' (1941), повесть 'Посторонний' (1942), 'Письма к немецкому другу' ( 1943-1944), эссе 'Бунтующий человек' (1951), роман 'Чума' (1947), повесть 'Падение' (1956), 'Шведские речи' (1958) и др. Философ экзистенциальной ориентации. Особенности онтологии, гносеологии, философии истории, философии искусства определены постановкой и решением центральной для К. Проблемы. Философского оправдания стоического, бунтарского сознания, противопоставленного 'безрассудному молчанию мира'. Творчество К. - безостановочный философский поиск, который целенаправляется страстным переживанием за Человека, оказавшегося жертвой, свидетелем и соучастником трагического надлома времени и истории в 20 в.

К. Показывает, что жизнь в обезбоженном мире с необходимостью ведет к обожению человека, истории и нигилизму ницшеанского толка. К. В 'Мифе о Сизифе' стремится ответить на вопрос. Как, в чем найти надежду на позитивное бытие в мире, в котором религиозная надежда умерла. Постулируя изначальное мироощущение человека как абсурд, К. Исследует его как характеристику человеческого 'бытия-в-мире', отчужденном и неразумном. Одновременно он характеризует абсурд как границу осознанности и ясности понимания бытия. Совмещение онтологического и гносеологического смыслов осуществляется в переживании мира человеком, выпавшем из обыденного течения жизни или истории. Осуществившееся видение абсурдности бытия означает видение им своего человеческого удела.

Мужественная честность перед собой, героическая готовность к борьбе, трезвость оценки непосредственного опыта К. Противопоставляет самоубийству и 'философскому самоубийству' (религии, мифосознанию, утопиям и т.п.) как вариантам ухода жизни и мысли от устрашающе-трезвого видения абсурдности существования. Мысль К. Эволюционирует от провозглашения тотального бунта против всех богов, который выбирает абсурдный человек ('Миф о Сизифе') к представлению о том, что сохранить духовный мир человека и человечества с помощью нигилистической морали и философии невозможно (пьеса 'Калигула', 1944). От состояния 'все дозволено', ограниченного субъективным требованием полноты самоутверждения, - к пониманию угрозы самой культуре и цивилизации со стороны человека, утратившего шкалу ценностей.

К. Показывает, что абсурдный, бессмысленный мир без Бога порождает героев (совесть, дух, мужество) и тиранов (ложь, насилие, цинизм), с необходимостью требуя оценки бунта как состояния морального сознания, с одной стороны, и переосмысления 'мира' как культурно-исторического процесса - с другой. Недостаточность нравственной, социальной, исторической оправданности 'бунта против всех' преодолеваются К. В процессе переосмысления его конструктивно-деструктивных возможностей, в поиске критериев направленности бунтарского сознания человека в определении меры абсурдности мира. В романе 'Чума' К. Переходит к коллективной морали и стремлению обрести утерянное в трагедии 'изгнания' (чумы) единство, радость общения.

Мир обретает смысл, который открывается только через осмысленный, направленный на изживание абсурдности мира, бунт. Онтологизация бунта как целостной установки человеческой деятельности позволили К. Трактовать его в качестве инструмента, с помощью которого мир (историческая действительность, жизнь) теряет разрозненную бессвязность и обретает разумную целостность. В 'Бунтующем человеке' в анализе метафизического (философского) и политического бунта К. Движется от морально-нравственной к социально-исторической обусловленности трансформаций бунтующего в абсурдном мире человека. К. Обнажает условия перехода бунта как отказа от бессмысленности и жестокости - в тиранию как примирение с жестокостью. Именно слияние философского (метафизического) и политического бунтов ведет от человеческой солидарности, поиска общих смысложизненных ориентиров к абсолютизму, всезнанию, провиденциализму, террору.

В России такая трансформация была предподготовлена, согласно К., так называемой 'немецкой идеологией', 'злыми гениями Европы' Гегелем, Марксом и Ницше, создателями адекватной 20 в. Формы государственного нигилизма. Государственная идеология, опирающаяся на государственный террор, ликвидирующая свободу и миллионы жизней, исходит из релятивистского отношения к трансцендентным ценностям и абсолютизации прогрессистского доверия к истории. К. Предостерегал как мыслителей от пророческой позиции в мире, где идея способна трансформировать ткань истории, так и народы, которые делают эти пророчества идеологией своего бунта. К. Находит ограничения бунта в самом человеке, вышедшем из страданий и вынесшем из них бунт и солидарность.

Такой человек знает о своих правах, выражает в бунте свое человеческое измерение и сознание неустранимости трагизма человеческого существования. Протест против человеческого удела всегда обречен на частичное поражение, но он так же необходим человеку, как собственный труд Сизифу. Искусство для К. Служит средством спасения от нигилизма. Оно не делает человека счастливым, но человек становится свободным, освобождаясь от иллюзий прогресса, обращаясь к собственной натуре, вглядываясь в несовершенство мира. Анализ искусства у К. Движется от искусства как эстетического бегства от реальности к утверждению эстетики природы и идеалов всеобщности человеческого общения. (см. Также БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК (КАМЮ), АБСУРД ).

Значения в других словарях
Камю

(Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир, — 4.1.1960, Вильблевен, Франция), французский писатель, публицист и философ. Родился в семье рабочего. Учился на философском факультете Алжирского университета. Занимался театральной и общественной деятельностью, сотрудничал в левой печати, выпустил сборник лирических эссе «Изнанка и лицо» (1937) и «Бракосочетания» (1939). В 1934—37 состоял в компартии. В 1938 переехал во Францию. Сотрудничал в подпольной газете «Комба» («Combat»), которую возглавил пос..

Камю

КАМЮ (Camus) Альбер (1913 - 60), французский писатель и философ-экзистенциалист. Поиски мировоззренческих опор в лишенном Бога и какого-либо смысла мире, иллюзорность безграничной личной свободы в пьесе "Калигула" (1944) и последующих сочинениях. В повестях "Посторонний" (другое название - "Чужой", 1942), "Падение" (1956) нигилистический герой воплощает фатальное бессилие овладеть потоком бытия. Бунт против законов мироздания, стоическое противостояние абсурдному бытию, обязательность нравственн..

Калокагатия

(греч. Kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности). В философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. Человек - носитель К. - в истинном призвании своем должен был в..

Кампанелла

(Campanella) Томмазо (1568- 1639) - итальянский философ, поэт, политический деятель. Ортодоксальный доминиканец (до пострига в монахи в 1582 - Джованни Доменико). Стремился к освобождению Италии от испанского гнета. В первом заключении пробыл 27 лет (свои сочинения писал, привязав карандаш к руке, вывернутой тюремщиками на дыбе). Освобожден в 1626, после повторного двухлетнего пребывания в тюрьме оправдан в 1629. Сторонник идеи папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все ..

Кант

(Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая трансцендентально-критическая философия. Вся жизнь К. Была связана с городом Кенигсбергом, где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К. Традиционно различают два периода. Первый из них - 'докритический' - охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат 'Мысли об истинной оценке..

Кантор

(Cantor) Георг (1845-1918) - немецкий математик, логик, теолог, создатель теории трансфинитных (бесконечных) множеств, оказавшей определяющее влияние на развитие математических наук на рубеже 19- 20 вв. Окончил Университет Берлина (1867), профессор Университета Халле (1879-1913). Главный труд. 'Основы общего учения о многообразиях' (1902). Исследования К., инициированные необходимостью решения насущных проблем теории бесконечных рядов Фурье, стали основой для дальнейших фундаментальных исследова..

Камю

КАМЮ (Camus) Альбер (1913-1960) - французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Основные философские и литературно-философские работы. "Миф о Сизифе" (1941), повесть "Посторонний" (1942), "Письма к немецкому другу" (1943-1944), эссе "Бунтующий человек" (1951), роман "Чума" (1947), повесть "Падение" (1956), "Шведские речи" (1958) и др. Философ экзистенциальной ориентации. Особенности онтологии, гносеологии, философии истории, философии искус..

Дополнительный поиск Камю Камю

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Камю" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Камю, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 4 символа