Кант

191

(Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая трансцендентально-критическая философия. Вся жизнь К. Была связана с городом Кенигсбергом, где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К. Традиционно различают два периода. Первый из них - 'докритический' - охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат 'Мысли об истинной оценке живых сил') - до конца 1760-х. В сочинениях этого периода еще не выработан характерный для последующего времени философского творчества К. Принцип критики. В центре философских интересов К. Этого времени вопросы философии природы и особенно космологии - происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д.

Сочинения этого периода (главным из них является 'Всеобщая естественная история и теория неба', 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом, уверенностью в способность постигнуть то, что обычно представлялось недоступным познанию. Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать слова самого же К. 'Дайте мне материю, и я построю из нее мир...'. Философия так называемого критического периода может быть датирована 1770 - годом написания диссертации на тему. 'О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира'. Философия К. Этого времени состоит из трех основных частей. Гносеологии, этики и эстетики (объединенной с учением о целесообразности в природе). Каждой из трех частей соответствует одна из трех фундаментальных работ К.

- 'Критика чистого разума', 'Критика практического разума', 'Критика способности суждения'. Этот период потому называется критическим, что во всех своих сочинениях К. Исходит из следующего главного требования. Каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание. Таким образом, разработке проблематики философии, морали и т.д. Должна, по К., предшествовать гносеология, или критическое исследование познавательных способностей, на которые опираются все отрасли философии. Философия К. Является критической философией или критицизмом, при этом само понятие критики в системе К. Обозначает. 1) точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания.

2) исследование границ, дальше которых в силу устройства самого нашего сознания не может простираться компетенция разума. Метод проверки этой способности и есть критический метод, или, как его еще называет К., трансцендентальный. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов - априорных (внеопытных или доопытных) условий возможности познания. Этой проблематике посвящена главная работа К. - 'Критика чистого разума', в которой он и развивает свою концепцию научного знания. Не оспаривая тот факт, что всякое знание начинается с опыта и передается органами чувств, К. Развивает положение о том, что познание должно дополняться логически-априорным моментом, или формальным фактором, который только и придает ему вид настоящего научного, всеобщего и необходимого знания.

Согласно К., воздействуя на нас, вещи не только дают нам многообразие ощущений - то, что составляет содержание познания, но одновременно пробуждают нашу внутреннюю активность, которая и придает знанию организованный, оформленный характер. Эта независимая от всякого опыта познавательная активность и делает возможным познание опыта, придает ему всеобщий и необходимый, аподиктически достоверный характер. Для К. Основным являлся вопрос о том, как возможно получение нового знания, и он формулирует его следующим образом. Как возможны априорные синтетические суждения, т.е. Те суждения, которые расширяют наше знание и в то же время обладают искомым статусом общезначимости. Будучи идеалом всякого знания, такие суждения не могут быть однако получены из опыта, а только - из чистого разума, априори.

Главной целью философии К. И становится получение ответа на вопрос. Благодаря чему и в какой мере можно достичь познания предметов посредством чистого разума. Этот вопрос у К. Становится тождественным вопросу об основании такового синтеза, ибо при 'синтетическом суждении я должен иметь еще нечто другое (X) кроме субъекта, на что опирается рассудок, чтобы обнаружить предикат, который не заключен в субъекте'. Вся структура 'Критики чистого разума' построена таким образом, 'чтобы распознать возможности чистых синтезов в соответствии с их источниками'. При этом К. Последовательно отвечает на вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех видов знания - в математике, теоретическом естествознании и метафизике (философии).

Одновременно он исследует общие всем людям познавательные способности с точки зрения их априорных форм - чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика). В трансцендентальной эстетике он обнаруживает априорные формы чувственности - чистые созерцания, с помощью которых разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают всеобще объективное значение. Трансцендентальное истолкование чувственности и ее форм позволяет ему показать, как возможны априорные синтетические суждения в математике. Именно априорные формы - пространство и время - придают объективную значимость идеальным математическим конструкциям. В трансцендентальной аналитике К.

Исследует рассудок и его синтез с чувственностью и одновременно отвечает на вопрос об условиях возможности априорных синтетических суждений в естествознании, демонстрирует, как осуществляется синтез уже организованной априорными формами (пространством и временем) чувственности с рассудочными предпосылками, которые сам рассудок обязательно присоединяет к чувственному материалу. Эти предпосылки К. Называл чистыми понятиями рассудка или категориями, которые и представляют собой формы единства, прибавляемые к многообразию чувственности. К. Насчитывает 12 таких категорий и объединяет их в 4 класса. Количества, качества, отношения и модальности. В трансцендентальной диалектике он исследует такую познавательную способность, как разум, и в то же время отвечает на вопрос о возможности априорных синтетических суждений в метафизике (или решает проблему о том, как возможна метафизика как наука).

В отличие от рассудка и его категорий, применимых лишь в границах опыта, разум восходит за его пределы и начинает, по К., рассуждать о мире в целом, о природе как бесконечности, о свободе и Боге, доводя синтез опыта до безусловной, тотальной законченности. К. Вводит здесь понятие 'идей разума', которые и соответствуют потребности последнего восходить к безусловному и которым, как оказывается, нет адекватных предметов - аналогов опыта, т.к. Безусловное единство, мыслимое в них, никогда не может быть найдено в границах этого опыта. К. Настаивает тем не менее на важной роли этих идей как необходимых идеалов познания, регулятивов, направляющих познавательную и практическую деятельность человека. В случае, если разум начинает делать свои идеи предметом непосредственного исследования, он впадает в противоречия с самим собой, которые выступают у К.

Как антиномии чистого разума. Старая метафизика, по К., потому и не могла претендовать на звание науки, что идеи разума она пыталась подвести под реальные опытные предметы. Он считал, что в качестве науки метафизика возможна только через осуществление критического исследования чистого разума, т.е. Как наука, основанная на познании самого разума, его природы, источников, границ, чистых принципов и т.д. Метафизика мыслилась К. Как состоящая из трех частей. 1) пропедевтики (трансцендентальной критики). 2) метафизики природы. 3) метафизики нравственности. Но в действительности метафизика оказалась у К. Несколько деформированной - критическая часть заняла в ней господствующее место, метафизика нравов оказалась излишне эмпиричной, а метафизика природы - вообще неразработанной.

Этику К. Следует рассматривать и как результат, и одновременно как исходный пункт его теоретической философии, т.к. Именно проблема человека и его свободы явились побудительным мотивом всего философского творчества мыслителя. Замысел так называемой метафизики нравственности возник у К. Еще в 1760-е. Написав 'Критику чистого разума', он вновь возвращается к этике, которой посвящены 'Основы метафизики нравственности' (1785), 'Критика практического разума', 'Метафизика нравов' (1797). В этике, как и в гносеологии, К. Занят поисками общезначимых, необходимых, вневременных, т.е. Независимых от смены общественных состояний, прогресса и т.д., законов человеческого существования, определяющих те или иные поступки людей.

В роли главного такого закона К. Формулирует так называемый категорический императив или правило, определяющее форму морального поступка. При этом К. Стремился строго отделить сознание нравственного долга от всех чувств, эмпирических склонностей к выполнению этого закона. Поступок будет нравственным, если он совершен исключительно из уважения к этому закону. Главным в этике для К. Было найти всеобщую форму нравственного поведения людей, исключающую саму возможность безнравственных поступков, зла и несправедливостей. Эстетика К. Изложена в первой части его 'Критики способности суждения'. Согласно К., прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса - только своей чистой формой, т.е.

Это 'незаинтересованное удовольствие', доставляемое созерцанием формы предмета. Прекрасное у К. Во многом субъективно, и его оценка не может быть доказана, однако эстетическое суждение высказывается так, как если бы выражаемая в нем оценка имела всеобщее и необходимое значение. Высшим видом искусства К. Объявляет поэзию, ибо она возвышается до изображения идеала. В своей философии истории К. Отказывается от теологического понимания истории и рассуждает в духе традиционных просветительских идей, объясняющих ее исключительно естественными причинами. Большую роль в историческом процессе он отводит естественным потребностям людей, а также конфликтам между ними, которые, по К., и являются источником исторического движения человечества к своей великой цели - всеобщему правовому гражданскому обществу.

Важное место в социально-исторической философии К. Занимали проблемы войны и мира, а также установления состояния 'вечного мира' между государствами. В трактате 'К вечному миру' (1795) он подробно анализирует и формулирует главные средства достижения и сохранения мира. Учение К. Представляет собой исходное звено в преемственном ряду систем философского идеализма, обозначаемых общим термином - немецкая трансцендентально-критическая философия (хотя само оно последовательно идеалистическим не являлось). Значение творчества К. Следует оценивать, имея в виду те достижения, которыми немецкая философия обогатила развитие человеческой мысли. В то же время следует отметить и личный вклад К. В это развитие. 1. К. Впервые в истории философии обосновал творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности, показав в предисловии ко второму изданию 'Критики чистого разума', что сами предметы в процессе человеческой деятельности вынуждены сообразовываться с человеческим познанием и его результатами, а не наоборот.

К. Гносеологически обосновал человеческую свободу, доказав, что человек в принципе способен производить новое - и в теоретической, и практической деятельности. Таким образом, чисто теоретическая проблема о возможности нового знания оказалась проникнута у К. Глубоко гуманистическим пафосом. 2. Разделяя в целом многие идеалы просветительского новоевропейского рационализма, К., вместе с тем, впервые четко обозначил проблему границ и условий человеческого познания, решительно поколебав притязания науки на универсальное знание и универсальные цели. Эта тенденция получит затем мощный импульс к развитию в различных философских системах 20 в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм и др.). 3. Создав глубоко противоречивое, дуалистическое учение об источниках познания, К.

Дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по-разному устранить эту половинчатость. Дальнейшее развитие немецкой философии было связано, главным образом, с попытками создать целостный, полный идеализм совершенно чистой, в себе и через себя существующей философии. Этот идеализм в специфической форме обогатил человеческую мысль грандиозными достижениями и оказал колоссальное воздействие на развитие новейшей философии и всей духовной культуры и истории 20 в. (см. Также КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (КАНТ), КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА (КАНТ), КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ (КАНТ), АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА, АПРИОРНОЕ ЗНАНИЕ, АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ, ВЕЩЬ В СЕБЕ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА, ИДЕИ РАЗУМА, КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ, ЧИСТЫЕ ПОНЯТИЯ РАССУДКА, НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.).

Значения в других словарях
Кант

I(Kant) Герман (р. 14.6.1926, Гамбург), немецкий писатель и публицист (ГДР). Первый сборник новелл «Немножко южного моря» (1962). Романы К. «Актовый зал» (1965, рус. Пер. 1968), «Импрессум» (1972) посвящены проблемам становления личности в социалистическом обществе. Премия им. Г. Гейне (1962) и премия им. Г. Манна (1967). Соч. In Stockholm, В., 1971 (совм. С Л. Реэром). В рус. Пер. — В союзе с народом, «Вопросы литературы», 1969, № 10. Лит. Книпович Е., «Актовый зал» Г. Канта, «Иностранная лите..

Кант

КАНТ (от лат. Cantus - пение - песня), род бытовой многоголосной песни (преимущественно 3-голосной), распространенной в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Канты исполнялись ансамблем певцов или хором без сопровождения. Первоначально - на религиозные тексты. С 18 в. - бытовые, любовно-лирические, а также военно-патриотические канты, в петровскую эпоху - "приветственные" и "панегирические" канты (см. Виватный кант).. ..

Кант

КАНТ (от латинского cantus - пение, песня), многоголосная песня, распространенная в России, Белоруссии и на Украине в 17 - 18 вв. Основной вид - "виватный кант" - торжественно-гимнического характера, преимущественно 3-голосный, сложившийся в русской музыке в эпоху Петра I и исполнявшийся главным образом во время> придворных празднеств.. ..

Кант

(Immanuel Kant, первонач. Cant) — основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно быть разделено на два периода. Докритический (или докантовский) и послекритический (или послекантовский). Согласно его собственному сравнению (с Коперником) К. Не открыл для ума новых миров, но поставил самый ум на такую новую точку зрения, с которой все ..

Кант

(нем. Kante - край). Оторочка, выпушка, кайма.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)нем. Kante, край. Оторочка.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Кант

Кантик, шнурок, напуск, выпушка, полоска, оторочка, окантовка. ..

Кант

Город (с 1985) в Киргизии, Чуйская обл. Железнодорожная станция. 24,2 тыс. Жителей (1991). Цементно-шиферный комбинат, сахарный и другие заводы.. ..

Кант

Кантик м. Выпушка, оторочка по швам или краям одежды. Обвод, кайма, шитая или накладная. Кантовать мундир, портняжное вшивать выпушку. | Кантовать доски, при свалке их, оборачивать, переворачивать исподом вверх.. ..

Кант

1. М.1) а) Цветной шнурок, узкая полоска ткани (обычно другого цвета), вшитая по краям или швам одежды. Оторочка.б) Полоска, окаймляющая в виде рамки фотографическую карточку, рисунок, таблицу и т.п.2) Ребро бруса, доски и т.п., обтесанных так, что в поперечном сечении получается прямоугольник.2. М.Многоголосная песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально - на религиозные, с XVIII в. - на бытовые, лирические, военно-патриотиче..

Кант

-а, м. 1. Вшитый цветной шнурок, узкая полоска ткани по краю или шву одежды. 2. Полоска, к-рой оклеен по краям в виде рамки эстамп, рисунок, таблица. II уменьш. Кантик, -а, м. II прил. Кантовый, -ая,-ое.. ..

Кант

Канта, м. (латин. Cantus - пение). (истор.). Похвальное песнопение торжественного или церковного содержания. (Бурсаки) во весь рот начинали петь кант. Гоголь.. ..

Кант

I I. "шов, отделка, обшивка". Вероятно, через польск. Kant из нем. Kante, которое происходит из ст.-франц. Саnt, лат. Canthus. См. Брюкнер 216. Клюге-Гётце 281. Отсюда кантова́ть (не из шв., вопреки Маценауэру, LF 8, 43). •• [См. Еще Тернквист, "Slav. Rev"., 32, 1953, стр. 140. – Т.]II II. "хвалебная песнь, духовная песнь", церк., укр. Кант. Через польск. Kant из лат. Cantus "пение" от саnō, -еrе "петь". См. Брюкнер 216.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—197..

Кант

(от лат. Cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. Создавались на религиозные тексты и бытовали лишь в кругах духовенства и монастырского населения. Возникновение К. Связано с развитием силлабич. Поэзии (с сер. 17 в.). В первых сборниках К. (80-90-е гг. 17 в.) встречаются тексты Симеона Полоцкого, иеромонаха Германа, Дмитрия Ростовского и др. (имя автора иногда зашифровывалось в акростихе). В этих с..

Кант

Кант (Kant) Иммануил (1724-1804). Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Профессор университета в Кенигсберге. По общественным взглядам - просветитель умеренного направления. В своем главном труде - "Критика чистого разума" Кант пытался обосновать непознаваемость сущности вещей ("вещи в себе"). С точки зрения Канта наше знание обусловливается не столько внешним материальным миром, сколько общими законами и приемами нашего ума. Этой постановкой вопроса К. Положил начало ..

Кант

(Kant), Иммануил (22.IV.1724 - 12.II.1804) - нем. Философ, родоначальник нем. Классич. Философии. Род. И прожил всю жизнь в Кёнигсберге (ныне Калининград). Окончил Кёнигсбергский университет (1745). Приват-доцент этого университета с 1755, проф. С 1770. Творчество К. Распадается на два периода - докритический (до нач. 70-х гг.) и критический.Докритич. Период характеризуется преимуществ. Интересом К. К естествознанию и натурфилософии. К этому периоду относится его космогонич. Гипотеза, изложенная..

Кампанелла

(Campanella) Томмазо (1568- 1639) - итальянский философ, поэт, политический деятель. Ортодоксальный доминиканец (до пострига в монахи в 1582 - Джованни Доменико). Стремился к освобождению Италии от испанского гнета. В первом заключении пробыл 27 лет (свои сочинения писал, привязав карандаш к руке, вывернутой тюремщиками на дыбе). Освобожден в 1626, после повторного двухлетнего пребывания в тюрьме оправдан в 1629. Сторонник идеи папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все ..

Камю

(Camus) Альбер (1913-1960) - французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Основные философские и литературно-философские работы. 'Миф о Сизифе' (1941), повесть 'Посторонний' (1942), 'Письма к немецкому другу' ( 1943-1944), эссе 'Бунтующий человек' (1951), роман 'Чума' (1947), повесть 'Падение' (1956), 'Шведские речи' (1958) и др. Философ экзистенциальной ориентации. Особенности онтологии, гносеологии, философии истории, философии искусства..

Кантор

(Cantor) Георг (1845-1918) - немецкий математик, логик, теолог, создатель теории трансфинитных (бесконечных) множеств, оказавшей определяющее влияние на развитие математических наук на рубеже 19- 20 вв. Окончил Университет Берлина (1867), профессор Университета Халле (1879-1913). Главный труд. 'Основы общего учения о многообразиях' (1902). Исследования К., инициированные необходимостью решения насущных проблем теории бесконечных рядов Фурье, стали основой для дальнейших фундаментальных исследова..

Карнавал

Культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим 'типом образности' (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный анализ К. В культурологическом контексте был впервые осуществлен в книге М.М.Бахтина 'Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и 'Ренессанса' (первый вариант рукописи был завершен в 1940. Первое издание - Москва, 1965. Переведена на мног..

Кант

КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая классическая философия. Вся жизнь К. Была связана с городом Кенигсбергом (сейчас - Калининград), где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К. Традиционно различают 2 периода. Первый из них - "докритический" - охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат "Мысли об истинн..

Кант

Края переплетной крышки или обложки, выступающие за обрез блока. Кант предохраняет блок от порчи и загрязнения, улучшает раскрываемость книги, брошюры и пр.. ..

Дополнительный поиск Кант Кант

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кант" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кант, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 4 символа