Не-я

163

Противополагаемый 'Я' один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего. 'Я' полагает 'Н.' или 'Я' полагает 'Н.' в 'Я'. Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания ('Я' полагает само себя'), следствием которого становится необходимость для 'Я' определить самого себя, а значит - отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является 'H.' ('H.' не есть 'Я'). Так как только 'Я' полагается первоначально, то и противополагать можно только этому 'Я'. Более того, только само 'Я' есть то, что противополагает, и таким противополагаемым 'Я' есть 'Н.'. Данное положение наукоучения не должно трактоваться в том смысле, что 'Я', полагая 'H.', творит тем самым природу и мир вне человека - т.наз.

'вещи в себе'. Фихтеанское 'Н.' не есть вещь вне нас, не есть нечто такое, что находится вне нашего сознания. Фихте совершенно отказывается от кантовской 'вещи в себе', полагая, что 'Н.', даже будучи отличным от 'Я', полагается 'Я' не где-нибудь, а именно в сознании (отсюда. 'Я' полагает 'Н.' в 'Я'), т.е. 'Н.' само является только чем-то представленным в сознании, в 'Я', его содержанием и не более. В определенной мере отношение 'Я' и 'Н.' может быть выражено через категории субъекта и объекта, в качестве двух необходимых первичных противопоставлений, содержащихся в акте самосознания и мыслимых только по отношению друг к другу. Как субъект не может мыслиться без объекта, так и объект немыслим без субъекта.

Дальнейшее развитие этого взаимоотношения ('Я' и 'Н.') осуществляется у Фихте через категорию взаимодействия, выражающую взаимное определение ими друг друга. Так формулируется третье основоположение фихтеанского наукоучения. 'Я' противополагает в 'Я' делимому 'Я' делимое 'Н.', из которого следует затем разделение всего наукоучения на практическое и теоретическое. Так как 'Я' и 'Н.' оба полагаются в 'Я' и через 'Я', как ограниченные друг другом, то соответственно их объединение предполагает их одновременное взаимное ограничение, в котором с необходимостью содержатся два действия. 1) либо 'Я' определено 'Н.' и между ними складывается причинное отношение основания и 'Я' оказывается теоретическим. 2) либо 'Н.' определено 'Я' и между ними складывается причинное отношение цели и действия, а 'Я' оказывается практическим.

Соответственно, системы теоретического и практического наукоучения становятся двумя координированными рядами, образующими связанное целое, в котором реальность 'Н.' может быть уяснена только из теоретического 'Я', а необходимость последнего - из практического 'Я'. Таким образом, Фихте преодолевает кантовский дуализм и обосновывает единство теоретического и практического 'Я', показывая основополагающую роль практически-деятельностного отношения к миру..

Значения в других словарях
Науки О Природе И Науки О Культуре

(1910) - одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно расширенном виде, идей доклада, прочитанного автором в 1898 и изданного в 1899. После завершения работы над текстом 'Границы естественно-научного образования понятий' (1896-1902) Риккерт счел необходимым вновь вернуться к обсуждавшимся в докладе вопросам, чтобы дополнить первоначальный очерк. А) с..

Наукоучение

(нем. - Wissenschatslehre) - 1. Термин, используемый Фихте для обозначения собственной системы философских взглядов, отождествляемой им с 'учением о науке', 'знанием знания', 'наукой о сознании' и т.п. Указывающий на проблемную преемственность его философии по отношению к критической философии Канта, целью которой были поиски предельных оснований научного знания. 2. Общее название корпуса работ Фихте, в которых философия обосновывается в вышеозначенном качестве. Начиная с весны 1794 - времени, к..

Негативная Диалектика

('Negative Dialektik', 1966) - книга Адорно, посвященная характеристике методологического подхода 'материальных исследований'. В рамках этого изложения Адорно, в отличие от предшествующих публикаций, впервые детально и полно изложил суть своей философской концепции. Книга, посвященная реконструкции идеи Н.Д., состоит из введения и трех частей, написанных афористическим, экспрессионистским языком. Внутренний ритм немецкого текста сознательно поставлен в соответствие нетрадиционной, прихотливой ри..

Нейман Фон

Фон (Neumann von) Джон (Янош, Иоганн) (1903-1957) - математик, философ (США). Член Национальной академии США, Американского философского общества, Американской Академии искусств и наук, Академии деи Линчей (Италия), Ломбардского института наук и литературы, Нидерландской королевской академии наук и искусств, Перуанской академии точных наук, почетный доктор ряда университетов США и других стран. Член Комиссии по атомной энергии США (с 1954). Важнейшие труды. 'Аксиоматическое построение теории мно..

Не-я

У ВОСанскр. Анатма, анат-мавада. "Не-я" - одна из важнейших доктрин буддизма.Возникла в раннем буддизме в противовес ортодокс, учению брахманизма о существовании индивид., вечного субстанциального субъекта - "я", души и атмана - мирового духа, субстанции всего сущего. Вместо концепции атмана буддизм выдвинул доктрину "пяти скандх" (у юнь), т.е. Пяти групп элементов, составляющих личность. Доктрина У в. Тесно связана с буд. Учением о всеобщем непостоянстве. В отличие от атмана, скандхи и их элеме..

Не-я

НЕ-Я - противополагаемый "я" один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего. "я" полагает "Н." или "я" полагает "Н." в "Я". Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания ("я" полагает само себя"), следствием которого становится необходимость для "я" определить самого себя, а значит - отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является "Н." ("Н." не есть "я"). Так как только "я" полагается первоначально, то и противоп..

Не-я

— противополагаемый "Я" один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего. "Я" полагает "Н." или "Я" полагает "Н." в "Я". Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания ("Я" полагает само себя"), следствием которого становится необходимость для "Я" определить самого себя, а значит — отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является "H." ("H." не есть "Я"). Так как только "Я" полагается первоначально, то и противополага..

Дополнительный поиск Не-я Не-я

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Не-я" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Не-я, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 4 символа